Православная страница Николая Ардабьевского

 

История календаря

  Эра от основания Города (aera ab urbe condita)        Юлианская эра от РХ (aera Anno Domini) - с обратной экстраполяцией в прошлое          
  ...       ...          
  708 С январских календ 709 a.u.c. (1 января 45 года до РХ) Юлий Цезарь устанавливает "юлианский" календарь. На весеннее равноденствие в эту эпоху приходится 24 марта. -46          
  709       -45          
  710 В мартовские иды 710 a.u.c. (15 марта 44 года до РХ) - убийство Цезаря. -44          
  ...       ... Рождение Христа (около 749 a.u.c.).        
  753     -1        
  754 Август корректирует и окончательно утверждает "юлианский" календарь. 1        
  755       2          
  ....     ...          
  .... Эра Диоклетиана   ...          
  1038   1   285          
  1039   2 286          
  ....   .. ...          
  ....   .. ...          
  1073   36 320          
      37 321          
  Устанавливается 7-дневная неделя.  38 322          
      39 323          
      40 324          
Вследствие неточности Юлианского календаря в день весеннего равноденствия на календаре оказывается не 24 (как во времена Цезаря), а 21 марта. Никейский Вселенский собор принимает решение, чтобы во время  равнодействия в календаре впредь оказывалось 21 марта. 41 325          
      42 326          
      ... ...          
      ... ...          
      247 531          
      248   532 Дионисий Малый устанавливает эру от РХ (aera Anno Domini).        
      246   533          
      ...   ...        
          ...     Эра от сотворения мира.  Новый год - в марте   
          987     6495  
          988   6496
          989     6497
          ..........     ..........
          ..........     ..........
          29.02.1492   29.02.6999
          01.03.1492 01.03.7000
          ..........       ..........
          .......... Эра от сотворения мира.  Новый год - в сентябре    ..........
          31.08.1492 31.08.7000   31.08.7000
          01.09.1492 01.09.7001 Московский церковный собор,  переносит Новый год на сентябрь.
          .......... ..........      
          .......... ..........    
          1581 7090    
      Григорианская эра от РХ (aera Anno Domini)    04.10.1582 04.10.7091    
Папа Григорий XIII, вводит в употребление "григорианский" календарью 15.10.1582   05.10.1582 05.10.7091    
      1583   1583   7092    
    ..........   ..........   ..........    
    ..........   ..........   ..........    
    10.09.1699   31.08.1699   31.08.7207    
    11.09.1699   01.09.1699   01.09.7208

Последний при Петре I Новый год в сентябре.

    ..........   ..........   ..........      
    ..........   ..........   ..........    
    10.01.1700   31.12.1699   31.12.7208    
    11.01.1700   01.01.1700 Петр I устанавливает в России юлианскую эру от РХ и переносит Новый год на январь.
    1701   1701          
    ..........   ..........        
    ..........   ..........        
    1917   1917        
    13.02.1918   31.01.1918        
    14.02.1918 Ленин устанавливает в России Григорианский календарь. 
    1919              
    ....              

У римского монаха Дионисия Малого (в 241 году эры Диоклетиана занимался расчетом пасхалий) не было привычной нам датировки «столько-то лет до или после рождения Христа». Именно такую датировку он и создал. Что ему было известно? Из Нового завета – что Христос был распят в возрасте 30 лет и воскрес в воскресенье 25 марта (15 число месяца Нисана по еврейскому календарю) – а это первая христианская пасха. И что рождение его было во времена правления Августа, а в Иудее – царя Ирода. Было известно также, что 1-й год эры Диоклетиана соответствует 1038 году от основания Рима. 
Дионисию было задание – рассчитать пасхалии, начиная с 248 года эры Диоклетиана. А Дионисий, к тому же, знал, что даты пасхи повторяются каждые 532 года: одно и то же число воскресенья соответствует той же самой фазе луны. Это могло облегчить работу по вычислению дат. Чем он и воспользовался.
Определил, что ближайшая пасха, приходящаяся на 25 марта, будет в 279 г. эры Диоклетиана, вычел из этого числа 532 и получил, что первая пасха была в 254 г. до эры Диоклетиана. Вычел еще 30 лет и оценил, что рождение Христа было в 284 г. до эры Диоклетиана. Отсюда его предложение – считать этот год первым от Рождества Христова.
 В результате сопоставления эр Диоклетиана и от основания Рима следует, что этот 1-й христианский год был в 754 г. от основания Рима. Но тогда диоклетианов 241 год, в котором работал Дионисий, становится 525 от РХ, а дионисиевы пасхалии начинаются с 532 года от РХ.
Может, этот его расчет выглядит и неплохо. Да, к сожалению (а может, к счастью!), царь Ирод умер в 750 г. от основания Рима. А Христос родился, как известно, до этого момента! Так что начало христианской эры не вполне соответствует дате рождения Христа (ни дата, ни год его рождения науке точно не известны).
Христианскому миру нелогично было вести счет лет от Диоклетиана – его злейшего притеснителя. И предложение Дионисия постепенно, в течение нескольких веков было принято христианской Европой. И теперь мы привычно говорим и пишем «до нашей эры» или «нашей эры». В последние годы стали привыкать к обозначению «от РХ».
Теоретически безразлично, за какой момент принять начало летоисчисления. Однако практически было бы удобнее, если бы эта точка была отнесена в более дальнее прошлое. Тогда все исторические события укладывались бы в промежуток после этой точки. Так, эра «От сотворения мира» в чем-то удобнее «нашей», христианской. Заметим теперь (см. схему), что на Руси – со времени принятия христианства – употреблялась именно такая эра (их, вообще-то несколько, «наша» была принята в VII веке в Греции). Любопытны обстоятельства, по которым в 1492 году РХ начало года в Московии было перенесено с весны на осень.
Той весной наступил 7000 год от сотворения мира. В связи с этим на Руси ожидался конец света. Но так как конец света всё не наступал, то, не дожидаясь конца 7000-го года, церковные власти решили перенести его (года) начало на сентябрь и сразу же объявить 7001 год. Конец света был отложен.
Дальнейшие важные календарные события происходят вновь в Европе. Папа Григорий XIII наконец-то решается уточнить длину календарного года с тем, чтобы она стала соответствовать продолжительности года климатического (в астрономическом обозначении - «тропического»). Принятый им «григорианский» календарь на протяжении 400 лет имеет не 100, как в юлианском, а 97 високосных лет. Было достигнуто неплохое соотношение между точностью календаря и практическим удобством чередования високосных лет.
Но папа пошел дальше и полностью привел календарь в соответствие с решением Никейского собора (325 г. РХ), по которому (см. схему)  календарное 21 марта должно приходиться на день весеннего равноденствия, как это и было в 325 году. Это, правда, добавило путаницу в хронологию и было одной из причин, по которой григорианский календарь был принят не везде и не сразу.
Петр I перенес начало года на январь и установил в России эру от РХ. 
Перед Лениным, разумеется, не стояло проблемы угодить церкви (скорее наоборот), и после юлианского января 1918 года в гражданской жизни России устанавливается григорианский календарь.
Автор страницы предполагает, что это было сделано в рамках его явной программы борьба с Православием.

материал основан
на ныне закрытой странице
http://cv.jinr.ru/~bljv/Cal_gens.htm

Мы рады любым замечаниям, пожеланиям, информации
Пишите

Н. Ардабьевский

HotLog

SpyLOG

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский.

начало создания 5 августа 1997 г.

E-mail