Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Расскажите пожалуйста как можно быть современной православной женщиной? Лично я и многие другие знакомые мне люди отдаляются от церкви из-за изначально Устаревших нам правил и законов церкви по отношению к женщине.
Например:
Священные тексты утверждают главенство мужа и отца в семье. Но они также указывают, что это - его большая духовная ответственность, как кормчего 'малой Церкви', то есть семьи. Мужу и отцу надлежит заботиться о том, чтобы не потерялась связь его 'малой Церкви' - семьи со всей Церковью Христовой. Эта связь . лучшее основание для воспитания детей, поскольку они будут чувствовать, членами некоторой, имеющей общее служение общины. Жена как помощница мужа, в особенности в области строительства семейной жизни, может быть вдохновительницей мужа, что является существенным в женском предназначении.
Почему женщина воспринимается на второстепенных позициях? Сейчас мы зарабатываем равно, а подчас больше чем наши супруги. В некоторых семьях мужчины не считают себя должными организовывать быт и воспитывать собственных детей, именно это делает женскую часть их семьи несчастной. Получается, что церковь одобряет гендерное неравенство и всячески его подчёркивает. Например: вход в церковь по сторого регламентированному "дрес коду", женщины с покрытой головой, мужчины нет. И это только малое.
Как быть со старыми отжившими законами? Лично я уже не хожу в церковь... Екатерина.

О Т В Е Т:

    Начну с покрытой головы. Женщина носит после брака обручальное кольцо. Платок на голове женщины это тоже символ замужества. Поэтому не замужним женщинам не требуется ношение платка на голове в принципе, но чтобы не смущать своей формой одежды других присутствующих в храме людей, не отвлекать их от молитвы, следует носить платок. Равносильно прийти в брюках девушке на выпускной бал. Это дозволено, но будет смущать окружающих.
    Во-вторых рекомендую вам прислушаться к чтению послания апостола Павла к Ефесеем, читаемое на венчании. В этом послании имеет место такой текст “оставит человек дом свой и прилепиться к жене своей и да будут двое одной плотью”. Вас не смущают слова, что муж идет жить к жене, а не жена к мужу. Свое преобладающее положение женщина потеряла с грехопадением Евы, но оно снова было исправлено Пресвятой Богородицей.
    На то что лично вы уже не ходите в церковь. Если вам не нравилось ходить в школу из-за каких-либо школьных правил, то вы бы не получили образования. Поэтому если вы не ходите в церковь, то есть ли надежда на знание истины.

Михаил С
22.7.04

О Т В Е Т:

Не раз убеждался, что Ваш вопрос и на самом деле очень актуален. Причем, им искренне обеспокоено немало самых разных женщин самых разных вероисповеданий. Но, раз уж вы говорите о "православной женщине", то Вашу ситуацию стоит считать наиболее "выигрышной". Прежде всего в том плане, что нигде, пожалуй, кроме христианства, супружество не трактуется в столь большой степени уважающим обе стороны союзом - равноправным и равнообязывающим, ориентированным не на прописную формальную мораль, а взывающую к личной душе, к нравственному чувству.
В предыдущем ответе приводится ссылка на слова "... да будут двое одной плотью", которая наиболее красноречива в Новозаветном смысле. Речь в ней не об оставлении мужем своей квартиры и переходом на жительство к жене, конечно, а о том, что отныне он становится частью (половиной) другого, нежели его родительская семья "организма".
Вспомним, что такая доминирующая особенность мужчины прошедших столетий, как полная ответственность за управление (семьей, общественными процессами, государством), совершенно естественно отображена и в текстах, который формулировались для тех, кто жил "здесь и сейчас". Таковы были особенности отношения полов, что именно муж не просто, как носитель мужского начала, но и как один только и имеющий возможность обеспечить семью и защитить ее, был облечен и большей властью распоряжаться всем и вся. Да и ответственностью за все это - тоже. В этом смысле он просто обязан был быть самым настоящим главой - и семье, и жене своей. Она же обязана была подчиняться ему, ибо иное означало бы (и никаких золотых середин!:) только противоположное - неподчинение, помеху, даже противление и нанесение вреда семейному благу...
Но время, как известно, идет. И наносные, временнЫе условия и условности существования людей изменяются. Поэтому и в позднем Средневековье, и в Новое время, а тем более в условиях нынешней "христианской цивилизации", все труднее представить себе, чтобы нормальный - разумный, обученный, честный и нравственно чистоплотный христианин, требовал бы от своей супруги буквального соблюдения моральных установок конца позапрошлого - начала прошлого тысячелетий: ведь иудеи, которые привнесли в мир учение Христа, упорядочивая условия жизни основывались на древних представлениях ветхозаветного права. Так, грубо говоря, что же - муж и до сих пор морально вправе неугодную ему жену просто выставить за дверь, лишь обеспечив материально, например? Такого, хотя и было оно тогда традиционно и законно, не позволяли себе даже первые христиане, т.к. мерилом отношений (и отношения к мужу или жене) стало нравственное чувство собственного сердца, основанное на вере Евангелию. То есть, не "иудейсткое", а нравственное право.
Можно ли представить, чтобы несомненно венчавшиеся добропорядочние русские православные мужья в 19, 20, теперь в 21 вв. оказались бы в своих семьях тиранами, отнимали бы у своих супруг душевную и духовную свободу, требуя от них подчинения исключительно собственным установкам? Разумеется, нет. Такого просто нельзя вообразить, если исходить из нравственных основ Российского Православия, каким знаем мы его сегодня, благодая великим российским подвижникам прошлого или о. Павлу Флоренскому, о. Александру Ветелеву, о. Тавриону (Ботозскому), о. Тихону (Агрикову) итд, итд...
Другое дело, что во все времена у людей, независимо от их вероисповедания, сохранялась и сохраняется склонность потакать собственной гордыне. По-звериному самоутверждаться, используя для этого все возможные аргументы, в том числе и имеющие отношение к религиозной традиции. Это относится ко всем сторонам человеческих отношений - к супружеским тоже. Подобные вещи не всегда заведомо злонамеренны, потому что случаются и от недопонимания, и от определенного рода воспитания, сформировавшего в ребенке некую гордыню (иной раз его же собственными родителями - несомненно любящими его и по-своему верующими, но в силу косности, например, представляющими Новозаветность не взывающим к нашему сердцу живым Словом Богочеловека, а  этаким архаично-языческим регламентом: это можно, а это - табу)...
Когда Вы признаетесь в том, что удаляетесь от Церкви, то может быть, удалаетесь не столько от Нее, сколько от отдельного храма (прихода), создающего о Церкви поверхностное представление. Такое, к сожалению, сегодня не редкость, и случается не из-за "правил и законов Церкви", а оттого, что они неосмысленны не только приходящими в храм, но и теми, кто там служит. То есть, из-за той же косности, склонности к формализированию Богослужения и преподания прихожанам основ Православной веры, где батюшка приходит, иной раз, не к Престолу, а "на работу". Само собой, что в подобном "казенном присутствии" ему не до того, чтобы заниматься вопросами, касающимися внутренних - жизненных и духовных - проблем прихожан.
К вопросу о грехопадении, например: не углубляясь в его природу, а просто буквально приняв свидетельство Ветхого Завета, нетрудно убедиться, что пали-то оба - и Ева, и Адам. Но, какова качественная разница между тем, кто совершает самоубийство первым, а кто - вторым? Вероятно, никакой. Тогда чем же Ева "виноватей", чем "нечище" Адама?
Однако, кроме глубоко личного опыта христианства, у разных христиан существуют и свои определенные традиции. Это к вопросу о ношении платка: в некоторых областях Греции православной женщине, не зависимо от ее возраста, неприлично ходить в чем-то ином, кроме в черной одежды. А священнослужители, монахи курят табак. Возникает вопрос: что же, женщины там еще православней, чем наши бабушки, которых без платочка не увидишь? а монахи, выходит, и вообще непонятно что?
Или кольца и прочее: по сути, это же "дохристианские пережитки". В смысле, светские аттрибуты, приобретшие из-за использования их в качестве христианской символики в определенном роде сакральный смысл. Похоже на использование ветхозаветных заповедей, запрещающих преступления против личности, в новом - христианском уже преломлении: не укради, не убий...
Подобное просто стало традициями христианского быта и общежития. Неким принятым в определенной среде уставом. А в "чужой монастырь со своим уставом", как Вы сами знаете, не ходят. Поэтому принятая в некоторых приходах "форма" для посещения богослужения - запрет на брюки или непокрытую голову, непринятость использования грима для лица, не пользование духами итд - это традиция таких приходов, не уважать которую было бы неэтичным (собственно, весь Ваш вопрос в целом и относится к христианской этике. То есть, соразмерению собственных представлений с существующим, предлагаемым a priori для Вас определенным укладом). ...Когда-то замечательная, яркая светская дама самых высококультурных кругов России Великая Княгиня, прославленная недавно - разве до убийства супруга она не была православной женщиной и женой?
На то что лично вы уже не ходите в церковь. Если вам не нравилось ходить в школу из-за каких-либо школьных правил, то вы бы не получили образования. Поэтому если вы не ходите в церковь, то есть ли надежда на знание истины.

Попробуем подвести итоги?:)
Связь "малой Церкви" с Церковью, как Вы на мой взгляд совершенно верно говорите, есть лучшее основание для воспитания детей, неустанного строительства семьи, для участия в общем Церковном служении, где жена - вдохновительница мужа, что существенно в женском предназначении. Но, отчего тогда возникает вопрос: "почему женщина воспринимается на второстепенных позициях"? Вы же сами, по сути, на него уже ответили (ничего себе, "второстепенная роль! - кроме того, чтобы просто вдохновлять, жена сегодня и печется о семье, т р у д и т с я  наравне с супругом). Делит с ним горе и радость, обучает, воспитывает, охраняет...
Но, раз уж мы до того определились, надеюсь, что не Церковь, а просто некоторые из нас одобряют "гендерное неравенство", ссылаясь при этом на некоторые местные традиции, то остается лишь одно. Это то, что "некоторых семьях мужчины не считают себя должными организовывать быт и воспитывать собственных детей, именно это делает женскую часть их семьи несчастной". Заверяю Вас: то же самое нередко и в среде иноверцев, и в неверующих семьях. Эта беда - один из признаков общего нравственного падения, где "падающие" выступают не только, как грешащие, но и как жертвы.
Вот где в первую очередь помогло бы "вдохновление" со стороны православных жен, чье Православность не в одних лишь платочках:)
... Не хотелось бы, чтобы написанное здесь расценивалось Вами, как какой-то однозначный "ответ".  Это, скорее, приглашение к спокойному и взвешенному размышлению.

С уважением, sn  
24.8.04

 

SpyLOG