Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Я очень интересуюсь: что из себя представляют Иконы. Я не помню, чтобы в Новом Завете говорилось делать какие то изображения, для молитв, для крещения, или для других культов. Но зато в Библии не единожды написано не делать ни каких изображений, ни того, что на небе, ни того, что на земле...

О Т В Е Т:

Вами заданы, по сути, два вопроса: что такое иконы, в культовом смысле, как объект поклонения? и оправдано ли поклонение иконам в Священном Писании Нового завета?. Ответы на них несколько разноплановы, потому что один вопрос сугубо энциклопедический, другой - принципиально вероучительный...

Довольно часто случается, что обращаясь с подобными вопросами к случайным людям в храмах - бабушкам-прихожанкам, а иной раз и священникам, - интересующиеся сталкиваются с еще большей неясностью или откровенным нежеланием даже помыслить на эту тему. Чаще всего можно услышать ответы, вроде иконам молились все наши предки, разве вам не известно, что иконы творят чудеса? а то и не нашего ума это дело. Однако, стремление искренне верующих сознательно подходить к подобным вопросам , что отрадно, в последнее время все же стало перевешивать. Тем более, что понимание сути явлений не только ни коим разом не вредит вере, но и укрепляет ее.

... В культовом смысле икона (иконописные портреты подвижников, либо условные изображения Божественных и духовных сущностей), это культовый объект поклонения. То есть предмет, который считается священным - обладающим высокой и личной духовной значимостью для верующих. Это касается всех икон, которые есть не только у православных христиан, но и у буддистов, индуистов и прочих верующих, преимущественно азиатского региона. Так что, если стараться быть точными в формулировании понятий, то икону, как почитаемую святыню, следует отнести к разряду предметов, которые называются религиозными фетишами, т.е. объектами поклонения, такими же, как любые другие изображения божеств, почитаемые останки подвижников (мощи) и предметы, имеющие отношение к из земной жизни.

... С другой стороны, икона это СИМВОЛ в самом что ни на есть реальном смысле греческого слова symbolon, переводящегося, как обозначение образа, идеи сущности. Если попробовать привести самую простую аналогию, то христианское отношение к иконе напоминает то, как маленький ребенок держится за руку матери. Ведь, он прекрасно знает, что мама рядом и никуда не уйдет, что она любит его и не бросит ни при каких обстоятельствах. Но все равно в силу своей детской необходимости быть в еще большей убежденности в этом, руки он не отпускает...

Разумеется, молитвенное обращение к Богу возможно и действенно в любых условиях и при любых обстоятельствах - ведь, молятся и в лесу, и в тюрьме. Но мы, как малые дети, в силу своих земных свойств стремимся еще и еще больше убедиться в том, что Господь здесь, что Он рядом. Икона в данном контексте помогает подготовиться к молитве, помогает отрешиться от суеты и ненужных беспокойств в этот момент, настроиться на определенное состояние максимального доверия к Господу, к полной откровенности с Ним. То, что называется придти в молитвенное состояние.

Каждому знакомо, наверное, как взяв в руки фото или вещь, напоминающую об отсутствующем рядом близком, вспоминаешь о нем совсем иначе, нежели на бегу. Связанные с ним добрые переживания, как бы воскресают вновь, возобновляя в силу разных причин разорванную связь. Так приближаемся мы к тем, до кого не можем дотянуться непосредственно.

Подобным образом обостряет нашу сознательную и подсознательную память о Боге и икона. Она побуждает к уловлению в себе тех движений души, которые часто до полной неразборчивости заглушаются шумом многочисленных забот о временном или откровенно пустых, бессмысленных переживаний, которых исполнены наши дни.

То есть икона, это не только слой живописи, лежащий на грунте поверх доски или холста, и даже не только прекрасное произведение одухотворенного гения, а что-то подобное окну в гораздо более широкий и богатый мир. Она помогает духовному взору верующего проникнуть сквозь непрозрачную стену бесчувствия к реально существующим идеалам, для приближения к которым и создал человека Господь. Помогает обнаружить в самых потаенных уголках себя самого подчас неожиданные и повергающие, одновременно, в восторг и священный ужас свойства, которые не поддаются объяснению на языке обыденных понятий. В этом смысле икона конкретизирует в нашем вИдении непосредственно Объект обращения - Божество.

Кроме того, нельзя не упомянуть еще об одном свойстве, позволяющем говорить о вполне определенных качествах, присущих таким уникальным плодам рук человеческих, как иконы. Как известно, иконописью всегда занимались люди, исполненные веры и благоговения перед Господом. И уже само состояние их во время написания образов служило как бы проводником, посредством которого рукописные лики впитывали в себя очень определенную информацию, которая несла в себе признаки Божественного присутствия. Это, как бы выстраивание храма в миниатюре, в приближении к которому, в лицезрении которого человек оказывается в освященной зоне. Для подобных явлений сегодня существуют даже научные объяснения, основанные на характеристиках информационных полей.

В связи с этим тоже можно обратиться к аналогии: ведь, мало кто будет спорить с тем, что стоять на платформе, мимо которой проносится поезд - это одно, а находиться в старинном парке - совсем другое. Или, например, каждый легко определить разницу ощущений от зала Третьяковской галереи и от универсама. Иными словами, каждое место или вещь - а тем паче икона - несет в себе сугубо свои информационные характеристики, свое предназначение. Поэтому, в частности, и отличается принципиально от любого идола, относящегося к какому-либо сомнительному или архаичному культу.

И, в заключение, об идолах: и ветхозаветные заповеди ... и нет богов кроме Меня и не сотвори себе кумира, как и Новый Завет рассматривают это понятие (идола, кумира, иного бога) гораздо шире и глубже, чем принято считать. Разве не творим мы себе идолов, когда западаем на стремлении к карьере, богатству, славе? Или когда безоговорочно действуем в соответствии с чьими-то лишенными здравого смысла указаниями и установлениями? Идолы, это далеко не всегда каменные или деревянные изваяния. Это богопротивные идеи и ценности, отвергающие соответствие Закону Божиему образ жизни и цели... Причем, как на небе (беспочвенные мечтания и мифологизирование чего-либо с целью уйти от реальности), так и на земле (вполне материальные претензии на обладание финансовой, властной, авторитетной исключительностью) этих идолов, которых люди часто предпочитают ценностям абсолютным, великое множество. Об этом стоит подумать...

И, разумеется, порадоваться за людей, которые обрели стойкую веру, пусть и не задаваясь никогда подобными Вашему вопросами

С уважением,  sn
28.8.04

  О Т В Е Т:

Если поразмышлять над заповедью Господа "Не сотвори себе кумира..." и учесть то обстоятельство, что в древности евреи были окружены языческими народами, делавшими изображения своих лжебогов, то становится ясно: Господь предостерег таким образом избранный народ от служения демонам в образе языческих богов. Но вместе с тем Господь повелел создать изображения, золотые статуи Херувимов(ангелов одного из высших чинов). Прочитайте внимательно книгу Исход. Значит, священные изображения могут создаваться людьми по прямому повелению Господа. В скинии находился также Ковчег завета, который был образом Самого Бога.Поднимают Ковчег впуть, Моисей говорит -- "Восстань,  Господи", останавливают Ковчег, говорит -- "Возвратись, Господи"(Числ.10, 35-36)Кроме того, вся скиния была покрыта изнутри изображениями Херувимов. Перед этими изображениями молились, кадили фимиам, т.е.им воздавалось почитание. По повелению Бога Моисей сделал изображение медного змия, чтобы спасать людей от укусов ядовитых змей. Вместо скинии премудрый Соломон возвел великолепный храм(3 Цар.5, 13-18, 6, 37-38), где также было много рукотворных изображений и Херувимы в том числе. Ветхозаветный храм прекратил свое существование в 70 г.н.э.,  когда былразрушен римскими войсками. Но по пророчеству, исправленный ветхозаветный храм должен был перейти в Новый Завет: "Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие"(Деян, 15, 16-17)"Какая совместимость храма Божия с идолами?" -- говорит апостол Павел.В акафисте Иисусу Сладчайшему есть такие слова "Идоли бо Спасе наш,  нетерпяща Твоея крепости, падоша". Поэтому имени Иисуса Христа бесы бояться и идолы падают и разбиваются, а от икон происходят бесчисленные чудеса, исцеления и изгнания бесов из людей.Иконы имеют только внешнее некоторое сходство с идолами, но по сути -- это разные вещи.Ведь в Ветхом Завете жертвы приносили и Иудеи и язычники, но Иудеи--Истинному Богу, а язычники--бесам. В Новом Завете стало возможно уже изображение Самого Бога, так как "Слово стало плотию" и "Бог явился во плоти". И апостолы сделали изображение Иисуса Христа, распятого на кресте: "О несмысленные Галаты:кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых ПРЕД ГЛАЗАМИ ПРЕДНАЧЕРТАН БЫЛ ИИСУС ХРИСТОС, как бы у вас распятый?"(Гал.3, 1)Священное Предание свяидетельствует о том, что
первое Свое изображение сделал Иисус Христос, подарив его царю Авгарю.Изображение было отпечатано на плате, от него пошли иконы, называемые "Спас Нерукотворный". Первые иконы Пресвятой Богородицы были написаны апостолом Лукой. Оказывая знаки почтения перед иконой, мы тем самым оказываем почитание тому, кто на ней изображен. Ведь не удивляет же никого, что мать целует фотографию ребенка, девушка целует фотографию любимого юноши. Так и христиане целуют изображение своего любимого Господа. Икона есть образ невидимого, окно в потусторонний мир, в райские сферы. Золото на иконах символизирует Божественный Свет. В Откровении, 13, 15 говорится о том, что служители дьявола и антихриста сделали чудотворный образ зверя, в который был вложен дух. Для чего силы зла пустились на такую уловку?" Чтобы прельстить, если возможно, и избранных".начит, избранные--это почитатели чудотворных икон Христа и Его Матери и друзей(святых), а не иконоборцы, которых никакими изображениями, даже самыми чудотворными, не проймешь. Очень рекомендую Вам прочитать книгу св. Иоанна Дамаскина "Три защитительных слова против порицающих святые иконы", написанную против иконоборцев(в Интернете есть).Все ваши сомнения мигом исчезнут. И хочу привести цитату из этой книги: "О,  прочь от тебя,  завистливый диавол! Ты завидуешь нам в том,   чтоб мы видели Господа нашего изображение и чрез него освящались,   чтоб также видели спасительные Его страдания и удивлялись Его снисхождению,  и созерцали Его чудеса,  и познавали,  и прославляли могущество Его божества.  Ты завидуешь святым из-за данной им от Бога чести. Не желаешь,   чтобы мы видели начертанною их славу и сделались подражателями их мужества и веры. Ты не выносишь того,  чтобы из веры к ним произошла для  нас и телесная, и душевная польза. Не повинуемся тебе, завистливый и  человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена, языки, мужи, женщины, дети, старцы, юноши и младенцы, святой народ христианский! Если кто благовествует вам вопреки тому, что святая вселенская   Церковь приняла от Апостолов и Отцов, и соборов и сохранила доныне,   не послушайте его! Не примите совета змия, как приняла Ева и пожала смерть (Гал. 1, 8, 9;    Быт. 3, 1...). И если Ангел или царь будет благовествовать вам вопреки тому, что приняли, закройте уши! Ибо я, ожидая   исправления, пока страшусь сказать, как говорил божественный Апостол:  да будет анафема (Гал. 1, 8, 9)!"  Храни Вам Господь!

р.Б.Кирилл
31
.8.04

SpyLOG