ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
ВОПРОС: | |
Вопрос на основание различных мнений
понятие об одном и том же предмете
святыми отцами. В беседе Серафима
Саровского с Мотовиловым Н. А. Серафим
утверждает, что человек при сотворении
его Богом от персти земной был создан в
составе: дух, душа, тело (все три части от
персти земной) и что потом Бог вдохнул в
этого 'трехсоставного' человека
благодать Святаго Духа Божия и по
выражению Моисееву, 'и Адам бысть в душу
живую'. Святитель Феофан Затворник
утверждает, что Бог сотворил человека из
персти земной в составе тело-душа, а потом
вдохнул дух, то есть дух человеческий,
дыхание Божие. Вопрос: Что есть дух, душа, их происхождение. А также хотелось подробно узнать о силах души, духа (сердце, ум, разум, воля, память, воображение и т.д.) их взаимосвязь в структурном виде. Вопрос: все о внутреннем человеке, точное учение о Православной Церкви |
|
ОТВЕТ: | |
Вы сами пишите, что есть разные мнения.
Обычно учения христианских мыслителей
о составе человека подразделяют на
дихотомизм (человек состоит из двух
частей: души и тела, душа и дух суть
только разные наименования одной и той
же части) и трихотомизм (человек
состоит из трех частей: духа, души и
тела). Типичный трихотомист – св. Лука (Войно-Ясенецкий).
Типичный дихотомист – митр. Макарий (Булгаков).
Приведенные Вами мнения – попытки
компромисса между этими учениями.
Автор данного ответа склоняется к
жесткому дихотомизму. В "Православном
Исповедании…" митр. Петра Могилы (в
редакции, одобренной Киевским собором
1640 г. и Ясским собором 1643 г., ставшем
официальным изложением веры
Православной Церкви, принятым [в
редакции греческого перевода Мелетия
Сирига] всеми православными
Патриархами) сказано, что человек
состоит из "невещественной и
разумной души и вещественного тела" (Ч.
I, отв. на вопр. 18). Сие подтверждается
Свящ. Писанием (Быт. 2,7; Иов 13,13-14; Пс. 15,9-10;
145,4; Мф. 10,28; Иак. 2,26; I Кор. 5,3-5; 6,20; 7,34). Как
же быть с местами из Писания, которые
трихотомисты пытаются истолковывать
как подтверждение своей доктрины? (напр.
I Фес. 4,12; 5, 23). В первом месте [I Фес. 4,12],
дух и душа различаются как две стороны
единой духовной природы человека, так
же как "члены и мозги" из того же
стиха послания – входят в то же
человеческое тело. Во втором же месте [I
Фес. 5,23], по толкованию Геннадия
Массилийскаго (IV в.), под словом "дух"
имеется в виду благодать Святаго Духа в
человеке, а не отдельная часть
человеческого естества. Феодорит
Кирский (V в.) отвергает трихотомизм как
орудие, использовавшееся еретиком
Аполлинарием для обоснования своей
ереси. Среди Отцов и Учителей Церкви
были и дихотомисты (св. Кирилл
Иерусалимский, св. Василий Великий,
блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический
Запад, следуя его авторитету, всегда
признавал только дихотомизм], св. Иоанн
Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан,
св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). В XX
в. большинство русских православных
авторов склонялись к трихотомизму.
Тела первых людей были созданы Богом. Одни авторы говорят, что эту фразу надо понимать строго в смысле непосредственного сотворения Богом, другие допускают опосредованное сотворение путём направленной Богом эволюции. Тела прочих людей происходят от Адама и Евы через преемство поколений в естественном рождении. Относительно происхождения душ в христианской среде бытуют три теории: а) эманационизм – души проистекают, эманируют из Бога; эта теория не соответствует христианскому вероучению и носит пантеистический характер; б) генерационизм или традукционизм – души детей происходят от их родителей; в) креационизм – душа каждого человека сотворена Богом из ничего как cама по себе, так и безо всякого предварительного субстрата (ex nihilo sui et subjecti). Последняя теория наилучшим образом согласуется со Свящ. Писанием и Свв. Отцами. Откровенно чуждые христианскому вероучению теории абсолютного материализма, реинкарнации и т. п. нет надобности и рассматривать во "внутреннем" разговоре между христианами. Э. Х. 1.10.02 |