ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
Я собираюсь повенчаться со своей женой. Ее зовут Гаянэ. В церкви говорят, то такого имени нет в святцах. Я считаю, что такое имя может быть, поскольку в Армении есть даже церковь святой Гаянэ. Скажите является ли имя Гаянэ православным?
О Т В Е Т:
От др.-греч. Гея - "земля", "земная" (возможно)
ГАИАНИЯ, ГАЯНИЯ, ГАЯНА.
Женское к Гайан.
10 октября (27 сентября) и 13 октября (30
сентября) - мученица Гаиания.
Гаянэ считается вариантом имени Гаяна.
На странице http://www.fomacenter.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=qwest&action=display&num=11
мы находим заметку Елизаветы Шероцкой (
"Фома-центр") ответ зав. кафедрой
Патрологии Православного
Свято-Тихоновского Богословского
института о. Олега Давыденкова:
"Гаянэ - православное имя.
Святые Гаянэ и Репсимэ (в русских святцах -
Гаиания и Рипсимия - прим. ред.) - мученицы
еще того времени, когда Армянская Церковь
сохраняла единство с Православной
Вселенской Церковью. В православных
календарях не помещены имена все святых
из-за их множества, но это не значит, что те
или иные святые являются не православными.
Эти две древние армянские мученицы есть в
Православных святцах, так что менять имя в
данном совершенно ни к чему".
Чтобы убедиться в этом, Вы можете
обратиться к "Житиям всех святых,
празднуемым Православной Греко-Российской
Церковью". Этот труд написан священником
и законоучителем Иоанном Бухаревым
немногим более 100 лет назад, и переиздан
недавно (репринтное издание,
Санкт-Петербург, "Воскресение", 1996 год).
Впрочем, найти сведения о Вашей
святой можно гораздо проще: когда я
уточняла соответствие старого и нового
стилей по самому обычному отрывному
православному календарю на 2002 год, с
удивлением и радостью обнаружила, что в нем,
13 октября записана память мцц. Рипсимии,
Гаиании и с ними 35-ти святых дев, и в этот же
день вспоминается их современник, сщмч.
Григорий, просветитель Великой Армении,
также претерпевший мучения от царя
Тиридата.
Итак, память св. мученицы Гаиании
(что значит "земная") празднуется
Православной Церковью 30 сентября по
старому или 13 октября по новому стилю.
Св. Гаиания пострадала при
римском правителе Диоклетиане, гонителе
христиан. Она была в числе 37
девушек-христианок, удалившихся из Рима в
Армению во времена гонений. Царь Армении,
Тиридат, прельстился красотой одной из дев -
Рипсимии и пытался склонить ее к
незаконному сожительству. Не преуспев в
этом, он приказал замучить ее и всех её
подруг, из которых известны имена Гаиании,
Мании, Мариамны и Марии.
Т.к. о святой мц. Гаиании известно
очень немного, я предлагаю Вам в дополнение
прочесть историческую справку о
политических деятелях той эпохи.
Император Диоклетиан правил
Римской Империей с 284 по 305 год. Первые 20 лет
своего правления он не преследовал
христиан, несмотря на то, что сам был
приверженцем язычества. Однако, с 303 года
Диоклетиан под давлением кесаря Галерия,
своего зятя, подверг христианство
жесточайшему гонению. Один за другим
последовали 4 эдикта против христиан,
предусматривающие удаление христиан из
войска, конфискацию церковного имущества -
прежде всего зданий и богослужебных книг,
аресты и казни духовенства, осуждение
христиан на пытки с целью принудить к
отречению от веры. Очень много святых
мучеников принадлежат этому времени.
Гонение взволновало всю империю, христиане
принимали смерть за Христа. Видимо, в
этот тяжелый момент, Гаиания и другие девы
покинули Рим.
Армянский царь Тиридат также
выступал гонителем православия, однако в
последствии, стал христианином. Согласно
христианскому преданию, это произошло при
следующих обстоятельствах. Тиридат подверг
заточению в глубоком рве сщмч. епископа
Григория, просветителя Армении. По
прошествии 14-ти лет Тиридат заболел
сумасшествием. Св. Григория извлекли изо
рва и по его молитве Господь исцелил
Тиридата. После этого царь принял крещение
от св. Григория.
Из сказанного ясно, что все эти
святые жили за долго до разделения Церкви
на католическую и Православную (1054 г), так
что Вы можете смело принимать крещение с
именем Гаиании, опираясь на данный материал
(думается, священнику можно дать прочесть
все собранные нами сведения).
Храни Вас Бог. Надеюсь, нам удалось
разрешить Ваш вопрос.
Николай Ардабьевский
13.2.04
О Т В Е Т:
Помещённый выше ответ замечателен, и я сам прочёл его с удовольствием. Вот только разрешает он лишь "проблему" с именем, но не вопрос вероисповедания. Если Ваша жена крещена в Армянской Апостольской Церкви, то прежде всего следует узнать, признаётся ли Православной Церковью крещение, совершённое там. Дело в том, что правом крестить обладает православный священник или в крайнем случае (напр., при смертной опасности) православный мирянин. Де факто у нас признаётся также католическое крещение (поскольку у католиков сохранено апостольское преемство рукоположения священнослужителей). Армянская же Апостольская Церковь считается еретической (не стану подробно излагать исторические причины того, почему так случилось -- это отдельный разговор), а потому и крещение армянское, скорее всего, признано быть не может. На всякий случай оговорюсь: я не уверен на 100 %, а потому обязательно следует узнать официальную позицию Православной Церкви по этому вопросу. И если нужно, Вашу жену сперва крестить (с именем Гаиания), и потом уже венчаться.
С любовью о Христе
А. В., псаломщик
(женатый, между прочим, на армянке, но
крещённой в Православии)
13.2.04
О Т А В Т О Р А С Т Р.:
Насколько мне известно, что в первой половине V в. в Византии зародилась монофизитская ересь, отрицавшая в Иисусе Христе две природы - Божественную и Человеческую. Она берет начало от константинопольского архимандрита Евтихия. Распространяясь, она проникла в Египет, Армению, Сирию. Четвертый Вселенский Собор в 451 г. в Халкидоне осудил монофизитскую ересь. Коптская и Армянская Церкви определения Вселенского Собора в Халкидоне до сих пор не приняли. Вот уже более 15 веков Константинопольская, Иерусалимская и др. Православные Церкви считают Армянскую Церковь подпадающую под анафемы Четвертого Вселенского Собора.
Армянская Апостольская Церквь не находится с РПЦ МП в евхаристическом общении. (евхаристическое общение - полное межцерковное общение, т.е. взаимопризнание канонических положений и беспрепятственное общение во всех таинствах. )
Армянское КРЕЩЕНИЕ признается РПЦ МП, но при венчании в церкви РПЦ МП требуется переход в нашу церковь. Что требуется в Армянской Апостольской Церкви - не знаю.
13.2.04