В каком смысле употреблено слово "гониши"
в покаянном каноне: Почто убогаго обидиши, мзду наемничу
удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и
гордость ГОНИШИ? Остави убо сия, душе моя, и
покайся Царствия ради Божия.
О Т В Е Т:
В приведенной Вами цитате из текста
канона упоминается недоброжелательность.
Буквально - так: зачем беззащитного
обижаешь?, плату работнику не платишь?,
ближнего своего недолюбливаешь? за гульбу и
спесь (кого-то другого) осуждаешь (преследуешь)?
Оставь все это, душа моя, и покайся (в своих
прегрешениях... взгляни на себя) ради
спасения... На этом примере можно убедиться,
насколько точны формулировки покаянного
моления, основанные на глубоком знании
человеческой психики (души). Ведь,
действительно все это одного поля ягоды -
отсутствие снисходительности и
бесчувствие, жадность, вредность по
отношению к ближнему и злословие в адрес
тех, кого есть в чем упрекнуть, кто дает
бесспорный повод для этого. Эти ягоды
цепляются одна за другую, привычно занимают
все время и внимание,. А про себя, про свои-то
проблемы, он под сурдинку склонен забывать.
С уважением, sn 2.9.04
О Т В Е Т:
Не могу
согласиться с предыдущим вариантом ответа.
Глагол “гнать” в церковно-славянском
языке означает не только “преследовать”,
но и “стремиться (к чему-то)”. Об этом
сказано, например, в “Полном церковно-славянском
словаре” священника Григория Дьяченко. Вот
примеры употребления этого глагола в Новом
Завете:
Послание Св.
Апостола Павла к Римлянам, гл.10, 30-31: “Что
убо речем; яко языцы, НЕ ГОНЯЩИИ правду,
постигоша правду, правду же, яже от веры:
Израиль же, ГОНЯ закон правды, в закон
правды не постиже.” Перевод: “Что же скажем?
Язычники, НЕ ИСКАВШИЕ праведности, получили
праведность, праведность от веры. А Израиль,
ИСКАВШИЙ закон праведности, не достиг
закона праведности.”
1-е послание Св.
Апостола Павла к Фессалоникийцам, гл.5, 15: “Блюдите,
да никтоже зла за зло кому не воздаст: но
всегда доброе ГОНИТЕ и друг ко другу и ко
всем.” Перевод: “Смотрите, чтобы кто кому
не воздавал злом за зло; но всегда ИЩИТЕ
добра и друг другу и всем”.
1-е послание Св.
Апостола Павла к Тимофею, гл.6, 11: “Ты же,
человече Божий, сих бегай: ГОНИ же правду,
благочестие, веру, любовь, терпение,
кротость.” Перевод: “Ты же, человек Божий,
убегай сего, а ПРЕУСПЕВАЙ в правде,
благочестии, вере, любви, терпении, кротости.”
Вспомним еще, что
и в современном русском языке есть
выражение “преследовать цель”. Здесь “преследовать”
значит не “гнать” (в современном смысле
этого слова), а “стремиться к чему-то”.
Таким образом,
перевод отрывка из Покаянного Канона,
сделанный sn,
следует подправить так: “Зачем
беззащитного обижаешь, плату работнику не
платишь, ближнего своего не любишь,
стремишься к блуду и удовлетворению своей
гордости? Оставь все это, душа моя, и покайся
ради спасения...” Речь идет, конечно, не
только о недоброжелательности. Обижать
убогого – это больше, чем проявлять к нему
недоброжелательность. Не любить ближнего –
это больше чем недолюбливать его: в
Православии понятие “любовь” гораздо
более емко (см.: 1 Кор., гл.13). Любовь – это не
только хорошее отношение; любовь может быть
деятельной; любовь связана с ограничением
себя ради блага другого и – в пределе – с
самопожертвованием (см.: Ин., гл.15, 13).
Посмотрим теперь
повнимательнее на всю Песнь 4 Покаянного
Канона, из которой взят этот отрывок. Она
начинается словами: “Широк путь зде и
угодный сласти творити, но горько будет в
последний день, егда душа от тела
разлучатися будет: блюдися от сих, человече,
Царствия ради Божия”. Далее следует
рассматриваемый отрывок. После него идут
слова: “О, безумный человече, доколе
углебаеши, яко пчела, собирающи богатство
твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел:
но более взыщи Царствия Божия… Госпоже
Богородице, помилуй мя грешнаго, и в
добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая
смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя,
Дево, Царствия Божия.”
В этой Песни
противопоставляется Царство Небесное и
суетные ценности мира сего. Из-за гордости
мы нередко делаем себя центром вселенной;
нам кажется, что самое главное – это мы сами,
наше Я. Поэтому мы живем ради себя, нам
хочется во всем удовлетворять своим
прихотям, и поэтому мы так мало ценим других
людей. Отсюда – все грехи, перечисляемые в
рассматриваемом отрывке: мы обижаем тех,
кто не может причинить нам вреда; не ценим
чужой труд; не уважаем других и не делаем им
добра; стремимся к запретным удовольствиям.
В конце перечисления поставлен тот грех,
которым обусловлены все перечисленные, -
гордость. Последующий текст призван
открыть нам наше заблуждение: как можем мы
считать себя центром этого мира, если мы
умрем? Все суетные радости погибнут вместе
с нашим телом. Подлинная ценность –
Царствие Божие, вечная жизнь с Богом. Центр
мира – не наше Я, а Бог. И мы должны в этой
жизни, до того, как умрем, стремиться к Богу,
служить не себе, а Ему одному. И путь этот
лежит через покаяние, чистую жизнь и добрые
дела.