Юлианская
эра от РХ (aera Anno Domini) - с обратной
экстраполяцией в прошлое
...
...
708
С
январских календ 709 a.u.c. (1 января 45 года
до РХ) Юлий Цезарь устанавливает "юлианский"
календарь. На весеннее равноденствие
в эту эпоху приходится 24 марта.
-46
709
-45
710
В
мартовские иды 710 a.u.c. (15 марта 44 года до
РХ) - убийство Цезаря.
-44
...
...
Рождение
Христа (около 749 a.u.c.).
753
-1
754
Август
корректирует и окончательно
утверждает "юлианский" календарь.
1
755
2
....
...
....
Эра
Диоклетиана
...
1038
1
285
1039
2
286
....
..
...
....
..
...
1073
36
320
37
321
Устанавливается
7-дневная неделя.
38
322
39
323
40
324
Вследствие
неточности Юлианского календаря в
день весеннего равноденствия на
календаре оказывается не 24 (как во
времена Цезаря), а 21 марта. Никейский
Вселенский собор принимает решение,
чтобы во время равнодействия в
календаре впредь оказывалось 21 марта.
41
325
42
326
...
...
...
...
247
531
248
532
Дионисий
Малый устанавливает эру от РХ (aera Anno
Domini).
246
533
...
...
...
Эра
от сотворения мира. Новый год - в
марте
987
6495
988
6496
989
6497
..........
..........
..........
..........
29.02.1492
29.02.6999
01.03.1492
01.03.7000
..........
..........
..........
Эра
от сотворения мира. Новый год - в
сентябре
..........
31.08.1492
31.08.7000
31.08.7000
01.09.1492
01.09.7001
Московский
церковный собор, переносит Новый год на
сентябрь.
..........
..........
..........
..........
1581
7090
Григорианская
эра от РХ (aera Anno Domini)
04.10.1582
04.10.7091
Папа
Григорий XIII, вводит в
употребление "григорианский"
календарью
15.10.1582
05.10.1582
05.10.7091
1583
1583
7092
..........
..........
..........
..........
..........
..........
10.09.1699
31.08.1699
31.08.7207
11.09.1699
01.09.1699
01.09.7208
Последний при Петре I
Новый год в сентябре.
..........
..........
..........
..........
..........
..........
10.01.1700
31.12.1699
31.12.7208
11.01.1700
01.01.1700
Петр
I устанавливает в России юлианскую эру
от РХ и переносит Новый год на январь.
1701
1701
..........
..........
..........
..........
1917
1917
13.02.1918
31.01.1918
14.02.1918
Ленин
устанавливает в России Григорианский
календарь.
1919
....
У римского монаха
Дионисия Малого (в 241 году эры
Диоклетиана занимался расчетом
пасхалий) не было привычной нам
датировки «столько-то лет до или после
рождения Христа». Именно такую
датировку он и создал. Что ему было
известно? Из Нового завета – что
Христос был распят в возрасте 30 лет и
воскрес в воскресенье 25 марта (15 число
месяца Нисана по еврейскому календарю)
– а это первая христианская пасха. И
что рождение его было во времена
правления Августа, а в Иудее – царя
Ирода. Было известно также, что 1-й год
эры Диоклетиана соответствует 1038 году
от основания Рима.
Дионисию было задание – рассчитать
пасхалии, начиная с 248 года эры
Диоклетиана. А Дионисий, к тому же,
знал, что даты пасхи повторяются
каждые 532 года: одно и то же число
воскресенья соответствует той же
самой фазе луны. Это могло облегчить
работу по вычислению дат. Чем он и
воспользовался.
Определил, что ближайшая пасха,
приходящаяся на 25 марта, будет в 279 г.
эры Диоклетиана, вычел из этого числа
532 и получил, что первая пасха была в 254
г. до эры Диоклетиана. Вычел еще 30 лет и
оценил, что рождение Христа было в 284 г.
до эры Диоклетиана. Отсюда его
предложение – считать этот год первым
от Рождества Христова.
В результате сопоставления эр
Диоклетиана и от основания Рима
следует, что этот 1-й христианский год
был в 754 г. от основания Рима. Но тогда
диоклетианов 241 год, в котором работал
Дионисий, становится 525 от РХ, а
дионисиевы пасхалии начинаются с 532
года от РХ.
Может, этот его расчет выглядит и
неплохо. Да, к сожалению (а может, к
счастью!), царь Ирод умер в 750 г. от
основания Рима. А Христос родился, как
известно, до этого момента! Так что
начало христианской эры не вполне
соответствует дате рождения Христа (ни
дата, ни год его рождения науке точно
не известны).
Христианскому миру нелогично было
вести счет лет от Диоклетиана – его
злейшего притеснителя. И предложение
Дионисия постепенно, в течение
нескольких веков было принято
христианской Европой. И теперь мы
привычно говорим и пишем «до нашей эры»
или «нашей эры». В последние годы
стали привыкать к обозначению «от РХ».
Теоретически безразлично, за какой
момент принять начало летоисчисления.
Однако практически было бы удобнее,
если бы эта точка была отнесена в
более дальнее прошлое. Тогда все
исторические события укладывались бы
в промежуток после этой точки. Так, эра
«От сотворения мира» в чем-то удобнее
«нашей», христианской. Заметим теперь
(см. схему), что на Руси – со времени
принятия христианства –
употреблялась именно такая эра (их,
вообще-то несколько, «наша» была
принята в VII веке в Греции). Любопытны
обстоятельства, по которым в 1492 году
РХ начало года в Московии было
перенесено с весны на осень.
Той весной наступил 7000 год от
сотворения мира. В связи с этим на Руси ожидался конец света.
Но так как конец света всё не наступал,
то, не дожидаясь конца 7000-го года,
церковные власти решили перенести его
(года) начало на сентябрь и сразу же
объявить 7001 год. Конец света был
отложен.
Дальнейшие важные календарные
события происходят вновь в Европе.
Папа Григорий XIII наконец-то решается
уточнить длину календарного года с
тем, чтобы она стала соответствовать
продолжительности года
климатического (в астрономическом
обозначении - «тропического»).
Принятый им «григорианский»
календарь на протяжении 400 лет имеет
не 100, как в юлианском, а 97 високосных
лет. Было достигнуто неплохое
соотношение между точностью
календаря и практическим удобством
чередования високосных лет.
Но папа пошел дальше и полностью
привел календарь в соответствие с
решением Никейского собора (325 г. РХ),
по которому (см. схему) календарное
21 марта должно приходиться на день
весеннего равноденствия, как это и
было в 325 году. Это, правда, добавило
путаницу в хронологию и было одной из
причин, по которой григорианский
календарь был принят не везде и не
сразу.
Петр I перенес начало года на январь и
установил в России эру от РХ.
Перед Лениным, разумеется, не стояло
проблемы угодить церкви (скорее
наоборот), и после юлианского января
1918 года в гражданской жизни России
устанавливается григорианский
календарь.
Автор страницы предполагает, что это
было сделано в рамках его явной
программы борьба с Православием.
материал основан
на ныне закрытой странице
http://cv.jinr.ru/~bljv/Cal_gens.htm
Мы
рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите
Н. Ардабьевский
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий