ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
Очень тяжело говорить с людьми неверующими о вещах, которые нужно принимать только верой. Мой знакомый утверждает, что человека после смерти нужно сжигать - это мол экономит площадь земли, денег, и вообще как-то не приятно осознавать, что тело в земле будет съедено червями. Я пытался ему пояснить это с точки зрения Церковного вероучения, по мере своих знаний, но это его не убедило. Может есть какое-то объяснение этой христианской традиции науки с научной позиции, а не только вероучения?О Т В Е Т:
Уважаемый N,
По-моему Вы правы, что тяжело говорить с
неверующими людьми, пользуясь категориями
веры. Но, в данном случае, речь идет не
столько о вере, сколько о религиозной,
культовой традиции "пристойного
погребения", которое в христианстве
выражается в предании останков земле.
Это вовсе не означает, к примеру, что
христианин, который погиб в море, на пожаре,
замерз где-нибудь в Арктике или съеден
волками, обязан считаться, соответственно,
утопленником, сожженным или вовсе
непогребенным, что будет, якобы, влиять как-то
на дальнейшую судьбу его личности или души.
Ведь религиозные традиции погребения
вообще, это дань уважения и памяти
покойного и, одновременно, соблюдение
социальной пристойности в каждой отдельной
сложившейся культурной среде.
С традиционной российской - культурной и
христианской точки зрения - погребение в
земле, разумеется, максимально пристойно.
Вы и сами ощущаете это, так как подобное
совпадает с Вашими собственными
представлениями о пристойности, как
человека, принадлежащего именно к нашей
религиозной и этнической культуре.
Одновременно, не должны шокировать и чьи-либо
иные, не совпадающие с Вашими представления
о наибольшей достойности способа
погребения. Ведь, само по себе понятие "предание
земле" означает предоставление останкам
условий возвращения в круговорот
окружающей среды. Строго говоря, куда, как
не в эту "землю" попадает все тленное,
независимо от того, каким образом?
Насколько мне известно, кроме проявлений
очень личных и эмоционально оправданных
мнений ряда христиан (по некоторым
свидетельствам - протопопа Аввакума, о.
Серафима (Роуза) и "гробового"
иеромонаха Никона из Киевской Лавры - о
младостарцах не упоминаю) Церковью особого
положения по этому вопросу не
формулировалось. Хотя, могу и ошибаться,
разумеется.
... Вашего знакомого, впрочем, легко понять в
том смысле, что и сожжение, и, как начали
делать это в Европе, выращивание на основе
останков растений - выглядит вполне
эстетично, если можно применить это понятие
в данном контексте. Однако, и у Вас есть
неплохой "эстетический" аргумент:
процесс разложения останков - это не то, что
предназначено для демонстрации с целью "услаждения"
чьих-либо чувств. И упокоение в могиле, и
сожжение, и прочее - не шоу, а скорбный акт,
призванный оcтавшихся вспомнить о
неизбежном конце земной суеты. Поэтому
принципиальной разницы между поеданием
червями, уродливым коагулированием плоти в
пламени и гниении где-то среди камней нет.
Актуальным остается только наше отношение
к памяти о личности покойного и, разумеется,
участие в его дальнейшем пути молениями об
упокоении души.
Иными словами, вопрос этот не научный, а
сугубо этический.
С уважением, sn
12.9.04