Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

При посещении Спасо-Преображенского собора в Суздале нас очень заинтересовали фрески Гурия Никитина, особенно фреска "Преполовение", но выбор сюжета нам не вполне понятен. Не могли бы Вы просветить нас, если Вы обладаете такой информацией, почему для иконы  "Преполовение" выбран именно такой сюжет (я так понимаю, что это сцена крещения, а не беседа Христа с книжниками) ?

фотография 1

(Может быть, мы неправильно сориентировались по схеме, и эта фреска не "Преполовение"? К сожалению, перепроверить, правильно ли мы прочли схему, не предоставилось возможным: зимой она была вывешена в соборе, а летом, когда мы еще раз посетили Суздаль, ее уже не было.)

О Т В Е Т:

Ваше предположение о "недоразумении" со схемой, похоже, правильно. Фреска, приведенная на фото, это довольно оригинальное решение деисусного чина, когда изображение Христа Пантократора в центре заменено на Христа Младенца в купели: изображение младенеца олицетворяет Богодуховность природы Христа, изначальную непорочность, превечность и т.д. Несколько не "типовое" обращение Гурия Никитина к деисусу, где из привычных нам изображений есть только Богоматерь и Иоанн Креститель, а дальше сразу Ангельские чины, впрочем, свойственно этому славному мастеру. Его трактовки всегда тяготеют к своеобразному "христианскому космизму" что ли, к транспонированию по-земному конкретизированных сюжетов в небесные уровни. Это ближе к стилю "византийскому", тогда как на русской почве деисусный чин как бы "застыл", превратился больше в орнаментальное "правило" для высокого иконостаса.
В качестве же образца Преполовения прилагаю фото иконы новгородской школы, чуть более старшей, чем фрески Гурия Никитина - кон.15-нач.16 в.

фотография 2

С уважением, sn
11.9.04

SpyLOG