Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

    У нас в православии есть очень жёсткая традиция – запрет на использования музыкальных инструментов в православной музыке. Я общался со многими отцами – однако ни один не смог дать вразумительный ответ, впрочем, как и ни одна книга.
    Единственное, что там указывается, так это то, что звучание музыкальных инструментов не несёт никакой смысловой нагрузки, следовательно в них нет смысла. В одном источнике вообще увидел – пишется, что католики всё равно не понимают значения чужого (то есть латинского) языка, поэтому им всё равно,что не несёт в себе смысловой нагрузки (голос или орган).
    Хотя наоборот, латинский язык очень лаконичный и одно слово иногда означает у них целую нашу фразу в молитве (все католики знают эти латинские молитвы) с детства.
    С другой стороны многие службы проходят у них на родных языках, в то время, как у нас, кстати, всё проходит на старославянском языке, многие которого не знают вообще. Так о какой смысловой нагрузке можно говорить в наших песнопениях, когда наши люди не изучают старославянского языка. Кстати, Христос говорил на арамейском, а не старославянском (для сторонников первоисточника – старославянский перевод уже сильно отличается от первоисточника, даже от греческого перевода).
    Во-вторых, если мы стоим за простоту и доступность, то не нужно было разрешать и многоголосие в нашей церкви, а то так – один шаг сделали, а второй (введение инструментов) нет. И получилось, что приняли сторону музыки эмоциональной, а не смысловой, но на половину. И получилось – ни туда, ни сюда.
    Если ещё в произведениях Киево-Печерской Лавры, Рахманинова, Чеснокова, которые основаны на русских распевах, может инструменты и не обязательны, то произведения Бортнянского и Березовского с их полифонией звучат, как полуфабрикаты, и просто просится услышать сопровождение инструментов.
    Так как музыка барокко и классицизма не может быть положена с её звуковыми стандартами на каноны чисто русского песнопения. Я не говорю уже, когда звучит не хор, а отдельные голоса наподобие арий и дуэтов, то это просто звучит убого.
    Мы так строго запрещаем использование музыкальных инструментов, в то время, как не можем представить ни одного убедительного доказательства, почему нельзя Господа хвалить во всей красе, в то время, как сами же поём псалом Давида 150 «Хвалите Господа на гуслях, струнах, органе и т.д». И Давид и Саломон использовали инструменты в храмах. Мы доказываем, что при Христе инструменты не звучали в храмах. Просто во времена нового завета в связи с завоеванием Израиля Римом в знак траура временно перестали использовать инструменты. Но эти времена давно прошли – и иудеи, и западная церковь стали использовать инструменты, а мы притормозили, не грамотно прикрываясь Новым Заветом.
    Я знаю по своему опыту, что привести и укрепить мою веру, как и многих других знакомых людей помогли не монотонные песнопения нашей церкви, а музыкальные шедевры католической церкви, а также те православные произведения (с инструментальным сопровождением), которые неизвестно почему тщательно умалчивают. Мы люди! Нам свойственна эмоциональность. Мы приходим к Богу скорее через душу, сердце, а не через ум. А наша церковь своими жесточайшими канонами сделало всё возможное, чтобы сократить свою и без того не самую большую паству, хотя призвана её расширять.
    Если бы хотя бы у нас была развита просто религиозная музыка, но православная церковь долгое время вообще устраивала гонения на использование инструментальной музыки – в следствии этого мы имеем очень слабо развитую музыкальную культуру (по сравнению с Польшей, Чехией, Венгрией), я не говорю уже про западные страны.
    Если запрет на использование инструментов – традиция, то почему она так сурово блюдётся, как строгий закон.

    Если мы уже стоим на стороне простоты и чистоты слова, то не нужно использовать многоголосие, собирать симфонические хоры на 200 человек (какой бы массивный хор не был – звучание инструментов он не заменит), а главное петь на доступном всем языке, даже если в переводе станут недоступны некоторые нюансы, но в основном будет намного понятнее.
    Я считаю, что настоящие причины запрета использования инструментов заключаются в следующем:
- борьба со скоморошеством (невыгодным церкви просветительством на Руси)
- борьба с идолопоклонничеством и его инструментами
- на зло католицизму.
    Но ведь заметьте, что с этих времён прошло уже более 400 лет, а наша церковь так и не сдвинулась с места.
   
В 1652 году Никон думал о введении органа в Православие, но на зло католической церкви (так как в то время происходило активное окатоличивание Украины и России, и потому, что новаторами во введении инструментов стали уже не русские) не сделал это, а взял только половину всего дела – ввёл многоголосие. Если вводится многоголосие, то нету ничего страшного в использовании органа. Тем более что сопровождение не должно нести смысловой нагрузки, а должно подчёркивать мелодию и усиливать звучание. Грамотное сопровождение совсем не мешает, а усиливает слова.
    В 1908 году также рассматривался вопрос о введении органа. За проголосовали только 3 из 8 человек (Гречанинов, Кастальский, Аллеманов). А 8?
    Во-первых, просто никто не хочет брать на себя ответственность за принятие таких исторических решений, во-вторых прийти к такому решению через 300 лет обсуждений было бы уже глупо и это означало бы капитуляцию перед влиянием Запада. Наша мораль – пусть у нас будет что-то своё, пусть более примитивное, чем на Западе, но своё.

    Если уже стали продавать кассеты иеромонаха Романа, Бичевской, Волкова с сопровождением, то может пора понять, что люди тянутся к чему то более простому и красивому одновременно?
   
Редкие православные произведения с сопровождением, такие как у Сарти, Бортнянского, Гречанинова должны хотя бы иногда звучать на концертной эстраде, чтобы наши люди могли почувствовать величие Бога и на родном языке. Я считаю, что Давид прав – хвалить Бога нужно во всей красе, чтобы душа просветилась и ощутила истинное его величие и могущество!!! Человек не Бог, многие могут постичь величие Бога только через эмоции и мы должны дать людям с более простым духовным уровнем эту возможность. А иначе зачем вообще использовать музыку в церкви (простенькое, скромненькое пение)? Можно просто говорить молитвы в церкви.
   
В связи с моим посланием вопрос:
- как Вы понимаете проблему запрета на использования инструментов?
   
Глубоко прошу меня извинить за экспрессивность моего языка и возможную некомпетентность в некоторых вопросах. Я глубоко верующий православный христианин и мне бывает искренне обидно за зашоренность и предубеждённость нашей веры. Мне искренне хочется сделать нашу православную веру более величественной и привлекательной для паствы. Мы не должны вести себя как эгоисты. «Вера только для избранных, а остальные – это их дело, мы за них не отвечаем». Необходимо привлекать ко спасению, иначе ими займутся различные сектанты.  Очень прошу Вас ответить. Буду с нетерпением ждать ответа. С уважением, Алексей.

О Т В Е Т:

    В ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты употреблялись. После же воплощения Господа нашего Иисуса Христа и рождения Церкви Христовой, как поётся в Догматике 2-го гласа, "прейде сень законная, благодати пришедше" - т. е. "тень закона закончилась, когда пришла благодать". И когда в разные времена кто-либо хотел ввести в наше богослужение инструментальное сопровождение (в том, кстати, как Вы излагаете историю вопроса - о патр. Никоне и др., у Вас много путаницы), вставал очень простой вопрос? А ЗАЧЕМ??? Чтобы молиться было не так скучно? Но если это для кого-то занятие скучное, то не нужно им заниматься вовсе, а пойти лучше в филармонию, в кино, на рыбалку и т. д. Молитва - это разговор с Богом, просьба к Нему о помиловании, о спасении... Ну, представьте себе ситуацию: Вы пришли к своей маме или отцу просить за что-нибудь прощения, - нужна ли Вам для этого дела гитара в руках или аккордеон? ЗАЧЕМ??? Неужели, если в просьбе о прощении (=молитве) недостанет искренности, музыкальное сопровождение сможет этот недостаток компенсировать? Нет, - оно, скорее, замаскирует эту неискренность - но не от Того, Кому молимся, а  от нас самих. Зачем же себя обманывать?
    Если же оставить допущенные мною выше полемические крайности, то всё - и сложнее, и проще: человек рассматривается в Православии как совершенный музыкальный инструмент, которым достаточно овладеть. Ну, а этому - как и игре на любом другом инструменте - следует долго и терпеливо учиться. Учиться желать не своей воли, а воли Божией; учиться смиряться; прощать; нелицемерно и искренне считать себя первым из грешников. В общем, как наши верующие бабушки учили: молиться, поститься и терпеть. Тогда и не станет возникать желание "улучшить" богослужение, заповеданное нам святыми отцами - лучшими из представителей Церкви, основанной Самим Господом нашим Иисусом Христом.
    О том, почему у католиков (о протестантах всевозможного толка лучше вовсе умолчим) разрешена инструментальная музыка в храмах, нужно говорить отдельно. В конце концов, если у них такая традиция установилась веками, пусть себе её хранят, коль уж чистоты Церковного учения сохранить не захотели...
    Простите, если мой ответ Вам не понравился. Возможно, более пространный и более глубокий ответ даст кто-либо из священнослужителей.

Помоги Вам Господь!
А. В., псаломщик.
1.5.04

 О Т В Е Т:

    Самое главное-это не брать на себя слишком многого. Не считайте себя умнее Бога и соборного разума Церкви. Глава Церкви - Господь Иисус Христос Вседержитель  или,  по-гречески, Пантократор. В Церкви постоянно действует Святой Дух. Господь Бог, единый в трех ипостасях Троицы не допустит в Церковь ничего,  что противоречит истинному Христианству. По видимому,  Вы недавно воцерковлены,  и не ощущаете величественности и одухотворенности православной веры. Понимаете, Православие - это не только эмоциональность, это прежде всего духовность, то есть единство с Духом Святым. И Церковь-это мир не от мира сего,  в церковном мире все другое, даже виды искусства приобретают немного другой, надмирный оттенок. Настоящее православное пение - я имею в видувизантийское пение и древнерусский Знаменный напев, как мне кажется, прекрасно отражают суть Православия: вглавном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь. 
    Да, порой нам не все понятно в Божьей Церкви, многое нас возмущает, озадачивает, многое непонятно, странно, -но ведь это и есть признаки надмирности нашей Церкви. Католическая и протестантская музыка - слишком мирская и чувственная. И вот что пишет глубоко почитаемый мною святитель Игнатий Брянчанинов:". . . там нет ни чувства целомудрия и благопристойности, ни чувства простоты, ни чувства чистоты и духовности. Таковы их церковная музыка и пение. . . Языческая жизнь со своей комедией и трагедией, со своими плясаниями, со своим отвержением стыда и пристойности, со своим блудом и прелюбодеянием и прочими обычаями идолопоклонников, воскресла в Риме под сению богов его - пап, откуда разлилась по всей Европе. . . при посредстве языческой жизни,  все язычники, принявшие некогда Христианство, оставили и оставляют Христианство, возвращаются к прежнему совершенному неведению Бога и к служению демонам, хотя уже и не в форме идолопоклонства. "". . . италианское пение не идет для Православного Богослужения. . . Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Ухо светского человека, предающегося развлечениям и увеселениям, не поражается так сильно этою несообразностию, как ухо благочестивого человека, проводящего серьезную жизнь, много рассуждающего о своем спасении и о Христианстве, как о средстве к спасению..." Что касается миссионерства,  о котором Вы упомянули, то привлекать ко спасению нужно не через чувственную католическую музыку, а стараться благовествовать Евангелие, и вообще побольше рассказывать о Христианстве, ведь большинство наших сограждан имеют очень смутное и подчас неправильное представление о Православии. Но такой проповедью нужно заниматься людям, имеющим уже духовный опыт, опыт общения с Живоначальной Троицей, а нам грешным надо благовествовать через творение добрых дел. Иногда такая проповедь оказывaется действеннее,  чем словесная. Вы говорите, что мы люди. Да, мы люди, мы не Ангелы. Но ведь человек был изначально сотворен, как существо богоподобное. И вочеловечением Божественного Логоса и Искуплением на Кресте человеку открыт путь в Царство Небесное. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" - говорит Господь Иисус Христос. То есть Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. А для этого нужно быть с Богом, каяться, творить Его заповеди, причащаться Святых Таин, молиться умной Иисусовой молитвой. И песнопения Православной Церкви помогают нам испытать то или иное событие из земной жизни Иисуса Христа. Это и печальные песнопения Страстной седмицы и полные радости Пасхальные песнопения. Мы часто не понимаем того, что совершается в храме каждое воскресенье, потому что Литургия-это апогей христианского богослужения и христианского богопоклонения. И я не могу себе представить, чтобы на Православной Литургии звучал орган, или играл скрипичный оркестр, трубили в трубы или били в барабаны. Не могу представить, чтобы причащались под рок-музыку, как это практикуется у некоторых протестантских сект. 
    Православное пение отражает православную жизнь, жизнь богоподобную, жизнь с Богом.

Да хранит Вас Господь!
р.Б.Кирилл
1.5.04

SpyLOG