На главную
страницу узла
На главную
страницу библиотеки
Наша библиотека
Екатерина
Савостьянова
психолог, ведущая группы адаптации к
трезвой жизни
при Никольском храме
села Ромашково (Московская область).
Организация и работа групп адаптации к трезвой жизни. На опыте «групп диалога» при Никольском храме села Ромашково (Московская область).
Доклад на научно-практическом
семинаре по разработке теории трезвенного
просвещения «Реабилитация и
ресоциализация людей с различными формами
патологических зависимостей». 31 октября –
4 ноября 2011, г. Зеленогорск, Ленинградская
область
Помощь людям, страдающим
алкоголизмом, оказывается при Никольском
храме села Ромашково с 1992 года.
Эффективность нашей работы составляет
50-70%.
В основу трезвенной
работы на приходе изначально была
положена методика семейных клубов
трезвости (Сlubs of alcoholics in treatment), популярная
в Европе. В начале 90-х годов настоятель
храма прот. Алексий Бабурин был назначен
координатором программы по обучению
руководителей семейных клубов трезвости (СКТ)
на курсах в Италии. Он же основал и первый
такой клуб в России – при Никольском храме
в Ромашково. В Италии и в России было
подготовлено 160 руководителей клубов, но, к
сожалению, широкого распространения опыт
СКТ в России не получил.
Семейные
клубы трезвости
Движение
семейных клубов трезвости основал в 1964
году югославский психиатр Владимир Удолин.
На встречах люди, страдающие алкоголизмом,
и члены их семей обсуждают насущные,
болезненные вопросы, делятся опытом,
сообща ищут решение проблем. Главная
задача клуба не отказ от спиртного, а
изменение образа жизни участников, их
адаптация к жизни без спиртного, к
трезвости. Руководят клубами волонтеры,
прошедшие обучение на специальных курсах.
В СКТ существует четкое разделение
обязанностей: есть староста, секретарь,
казначей, ответственный за патронажную
службу. Число семей в клубе составляет от 2
до 12, не больше: в слишком большой группе
невозможно качественное общение.
Со временем методика СКТ
претерпела у нас существенные изменения,
касающиеся структуры, организации,
тематики занятий, важности семейного
компонента и т.д. В Европе на встречах
принято всей семьей принимать препарат
антабус (до 6 мес., доза определяется врачом,
поскольку клуб является вариантом
патронажа алкоголика после пребывания в
стационаре), существует ряд запретных тем:
политика, алкоголизация и религия. У нас
антабус «не пошел» в связи с отсутствием
необходимости введения элементов
аверсивной терапии; что до запретных тем,
то политики мы не касается вовсе;
алкоголизации – с осторожностью, по
необходимости; что до религии, то как можно
избегать разговоров о Боге в группе,
действующей при православном храме?
Процесс реабилитации естественным
образом подразумевает воцерковление.
Поэтому очень скоро название «клуб»
сменилось в Ромашково на другое: «община
трезвости».
Можно сказать, что «семейные
клубы трезвости» явились формой, которая
со временем наполнилась новым содержанием
– духовно-ориентированным диалогическим
собеседованием (о нем – ниже).
Группы
адаптации к трезвой жизни
Сегодня мы пытаемся
научно осмыслить накопленный за 20 лет в
нашем храме опыт, сформулировать подход,
который применяется в действующей сегодня
при храме группе адаптации к трезвому
образу жизни. Этот термин был предложен в
начале 2011 года протоиереем Валентином
Жоховым – не только как именование нашей,
«ромашковской» группы, но как понятие,
объединяющее разные группы само- и
взаимопомощи. О.Валентин пишет: «Многолетний
опыт работы общины трезвости, а также
изучение возможностей и методов адаптации
к трезвому образу жизни в малых группах
разного типа (группы АА, 12-шаговые
программы, методы Шичко, Жданова и т.п.)
позволяют сформулировать основанное на
современных научных представлениях новое
определение для семейных общин (клубов)
трезвости, отражающее существенные
характеристики групповой деятельности.
Общины трезвости – это малые
социальные группы лиц, добровольно
объединяющихся для решения проблем,
порождаемых разного рода пристрастиями,
среди которых наиболее актуально
пристрастие к алкогольным продуктам.
Зависимость от потребления алкогольных
продуктов развивается как состояние
дезадаптации… в условиях хронического
стресса, типичного для современной жизни»
[1]. Автор статьи замечает, что «опыт работы
приходских групп адаптации к трезвому
образу жизни только начинает
выстраиваться в некую целостную систему
представлений о значении группового
подхода, роли и личности лидера, участия
семьи в работе группы и т.д.
Диалог
в группе
Выше
мы уже упоминали, что на первый план
сегодня выходит то, каким образом
организовано общение в группе – диалог.
Основные понятия диалога
как гуманитарной категории и
психотерапевтического метода были
сформулированы М.Бахтиным, А.Ухтомским, М.
Бубером, современными психологами Т.Флоренской,
А.Копьевым. Формат статьи не дает
возможности подробно остановиться на них,
поэтому ограничусь упоминанием основным
принципов духовно-ориентированное
диалогическое собеседования,
разработанных Т. Флоренской в 80-90-е годы
прошлого столетия. Главное, в том чтобы,
внимательно выслушивая собеседника,
сочувствуя ему всем сердцем, не разделять
его негативного эмоционального состояния,
так называемого наличного «Я». Нужно
стремиться быть на стороне его духовного «Я»,
голоса совести, голоса Божьего в человеке.
Для начала многим трудно смириться даже с
тем, что в пьянице может присутствовать
это духовное «Я». Т.Флоренская предлагает
для начала принять этот факт на веру – и
действовать исходя их этого, возделывать
тот островок духовности, что еще остался в
несчастном собрате. Состояние человека
может быть очень тяжелым, но, относясь к
нему на уровне признания его духовного Я,
мы постепенно способствуем изменению
этого состояния – даже просто выслушав
его. На наших встречах мы учимся именно
такому типу отношений, учимся любви.
На встречах действует
правило: делиться только личным, не
морализаторствовать, не давать советов. «Из
того факта, что мы признаем Духовное Я в
человеке, следует, что мы не можем
воздействовать на собеседника и
управлять им, потому что глубина личности
является тайной для нас, мы не в состоянии
постичь глубину образа Божия в человеке…»
[2]. Мы можем лишь помочь человеку отыскать
вопрос на свой ответ.
Организация
занятий
Занятия
проходят за столом, за чашкой чая.
Длительность встречи – 2 часа. Количество
присутствующих – в среднем 15 человек.
Состав постепенно меняется: одни члены
группы уходят, получив (или не получив)
помощь, другие приходят. Кто-то аккуратно
посещает занятия каждую неделю, кто-то
имеет возможность делать это реже или
ходит нерегулярно. Средняя длительность
пребывания в группе составляет 1-3 года.
После первого года посещения члены группы
обычно ходят все реже, присутствуя в
качестве «экспертов» - людей, своим личным
примером свидетельствующих возможность
исцеления.
В
задачу ведущего входит создание
доброжелательной атмосферы направление
беседы в нужное русло, обучение членов
группы умению слушать друг друга
внимательно, уважительно, не перебивая,
говорить только по очереди, соблюдение
некоторых формальных правил, поощрение к
выступлению робких и молчаливых.
Структура
занятия
1. Ведущий делает
небольшое вступление, одновременно пуская
по кругу список присутствующих, в котором
есть обязательная для заполнения графа «срок
воздержания».
2. Члены группы,
поощряемые ведущим, постепенно переходят
к общей выработке темы занятия. Это должен
быть насущный, больной вопрос кого-то из
участников.
3. Найденная тема
обыгрывается каждым (желательно)
участником по-своему, творчески
перерабатывается, насыщается собственным
смысловым и эмоциональным содержанием.
Члены группы постепенно вырабатывают
варианты решения проблемы. Выбор всегда
остается за тем человеком, чью проблему мы
решаем сейчас.
4. Ведущий подводит итоги,
перекидывает мостик к следующему занятию.
Как
это действует
Каждому вновь
приходящему, само собой, первым делом
хочется узнать о том, «как это действует».
На предварительной беседе ведущий
сообщает о том, что в группе применяется
метод диалога, что здесь не читают лекций,
не дают готовых рецептов и советов, не
применяют медицинских методов лечения. «Беседы
– и все?! – следует удивленная и
разочарованная реакция вновь. – И что,
неужели кто-то излечивается?». Да, беседы –
и все.
Обычно разъяснение
механизма действия состоит в том, что на
встречах мы делимся опытом, своей болью,
своими радостями словом – своей жизнью, и
с каждого занятия все участники группы
выносят что-то свое, что пригодится именно
ему и именно сейчас. Мне очень близка
метафора мозаики. «Никто не предложит вам
готового решения, уже завершенную картину
вашей жизни, где можно будет отыскать
ответы на все вопросы, рецепты поведения в
любой ситуации. С каждого занятия вы
будете уносить кусочки смальты, из которых
со временем сами создадите целостную и
стройную картину. Завершить ее, кроме вас,
не может никто».
Разумеется, то, каким
именно образом исцеляет
психотерапевтический диалог в малой
группе, требует гораздо более сложного,
развернутого, изобилующего
психологическими и философскими
терминами объяснения. Механизм этот еще не
достаточно изучен психологической наукой,
и мы надеемся, что обобщение нашего
скромного опыта будет иметь в будущем как
практическое, так и научно-методическое
значение.
Литература:
1.
Жохов В.Н. Социальные группы адаптации
к трезвому образу жизни // Московские
епархиальные ведомости - № 3-4 - 2011 - С.131- 133.
2.
Флоренская Т.А. Мир дома твоего.
Человек в решении жизненных проблем. - М.:
Русский Хронографъ, 2006.
П р а в о с
л а в н а я с т р а н и ц а Н и к о л а я А р д а б ь е в с к о г о
Мы рады любым
замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите
Н.Ардабьевский
(8-916-315-5305 моб.тел. Москва)