На главную
страницу узла
На главную
страницу библиотеки
Наша библиотека
М.В. Назаров
Сталин создает
Московскую Патриархию
4 сентября 1943 г. Сталин изъявил
желание встретиться с высшими церковными
иерархами, которых оставалось в живых не
так уж много. Встреча произошла в тот же
день вечером. На правительственном
автомобиле в Кремль были доставлены
митрополиты Сергий (Страгородский),
Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич),
присутствовал В.М. Молотов.
«Кратко отметив положительное
значение деятельности Церкви за время
войны, Сталин просил митрополитов...
высказаться о назревших, но не разрешенных
вопросах». Архиереями были высказаны
пожелания освободить из заключения
духовенство, возобновить издание 'Журнала
Московской Патриархии', собрать
Архиерейский Собор для избрания Патриарха.
В последнем вопросе Сталин попросил «проявить
большевицкие темпы», и Собор собрался уже 8
сентября в составе 19 архиереев.
«На Собор многих архиереев
доставляли на военных самолетах. Почти все
они были исповедниками, прошедшими через
тюрьмы, лагеря и ссылки... Собор заслушал
доклад митрополита Ленинградского
Алексия 'Долг христианина перед
Церковью и Родиной в переживаемую эпоху
Отечественной войны'». О кандидатах в
Патриархи митр. Алексий сказал: «Я считаю,
что никто из нас, епископов, не мыслит себе
другого кандидата, кроме того, который
положил столько трудов для Церкви» – имея
в виду митр. Сергия. «Все встали и пропели
'Аксиос'... В обращении Собора к
советскому правительству говорилось: 'Глубоко
тронутые сочувственным отношением нашего
всенародного вождя, главы советского
правительства И.В. Сталина, к нуждам
Русской Православной Церкви и к скромным
трудам нашим, ее смиренных служителей,
приносим правительству нашу общесоборную
искреннюю благодарность и радостное
уверение, что, ободренные этим сочувствием,
мы приумножим нашу долю работы в
общенародном подвиге за спасение Родины'...»
(Прот. Владислав Цыпин. 'История Русской
Церкви. 1917-1997').
Разумеется все это
противоречило церковным канонам (апостольское
правило 30: «Аще который епископ, мiрских
начальников употребив, чрез них получит
епископскую в церкви власть: да будет
извержен и отлучен, и все сообщающиеся с
ним»), но об этом тогда в России мало
кто думал: важнее была реабилитация Церкви
после гонений.
Так произошел поворот в
церковной политике богоборческого
государства, вынужденный требованиями
военного времени. Однако верхом наивности
(или лукавства) было бы видеть в этом
патриотическую заботу «национального
вождя Русского Народа» Иосифа
Виссарионовича Джугашвили о Церкви, как
уверяют некоторые национал-большевицкие
'историки'. По свидетельству Г.
Карпова, тогдашнего куратора церковных
дел от госбезопасности, перед встречей с
архиереями Сталин задал ему вопросы о
количестве приходов, что из себя
представляют архиереи, кто руководит
другими православными Церквами, когда и
как был избран Патриарх Тихон, – даже
этого «национальный вождь Русского Народа»
не знал. Подлинной причиной этого
тактического поворота было то, что в
первый период войны народ в СССР не хотел
защищать марксистскую власть, только что
проведшую коллективизацию, безбожную
пятилетку и массовые репрессии. Этому
множество свидетельств! При этом немцы на
оккупированных территориях не
препятствовали открытию церквей – и они
открывались многими тысячами повсеместно.
И лишь после реабилитации Сталиным (из-за
потребностей обороны) русского
патриотизма и Церкви наступил перелом в
настроениях народа. Хотя этому, конечно
'помог' и Гитлер своей расистской
антирусской политикой (вместо объявленной
антикоммунистической) на оккупированных
территориях.
В православной оценке тех
действий Сталина вообще должна быть
другая точка отсчета: этот бывший
семинарист стал богоотступником и остался
им; как раз во время сталинского «свержения
власти еврейских большевиков», в 1937–1938
гг. в ходе 'безбожной пятилетки' было
расстреляно 106 800 православных
священнослужителей. Эта мера была
предпринята после того, как перепись 1937
года (когда на вопрос о религии отвечали
граждане с 16 лет) дала поразительную цифру
верующих в СССР: 55,3 млн. человек, из них 41,6
млн. православных (неверующими назвались
42,2 млн.). Это означало, что, несмотря на
преследования, православными себя открыто
признали 42,3 % взрослого населения страны. А
ведь еще было и множество катакомбных
верующих, скрывавших свою веру от
богоборческой власти!
В 1939 г. в СССР расстреляли еще 900,
в 1940-м – 1100, в 1941-м – 1900, в 1943-м – 500
православных священнослужителей (цифры
уменьшились, поскольку духовенства на
свободе тогда уже почти не осталось:
накануне войны на всю страну в границах 1939
года было лишь около сотни действовавших
храмов и ни одного монастыря). Поэтому
суждение о Сталине как «национальном
вожде Русского Народа» трудно расценить
иначе, как кощунство над памятью этих
мучеников.
Подавляющее большинство
церквей, действовавших в СССР после войны (около
14 000, в том числе 101 монастырь), были открыты
именно при немецкой оккупации или вошли в
состав СССР вместе с присоединенными
территориями. (Поэтому неверно частое
утверждение, что в годы войны при Сталине
было открыто 20 000 храмов.) И уже в декабре 1944
г. по мере продвижения Красной армии на
запад Совнарком предписал закрывать
открытые храмы, если до войны в них
размещались государственные организации (к
1949 г. закрыли 1150 таких приходов); в 1946–1947 гг.
было ликвидировано 16 монастырей. Если до
1947 г. кое-где храмы еще открывались по
настойчивым просьбам верующих, то с 1948 по
1953 гг. ни один новый храм не был открыт,
несмотря на многочисленные просьбы.
Попытки первоиерарха встретиться со
Сталиным не удались. В 1946 г. духовенство
было обложено огромным налогом. В 1947 г.
было создано 'Всесоюзное общество по
распространению политических и научных
знаний' с целью усиления атеистического
воспитания. В 1948 г. запретили проведение
крестных ходов и начали закрытие храмов и
монастырей. С 1 января 1947 по 1 июня 1948 г. было
арестовано 679 священников; начались и
аресты архиереев: арестовали архиепископа
Мануила (Лемешевского) и др.
То есть Церковь была нужна
Сталину лишь как тактический союзник в
годы войны; предоставленный же войной
удобный повод для отказа от марксизма с
переходом на русскую идеологию не был
использован. В книге митрополита Санкт-Петербургского
Иоанна (Снычева) об этом сказано следующее:
«...'примирение' с властью далось
церковной иерархии дорогой ценой
компромиссов, безусловно, болезненных для
православного сознания. В первую очередь
это касается участия священноначалия в
кампании прославления Сталина, что было
безоговорочным условием 'примирения'.
'Глубоко тронутые сочувственным
отношением нашего всенародного Вождя,
Главы Советского Правительства И.В.
Сталина к нуждам Русской Православной
Церкви, приносим Правительству нашему
общесоборную искреннюю благодарность',
– писали 'вождю всех народов' в 1943
году съехавшиеся на архиерейский собор
епископы. Конечно, все это было
вынужденным и не отражало их
действительной точки зрения, но факт
остается фактом – антихристианская
диктатура в СССР не изменила своей
внутренней сущности, она лишь
приспособилась к новым условиям», –
пишет митрополит Иоанн (Самодержавие духа.
СПб., 1994. С. 320.). Именно так это
восприняли тогда и епископы Зарубежной
Церкви, не поверившие в искренность
намерений Сталина.
Работа взята со страницы
http://www.rusidea.org/?a=25090409
Я приглашаю Вас присылать
интересные для читателей и Вас работы
Николай
Е-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного
разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский.
1997-2007 Москва Россия
начало создания 5
августа 1997 г.