"Когда-то мы встречали в Европе
мусульман, теперь встречаем ислам"
Монс. Панафьe, архиеп. Марсельский.
Чеченская война привлекла внимание
российской читающей публике к тому, что
прежде казалось неизвестным и
малоинтересным. К исламскому фактору.
Ранее мы вспоминали, что существует какой-то
ислам, только лишь слушая по телевизору
выпуски новостей об Иране или читая
примечания к словечкам типа "рамадан"
(месяц поста) или "минбар" (кафедра
проповедника) где-нибудь в сборнике
анекдотов о Ходже Насреддине (нередко
весьма непочтительных к исламским
святыням). Что еще интересного можно
сказать об исламе, кроме того, что сия
религия разрешает иметь четырех жен?
Ислам занимает второе место в мире по
числу последователей после христианства.
Ислам стал основой традиционной культуры
в странах Передней и Средней Азии,
Северной Африки. Исламские государства
представляли одно время смертельную
угрозу христианской Европе, вплоть до
битвы под Веной в 1683 г. И вот история
возвращается. Как будто бы не было триумфа
Европы в XIX столетии, когда с Османской
Империей никто не считался, как будто не
жили мусульманские народы под властью
христианских держав, как будто не было
всей истории побед русского, греческого,
западного оружия над "нечестивыми
агарянами". И вместо красного призрака
коммунизма по Европе бродит зеленый
призрак исламcкого экстремизма.
Некоторые люди скажут, что автор данных
строк сгущает краски. В связи с этим
хотелось бы напомнить ряд фактов. В Европе
мы имеем уже три мусульманских по культуре
(пока еще светских по конституции)
государства - Албанию, Боснию и Турцию (владеющую
"европейской частью", т. е.
Константинополем [по-турецки, "Стамбул"]
и его окрестностями). Мы уж не говорим о
самопровоглашенной турецкой республике
на северном Кипре, откуда изгнаны греки, 55
церквей превращены в мечети, а остальные
приспособлены для мирских нужд ("Русский
дом", 1999, N 10, стр. 21). Мы были свидетелями
войн в Югославии и Чечне, где под крики "Аллах
акбар" убивали христиан и рушили церкви.
Мы знаем, что мусульманская иммиграция в
страны Западной Европы столь велика, что
это вызывает серьезное беспокойство
местного коренного населения, что в свою
очередь используется антимусульманскими
и мусульманскими экстремистами.
Следует иметь в виду, что ислам возник
позже христианства. Некоторые считают, что
ислам представляет собою прямой вызов
вере Христовой, сознательное отрицание
Креста. Мусульмане, признавая Иисуса (Ису)
Пророком, не верят ни в Его Божественность,
ни в смерть на Кресте. О происхождении
ислама среди исламоведов существуют
различные мнения. Большинство из них
допускают возможность исторического
существования Магомета и историчность
сведений о возникновении ислама,
содержащихся в мусульманских источниках (за
исключением, конечно же, рассказов о
сверхъестественных событиях). Есть и
другая теория, приверженцами которой были
французы о. Лямман (Lammens), бр. Бруно Бонне-Эймар
и многие другие. В соответствии с ней,
никакого Магомета не было в реальности (автор
Корана, аравийский еврей, зовет себя
прилагательным "muhammadun" - "угодный [Богу]",
т. е. пророк), города Мекки в VII веке не
существовало, а слово Bakka, переводимое "Мекка",
значит долину Бака под Иерусалимом, слово
Ka’ba - "кубос", памятник, посвященный
чудесному обращению в христианство
хулителя Богородицы первосвященника
Иофонии (монумент упоминается в одном из
слов святителя Германа
Константинопольского), рассказы о военных
победах Магомета - миф, сура и хадисы -
исторически недостоверны ("Zawsze wierni",
1999, N 31, str. 22-45). Мы воздержимся от согласия
или несогласия с одной из двух гипотез,
поскольку кто тут прав неясно. Ясно только
то, что исторически христианство и ислам
идейно противостояли друг другу.
Зачинателем полемики с исламом на Востоке
был преподобный Иоанн Дамаскин, на Западе -
Петр Достопочтенный.
В отличие от мусульманских экстремистов,
мы понимаем, что в наше сложное время не
следует возвращаться к средневековой
модели межрелигиозных отношений,
характеризовавшейся крайней
нетерпимостью. Мы не призываем к вражде
против мусульман как таковых. Но это не
значит, что мы не должны бороться с той
частью мусульман, которые этого не
понимают, т. е. с экстремистами. Это не
значит, что мы должны забыть историю и не
поминать мучеников от мусульман убиенных.
Это никак не значит, что мы должны
закрывать на глаза на реально
существующие серьeзные проблемы в
мусульманско-христианских отношениях.
Проблема, собственно говоря,
подразделяется на две части: 1) Культурная
экспансия респектабельных мусульман в
Европе, мусульманский прозелитизм среди
европейцев, требующий интеллектуального
ответа Церкви и всех мыслящих защитников
христианства и европейской культуры,
взращенной на христианских ценностях; 2)
Военная и террористическая экспансия
мусульманских экстремистов, требующая
вооруженного ответа силовых
государственных структур, а в условиях
нестабильного общества со слабым
государством (хотелось бы надеяться, что
это не наш, не российский случай) - всех
вооруженных групп немусульманского
населения, вплоть до криминальных
структур. Или мы справимся с ними, или
будем их рабами - такая мысль прозвучала в
письме одного капитана нашей армии,
геройски погибшего в Чечне ("Русский дом",
1998, N6, стр. 5-6).
А пока… пока идет мирное наступление
ислама в христианской Европе. По сообщению
агентства АФП, во Франции насчитывается
более 500 000 коренных французов, принявших
Ислам, и являющихся выходцами из всех
социальных слоев общества. Ежемесячный
католический журнал "Actualitй Religieuse",
посвятивший этой актуальной проблеме
целый архив, отмечает, что обратившиеся в
Ислам христиане, коренным образом
отличаются от тех христиан, какими они
были еще совсем недавно. Раньше, как
подчеркивает он, речь шла лишь о военных,
соприкоснувшихся с Исламом во время их
миссии в Северной Африке или на Ближнем
Востоке. Первым из них и наиболее
известным является генерал Мену,
заменивший генерала Клебера во главе
французской армии, оставшейся в Египте
после экспедиции Бонапарта в XIX веке.
Являясь выходцем из традиционно военной
семьи, он был тронут "солидарностью
арабских солдат, их храбростью, тем, как
они дорожат честью и ведут себя в бою".
Второе течение обратившихся в Ислам,
составили востоковеды, изучившие духовные
и философские тексты мусульман. К ним
относится Рене Генон (1886 - †1951), внимание и
интерес которого привлек исламский
мистицизм.
Однако в настоящее время люди, принимающие
ислам, оправдывают свое решение "возвратом
к духовному". Эти люди принадлежат к
разной среде: интеллектуальной (философ
Рожэ Гароди, специалист по суфизму Мишель
Шодкивич), артистической (танцор и
хореограф Морис Бежар),
кинематографической (подводник Жак Ив
Кусто), медицинской (хирург Морис Бюкай),
религиозной (бывш. католический священник
Абдельмаджид Жан-Мари Дюшемэн),. Но также, и
именно в этом заключается своеобразие
сегодняшнего дня, ислам принимают теперь и
служащие, и рабочие. Примером этого можно
привести принятие ислама молодым
человеком из департамента Арденны,
ставшим Абдуллой и нашедшим "в
постоянстве ислама" покой, который он не
находил более в католицизме. Как говорит
он сам: "В исламе нет пересмотренных и
исправленных догм. Мусульманин, живший
несколько веков назад, вернувшись в наше
время, нашел бы тот же самый ислам во всей
его целостности". (Очевидно,
новоиспеченный магометанин смутился
радикальностью перемен, произошедших в
Католической Церкви после Второго
Ватиканского Собора.)
Других привлекает в исламе черты, которые
в христианском мире характерны для
протестантов, а именно возможность,
которую якобы предоставляет ислам - "обратиться
к Богу напрямую, без помощи служителя
Церкви". Один из этих людей, желавший
быть католическим монахом, после
безуспешного опыта, обрел духовное
удовлетворение в среде суфиев. Как
подчеркивает Анри Фреске, ведущий
религиозной хроники в журнале "Monde",
француженки cоставляют около 55% от
принявших ислам. Выйдя замуж за
мусульманина, они охотно принимают
религию своего мужа. Наконец, Рожэ Гароди в
своем интервью кувейтскому агентству
подчеркнул, что представители
интеллигенции всe больше принимают ислам и
не подвергаются во Франции никаким
преследованиям. Многие принявшие ислам
французы работают в Парижской мечети на
добровольных началах. Некоторые обучают
Корану детей иммигрантов (!!!), организуют
поездки.
Типы итальянцев, принимающих ислам, самые
разнообразные: "Несмотря на свою
относительную малочисленность (речь идет
о десятках тысяч человек), с ними уже
нельзя не считаться. Большинство из них
принимают ислам при вступлении в брак (исследователи
считают, что число таких обращенных около
60-70%). Как известно, мусульманка не может
выйти замуж за немусульманина, и поэтому
для заключения брака муж должен принять
ислам. Подготовка к обращению в ислам
проводится в исламских центрах, где, кроме
того, этот факт ещe и удостоверяется.
Многие приобщаются к исламу, знакомясь с
ним во время заграничных путешествий, а
другие - благодаря встрече и дружбе с
некоторыми мусульманскими иммигрантами,
живущими в Италии. Среди новообращенных
встречаются и бывшие активисты левого и
правого движений, разочаровавшиеся в
политической борьбе. Новообращенные,
воодушевленные миссионерством и активной
деятельностью, с энтузиазмом работают на
создание общественного образа ислама; они
часто занимают ответственные должности в
организациях, в сфере производства и
распространения печатной продукции"
("Новая Европа", N 13, 2000, стр. 63-64).
По утверждению информсервера "Ислам. Ру",
ссылающегося на известную лондонскую
газету "Таймс", немалое число людей в
Великобритании, целыми группами (чего не
было ранее), принимают ислам. Большинство
из них - женщины. Растущий процент
принимающих ислам подтверждает
предположение, что в ближайшем будущем
ислам станет важной, могучей религиозной
силой в Великобритании. В этой связи Роз
Кендрайк, преподаватель религии и автор
учебника по изучению Корана, отмечает: "В
течение двадцати ближайших лет число
британцев, принявших ислам, будет равно
числу мусульман- эмигрантов, привнесших
эту религию в страну, а, может быть, и
превзойдет его". В Великобритании среди
каждых 10-20 тысяч вновь принявших ислам
женщины составляют подавляющее
большинство; мусульманская же община в
целом достигает 1-1,5 миллиона человек.
Большинство принявших ислам в
Великобритании представляют "средний"
класс. Среди мусульман - сын и дочь судьи
Скотта, т.е. того человека, который
расследует факты оснащения Ирана оружием
со стороны Великобритании. Илийя Хаири -
врач-психиатр, американка по
происхождению, принявшая Ислам 15 лет назад,
отмечает: "Ныне свет ислама
распространяется на Западе. Это то, о чем
сообщал пятнадцать веков назад пророк
Магомет (да благословит его Аллах и
приветствует)!". Далее Илийя Хаири
добавляет: "Люди на Западе принимают
Ислам с открытыми глазами, не соблюдая все
восточные традиции. Они сторонятся
многого, что считается ошибочным в области
культуры". Некоторые на Западе
указывают, что расширение изучения
сравнительного богословия активизировало
процесс принятия мусульманской веры.
Относительно исламской экспансии в России
сведений не много, но точно известно, что
случаи принятия ислама славянами
участились. Самый скандальный случай -
отступничество от Христа о. Вячеслава
Полосина. Активно издаeтся мусульманская
литература на русском языке. Так что не в
меру ретивым борцам с протестантскими
проповедниками скоро придется
сотрудничать с ними же в борьбе с
мусульманским прозелитизмом.
Не "позеленеет" ли некогда
христианская Европа, включая Россию, вот в
чем вопрос.
текст
статьи публиковался в газете
“Община XXI век – православное
обозрение”
№ 4-5(6-7) 2001 г., стр.14-15