ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
ВОПРОС:
Какие дела, мысли, какой образ жизни, поведение и поступки человек должен совершить, чтобы вменилась ему в грех хула на Духа Святого? И, если он уже имеет этот грех, возможно ли ему покаяться и проститься ли он ему, потому что сказано, что хула на Духа Святого не проститься людям ни в этом веке не в будующем. Получается, что человек уже обречён быть в аду? Как понять мне эти слова? Объясните пожалуйста.ОТВЕТ:
Дела, мысли, образ жизни, поведение
и поступки, которые являются хулой на Духа
Святого, заключаются в том, чтобы видя,
как действует Сам Господь, приписать это
действию нечистой силы.
Сразу же оговорюсь, что осторожность, по
учению Святых Отцов, грехом не является и
даже похвальна: когда мы не торопимся
принимать чудо как чудо Божие, опасаясь
бесовского обмана, это еще не хула на Духа
Святого. Таким образом, хула, о которой
говорится в Евангелии, вполне сознательна:
иудеи видели, что дела Христовы совершались
Силой Божией, но приписывали их сатане.
Однако покаяние возможно и в этом грехе (и
апостолы призывали к покаянию всех без
исключения), только оно, как и в любом другом
грехе, должно быть истинным, - мы должны
измениться, а не только говорить: Каюсь .
Блаженный Феофилакт Болгарский в
толковании на слова: всякий грех и хула
простятся человекам, а хула на Духа не
простится человекам; если кто скажет слово
на Сына Человеческого, простится ему; если
же кто скажет на Духа Святаго, не простится
ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32),
пишет: Всякий другой грех имеет хотя бы
малое извинение, например блуд или
воровство; ибо мы ссылаемся обыкновенно на
человеческую немощь+ Но когда кто видит
совершаемые Духом Святым чудеса и
производит их от демона, тот какое может
иметь извинение? Очевидно, он знает, что они
происходят от Святого Духа, но злонамеренно
хулит их; как же он может быть прощен? Таким
образом, когда иудеи+ видели, что Он творит
чудеса, и однако клеветали и хулили Св. Духа,
называя это бесовским делом; то как им
отпустится этот грех, если не покаются? Итак
знай, что кто хулит+ Святого Духа, то есть
духовные дела Христовы, и называет их
бесовскими, тот если не покается, не будет
прощен, поскольку не имел никакой
благовидной причины к хуле, как например
тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди
блудников и мытарей. Так не отпустится ему
ни здесь, ни там; но он будет наказан и здесь,
и там.
Священник Михаил Н.
26.5.04
ОТВЕТ:
Позволю себе дополнить ответ уважаемого отца Михаила. Его ответ очень конкретный, но все-таки он чересчур буквально трактует смысл данного места из Евангелия. В результате может создаться ошибочное впечатление, что предупреждение Христа к современным людям отношения не имеет.С уважением, раб Божий
Владимир
29.5.04
ОТВЕТ:
Вобщем можно объяснить в 2
словах чем отличается обычный грех от
грехов против Духа Святаго. Если человек
допустим крадет. Знает что грех и крадет. И
каждый раз после очередного воровства у
него искушение - сказать, что красть - это не
плохо. Вот например урки, уголовники. Они
себя называют Ворами с большой буквы. Т.е.
есть такое явление. Или, например, суеверие.
Один раз человек согрешил суеверием, два
раза. Каждый раз у него появляется соблазн
не покаяться, а сказать, что "что-то в этом
есть", что это не суеверие, а часть
православия.
Т.е. грехом человек совершает не по немощи, а
он грех ставит в учение. Он грех ставит во
главу угла. Не Христа, а грех. Вот грех
который человек совершает невольно, по
немощи - эти все грехи простятся. А вот когда
искажается учение Святой Православной
Церкви - этот грех не простится ни в этом
веке не в будущем. Т.е. например, сказать, что
Христос изгоняет бесов силою диавола - это
укоренелая зависть встала во главу угла.
Тяжело стало каяться в зависти, гораздо
легче было объявить Христа сатаной. Они
изменили учение. Никаких личных претензий к
ним Христос из "мстительности" не имел.
Просто иудеи изменили учение, поставили
ложь во главу угла, а не Христа. Сами они
были мнимо праведны, также как и диавол
притворялся праведным - наказывал человека
как бы справедливо за грехи человека. В
делах их как бы уличить не могли - они были
лицемерно "праведны". Но только одно то,
что они не принимали Христа - это было
изменение истинного вероучения, хула на
Духа Святаго, грех который не прощается в
этой жизни (т.к. это - богоборчество, человек
сопротивляется благодати) и не прощается в
будущей.
Т.е. когда человек теряет веру,
правильную веру во Христа - это не прощается.
"Всякие грехи простятся человеку, но хула
на Духа Святаго не простится человеку ни в
этом веке, ни в будущем". Когда иудеи
спросили Христа "Что нам делать чтобы
спастись", Христос ответил имея именно
это самое в виду "Вот главное дело Божие -
веруйте ..." Верующему человеку, правильно
верующему человеку - невозможно согрешить
на Духа Святаго и все ему Христос простит.
Вера будет проверяться делами. Если
человек регулярно согрешает - ему все
тяжелее каяться и очень высок шанс, что он
однажды в сердце скажет "да ничего
страшного". Это и будет грехом против
Духа Святаго. Cтанет ясно на том свете -
действительно ли человек грешил по немощи
да по заблуждению, или он все же изменил
свою веру.
Если человек называет белое черным, а
черное - белым, то получается действительно,
человек обречен жить в аду. Может вмешаться
благодать, изменить человека. Но состояние
в котором человек находится - это состояние
уже ад. Чего такому человеку прощать, если
он неразумный - непонятно даже доброму Богу.
Тут уже дело не в доброте, а в разуме.
Человека изменять без его воли - это
нарушает свободу воли человека. "Се
сатана просил вас сеять как пшеницу, но я
молился о тебе Симоне" - слова Христа
апотолу Петру перед отречением. Как пшеницу.
Сеять случайно. Воля свободная. Но Петр
постарался понравиться Христу в отличие от
Иуды. И когда Петр умер, избрал своей волей
грех, Бог его потом воскресил покаянием.
Потому что Петр до отречения показал свою
добрую волю ко Христу.
А Иуда был вором до отречения. И не
стремился ко Христу. Вот Господь и не посмел
тронуть его свободную волю. Т.е. старайтесь
стремиться ко Христу, тогда может вас
Господь поправит, если вы сделаете ошибку.
А как Он мог поправить иудеев которые Его
видели и ненавидели. Господь не осмелился
тронуть их свободную волю.
Д. Е
10.1.07
О Т В Е Т:
Тут суть в чем. Совершенно понятно,
что хула против Духа Святаго - это грех
богоборчества.
Но есть детали. Не совсем очевидно, что
фарисеи были именно богоборцы. Ни один
человек в мире не желает себе зла. Человек
образ Божий, он настолько далек от диавола,
что Сам Господь воплотился, чтоб спасти
КАЖДОГО человека. И плакал, как повествует
Евангелие, плакал о погибающих. Значит Он им
может все простить.
Значит богоборцами не рождаются, значит
богоборцами становятся. Если ни один
человек не желает себе погибели - как можно
стать богоборцем? Что это за путь, как его
узнать, чтобы избежать?
Богоборцы - это люди не имеющие дарование
различать духи. Что такое дух? Дух - это
постоянная константа, вот почему человек
сочетовавшийся со злым духом - не имеет
спасения. Сочетование - процесс не
мгновенный, растяжимый во времени. Но это
очень опасный процесс. Один раз решив стать
христианином - человек мгновенно может
спастись. Один раз решив сочетоваться злому
духу - человек может мгновенно погибнуть.
Так же мгновенно, как погиб сатана, как
погибли демоны. Они не могут покаяться -
потому что в какое то мгновение отошли от
Бога. В какое то мгновение жизни Бог может
сказать: иди или направо или налево, нечего
Мне больше голову морочить. "Не мир Я
принес, но меч". Бог даже на кресте повис
между правым и левым разбойником. Разделил
их. Бог устает от наших колебаний между
добром и злом и в некоторые моменты жизни мы
или можем навсегда уйти от Бога, или
навсегда прийти к нему. Мы это сами знать не
будем, но Бог это будет знать. Поэтому нужно
каждый день каяться и трепетать.
В какой момент мы можем отойти особенно от
Бога, в какой момент мы можем подойти к
чужому духу? Ну во-первых во время занятий
магией. Это очень опасный момент.
Общеизвестно - насколько тяжело покаяться
колдунам или даже не колдунам а к примеру -
члену компартии с 1905 года. Бывает - их "не
берет смерть", т.е. лукавый не торопится
забирать их души, т.к. не боится что они
покаятся, и мучает их, желая чтоб перед
смертью они еще больше нагрешили и тем
усугубили свое наказание. Слышал
предсказания святых, что при антихристе так
будет для всех принявших печать "смерть
убежит от них".
Т.е. нельзя близко подходить к сатане. А
между тем по Церковному преданию
фарисеи уже тогда тайно грешили учением "каббала".
Т.е. уже какая то ниточка прослеживается. Да
и до каббалы Израиль вечно валялся в
общении с язычниками и идолами и демонами,
обитавшими в идолах. Результатом подмены
духа, общения с диаволом стало то, что они не
узнали истиннаго Бога.
Еще другой момент - более житейский, когда
мы можем погибнуть от неумения различать
духи. Если человек блудит, пьет, ворует, но
знает что это плохо и кается - это не хула
против Духа Святаго. А вот когда человек
говорит, что или пить, или блудить, или
воровать - это ХОРОШО, вот тогда это хула на
Духа Святаго. Он считает, что Дух Святой
может или пить до пьянства или воровать или
блудить. Т.е. пока он грешит, но знает что это
грех - это не хула на Духа Святаго, а когда он
на плохое говорит - что это хорошо, это уже
хула на Духа Святаго. Такой человек Духа
Святаго, Бога - представляет грешным И не
сразу, но постепенно приходит к ереси, а от
ереси рождается богоборчество. И если
человек в этом пути преуспел и впитал в свое
сердце "возлюби неправду... приидоша в
любовь сердца" - он ничем не отличается ни
от мага, ни от фарисеев - богоборцев.
Т.е. ересь - это путь к богоборчеству. Ересь
ЛЮБИТЬ нельзя. "Русь святая - храни веру
православную".
Г. Семен С.
19.1.07