Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

ВОПРОС:
Вопрос на основание различных мнений понятие об одном и том же предмете святыми отцами. В беседе Серафима Саровского с Мотовиловым Н. А. Серафим утверждает, что человек при сотворении его Богом от персти земной был создан в составе: дух, душа, тело (все три части от персти земной) и что потом Бог вдохнул в этого 'трехсоставного' человека благодать Святаго Духа Божия и по выражению Моисееву, 'и Адам бысть в душу живую'. Святитель Феофан Затворник утверждает, что Бог сотворил человека из персти земной в составе тело-душа, а потом вдохнул дух, то есть дух человеческий, дыхание Божие.
Вопрос: Что есть дух, душа, их происхождение. А также хотелось подробно узнать о силах души, духа (сердце, ум, разум, воля, память, воображение и т.д.) их взаимосвязь в структурном виде.
Вопрос: все о внутреннем человеке, точное учение о Православной Церкви 
ОТВЕТ:
Вы сами пишите, что есть разные мнения. Обычно учения христианских мыслителей о составе человека подразделяют на дихотомизм (человек состоит из двух частей: души и тела, душа и дух суть только разные наименования одной и той же части) и трихотомизм (человек состоит из трех частей: духа, души и тела). Типичный трихотомист – св. Лука (Войно-Ясенецкий). Типичный дихотомист – митр. Макарий (Булгаков). Приведенные Вами мнения – попытки компромисса между этими учениями. Автор данного ответа склоняется к жесткому дихотомизму. В "Православном Исповедании…" митр. Петра Могилы (в редакции, одобренной Киевским собором 1640 г. и Ясским собором 1643 г., ставшем официальным изложением веры Православной Церкви, принятым [в редакции греческого перевода Мелетия Сирига] всеми православными Патриархами) сказано, что человек состоит из "невещественной и разумной души и вещественного тела" (Ч. I, отв. на вопр. 18). Сие подтверждается Свящ. Писанием (Быт. 2,7; Иов 13,13-14; Пс. 15,9-10; 145,4; Мф. 10,28; Иак. 2,26; I Кор. 5,3-5; 6,20; 7,34). Как же быть с местами из Писания, которые трихотомисты пытаются истолковывать как подтверждение своей доктрины? (напр. I Фес. 4,12; 5, 23). В первом месте [I Фес. 4,12], дух и душа различаются как две стороны единой духовной природы человека, так же как "члены и мозги" из того же стиха послания – входят в то же человеческое тело. Во втором же месте [I Фес. 5,23], по толкованию Геннадия Массилийскаго (IV в.), под словом "дух" имеется в виду благодать Святаго Духа в человеке, а не отдельная часть человеческого естества. Феодорит Кирский (V в.) отвергает трихотомизм как орудие, использовавшееся еретиком Аполлинарием для обоснования своей ереси. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический Запад, следуя его авторитету, всегда признавал только дихотомизм], св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). В XX в. большинство русских православных авторов склонялись к трихотомизму.

Тела первых людей были созданы Богом. Одни авторы говорят, что эту фразу надо понимать строго в смысле непосредственного сотворения Богом, другие допускают опосредованное сотворение путём направленной Богом эволюции. Тела прочих людей происходят от Адама и Евы через преемство поколений в естественном рождении. Относительно происхождения душ в христианской среде бытуют три теории: а) эманационизм – души проистекают, эманируют из Бога; эта теория не соответствует христианскому вероучению и носит пантеистический характер; б) генерационизм или традукционизм – души детей происходят от их родителей; в) креационизм – душа каждого человека сотворена Богом из ничего как cама по себе, так и безо всякого предварительного субстрата (ex nihilo sui et subjecti). Последняя теория наилучшим образом согласуется со Свящ. Писанием и Свв. Отцами. Откровенно чуждые христианскому вероучению теории абсолютного материализма, реинкарнации и т. п. нет надобности и рассматривать во "внутреннем" разговоре между христианами.

Э. Х.

1.10.02

SpyLOG