|
Храм и его форма
В связи с тем, что в последнее время
развиваются технологии, позволяющие "отследить"
состояние человека в том или ином
пространстве, увидеть результат
воздействия на человека самых разных
факторов - от изменений по прочтению
молитвы, до изменений в результате каких-либо
взаимодействий с другими людьми,
технологий, основанных на методе Фолля и
эффекте Кирлиан, возник вопрос о храме,
как сакральном пространстве, и,
соответственно об элементах,
складывающих "общую картину" этого
пространства.
Дальше - больше, статистика по развитию
храмостроительства, - но не нахожу ответа,
который был бы в "привязке"
храмостроительства к тому или иному
течению в христианстве. Почему
складывалась традиция армянской церкви,
узнаваемой по конусообразному куполу,
почему лютеранство и католики так и
остановились на традиции "ковчега -
корабля", а православие препочло стиль
крестообразного храма? (хотя есть и
прецеденты - Св.Никольский храм в форме
пирамиды в Севастополе) Священники, как
правило, отвечают - правильно, ведь крест -
основа!, а они (лютеране) - такие -сякие...
Можно было бы полагать, что это -
результат давнишних "политических
расхождений", или - что все эти стили -
лишь традиция, и ничего более, но вряд ли в
церкви этот вопрос "пущен на самотек",
да и реально - ощущения человека в
лютеранском, православном храмах -
совершенно различны. Исходя из этого -
протестантский храм "американского"
типа - вообще (по-моему) именно как
пространство - не несет никаких ощущений.
К сожалению в Эстонии, (откуда я пишу)
может быть есть нехватка информации, а
интернете - может быть не то, или не там
ищу...
|
|
Рекомендую вам прочитать
книгу Титуса Буркхардта <Сакральное
искусство Востока и Запада. Принципы и
методы>. В этой книги автор
рассматривает символику и значение форм
в храмах в таких религиях как
Христианство, Ислам, Индуизм, Буддизм,
Даосизм. Дополнительно можно прочитать
книгу Волошинова А.В. <Математика и
искусство> (глава: <Математика в
архитектуре>).
С ув. Д.К.
19.11.02
|