На главную страницу узла
На главную страницу библиотеки 

Наша библиотека

 

Екатерина Савостьянова
 психолог, ведущая группы адаптации к трезвой жизни
при Никольском храме
села Ромашково (Московская область).

 

 

Духовно-ориентированный диалог как метод исцеления наркологических больных.

 

 

Доклад на секции «Реабилитация и реадаптация зависимых» в рамках XIX Рождественских образовательных чтений.

Москва, январь 2011 года.

 

Программа помощи людям, страдающим алкоголизмом, наркоманией и игроманией действует, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при Никольском в селе Ромашково уже без малого 20 лет. За это время здесь получили помощь несколько сотен человек. В основу положена методика семейных клубов трезвости хорватского профессора Владимира Удолина, творчески переработанная на российской православной почве. Эффективность составляет более 70% - по данным на 2007 год. Сейчас я могу представить данные только по одной группе, которую веду я – 59%. Всего действует 4 группы.

В чем заключается помощь? Люди, страдающие алкоголизмом и члены их семей, собираются на беседы для решения своих проблем, для того, чтобы задать товарищам по несчастью злободневные вопросы и помочь другим найти ответы, поделиться опытом.

Часто спрашивают: Это все? Беседы – и все? Ни лекарств, ни «шагов», ни лекций, ни заданий на дом, ни проживания в терапевтическим сообществе, ни индивидуальной психотерапии? Да, это все. Но это действует.

Дело в том, что беседы наши не просто разговоры за чашкой чая. Это – это общение, организованное особым образом. Это – диалогическое собеседование, духовно-ориентированный диалог, принципы которого разработала в свое время православный психолог Тамара Флоренская. Методика эта сейчас является самой популярной среди православных психологов, но Ромашково, пожалуй, единственное место, где диалог из индивидуального психологического консультирования был перенесен в групповую работу. Это, кстати, в свое время констатировала и сама Тамара Александровна, познакомившись с ромашковским опытом на одной из научных конференций.

Но как же связаны диалог и алкоголизм?

Об изменениях личности при алкоголизме написано немало. Не в последнюю очередь они связаны с нарушением коммуникативной сферы, способности к нормальному человеческому общению, к диалогу. Психолог Борис Братусь пишет: «Умение говорить друг с другом, умение преодолевать свое душевное косноязычие нельзя получить взаймы у алкогольного опьянения». Он отмечает следующие особенности общения: благодушие, своеобразная анозогнозия, некритичность к своему состоянию, тенденция к самооправданию, экстрапунитивности, со временем – утрата тонкости в понимании обстановки («могут быть развязны, не соблюдать дистанции с лечащим врачом, шутить и смеяться в неподобающей ситуации»), склонность к особому алкогольный юмору, агрессивному и мрачному. Другой автор, А. Завьялов сравнивает речь пьющего с решетом: «Через множество смысловых дырок вытекает правда о его реальном существовании, о его жизненной драме … Пьющий ходит вокруг да около, плутает, словно хочет отвести от своей спрятавшейся души интерес другого человека. Вот и попробуй влезть в его состояние. «Не лезьте мне в душу!» - это любимая защитная фраза пьющих людей».

Да, алкоголик окружает себя частоколом психологических защит. Чаще всего среди них отмечают отрицание. Но, пожалуй, в арсенале зависимого от ПАВ – все защиты, известные науке: преуменьшение («я пью только по выходным/только вино/ только в компании», «я могу бросить, когда захочу»), рационализация (объяснение причин пьянства: «гены», «перестройка», «зарплата», «жена», «начальник»), проекция («все пьют, сосед пьет еще больше», девальвация, вытеснение, изоляция..

Заглушает мучительное чувство стыда алкоголик использует уход, перфекционизм, высокомерие, ярость, а чувство вины – рационализацией, самозавбением, интеллектулизацией, поиском чрезмерного наказания. Проявлений у защит еще больше: объяснения, оправдания, противоречие, сарказм, угрозы, нападки, согласие, комплименты, ерзанье, молчание, уход в себя, убегание, критичность. А окружающие видят со стороны превосходство, высокомерие, надменность, упрямство, вызывающее поведение, агрессию, фальшивость, безразличие, угрюмость, подозрительность, страдание, обидчивость. Отсюда – конфликт алкоголика с «враждебным» окружением, от которого он вынужден истово оборонять свое пристрастие и свое поведение.

 Единственное место, где пьющий чувствует себя как дома – это алкогольная компания, которую Б.С. Братусь сравнивает с театром, где есть свой набор исполнителей и ролей. Особенность этого театра - нарочитость, подчеркнутость происходящего. В этой компании протекает формирование многих упомянутых выше черт «алкогольной личности». «Личность не уплощается и не снижается, она переформировывается».

Община трезвости (группа адаптации к трезвому образу жизни) дает человеку другую компанию взамен этой – компанию, где вновь произойдет перестройка личности. Цель общины трезвости не бросить пить. Это лишь первый шаг, первая ступенька, на которую надо подняться. Цель – обретение нового образа жизни, адаптация к нему. Диалогические отношения способны восстанавливать искаженную коммуникацию, что является условием для позитивных личностных изменений у больных алкоголизмом и «созависимых». Это не просто обратные изменения, восстановление утраченного, это – духовный и личностный рост.

(В качестве замечания скобках. В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Нам, в отличие от членов светских клубов трезвости, не нужно придумывать, чем занять вакуум, образовавшийся в душе после расставания с любимым веществом. Православному человеку очевидно, что заполнить ее может только Благодать Божия. Храм и молитва становятся центром, вокруг которого вращается вся жизнь общинников).

Человек приходит сюда, лишенный любви, окруженный частоколом защит, лукавства, фальши, обвешанный ненавистью, презрением, долгами, непониманием. Здесь ему дают смысл жизни, его принимают таким, какой он есть, а главное – ему дают любовь. Это – суть диалогических отношений. Главный принцип духовно-ориентированного диалогического собеседования заключается он в том, чтобы, внимательно выслушивая собеседника, сочувствуя ему всем сердцем, не разделять его негативного эмоционального состояния, так называемого наличного «Я». Нужно стремиться быть на стороне его духовного «Я», голоса совести, голоса Божьего в человеке. Для начала многим людям трудно смириться даже с тем фактом, что в пьянице может присутствовать это духовное «Я». Человек может быть опустившимся, эпатирующим, дурно пахнущим, агрессивным, деградировавшим – но в нем все равно присутствует духовное «Я», не может не присутствовать. Надо принять этот факт на веру – и действовать исходя их этого, возделывать тот островок духовности, что еще остался в несчастном собрате. Состояние человека может быть очень тяжелым, но, относясь к нему на уровне признания его духовного Я, мы постепенно способствуем изменению этого состояния – даже просто выслушав его.

На занятиях групп действует правило: делиться только личным, не морализаторствовать, не давать советов. (Хотя новички, признаться, только и ждут готовых рецептов). В диалоге происходит анализ конкретных ситуаций, намечается лишь легкий образ решения проблемы. Мы можем лишь влиять, можем лишь помогать человеку отыскать вопрос на свой ответ, изменить свою точку зрения, выбрать правильную позицию. Духовные истины не приходят извне, они должны вызреть внутри самого человека и родиться, когда придет час. «Из того факта, что мы признаем духовное Я в человеке, следует, что мы не можем воздействовать на собеседника и управлять им, - пишет Тамара Флоренская, – потому что глубина личности является тайной для нас, мы не в состоянии постичь глубину образа Божия в человеке… В диалогических отношений одной из основных ценностей является свобода. Человек сам принимает решение, беря ответственность за собственную жизнь».

Личности в критических ситуациях очень важна реакция на себя, иное мнение о себе, которого она одновременно порой не менее сильно боится. Это осознание «другости» другого, уважение его инаковости есть позиция вненаходимости, еще одного ключевого принципа диалогического общения. Община выступает в качестве этого Другого, в качестве зеркала. Это не означает, что мы принимаем все в человеке. Подстраиваясь под голос духовного Я, группа может выступить и в качестве обличителя наличного Я. Благодушие не означает любовь. Не успокаивать, а приводить к полному раскаянию, – учит Тамара Флоренская, подчеркивая, что нравственные нарушения являются источником психических нарушений.

Естественно, мы не нагружаем членов групп общинников этими научными терминами, мы просто учимся жить в соответствии с ними, учимся слушать и слышать друг друга, учимся - любви. Ведущий в такой группе выступает в роли фасилитатора, создающего атмосферу любви и понимания. Только в такой атмосфере могут исчезнуть сопротивление и страх, только здесь открывается путь к позитивным личностным изменениям.

В возникающем диалоге, люди делятся самым сокровенным, их души соприкасаются не просто в сочувствии, эмпатии друг к другу, а в некоем творческом акте. И тогда рождаются решения, ответы на казалось бы неразрешимые вопросы, находятся пути выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций. И тогда на смену изощренной закрытости приходит бесстрашная открытость, решимость изменить себя и свою жизнь, а после – и сам волевой акт, первый шаг к новой жизни.

 

 

П р а в о с л а в н а я с т р а н и ц а Н и к о л а я А р д а б ь е в с к о г оRated by PING

Мы рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите

Н.Ардабьевский

(8-916-315-5305 моб.тел. Москва)

 

HotLog Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Rambler's Top100