ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
Откуда пошла традиция хоронить в гробах? И ставить на могилах кресты и памятники? Что это символизирует?
О Т В Е Т:В языческой Руси умерших хоронили
просто в земле не используя при этом
никаких гробов и надгробий .
В гробах и склепах, с последующим
установлением крестов и памятников стали
хоронить после крещения Руси. Традиция
хоронить умерших в гробах или саркофагах
происходит очень давно, эта традиция
существовала у древних греков, кельтов,
иберов и др. народов. Например, саркофаги (гр.
сарк - плоть, фаген - питаться)
изготавливались из особого камня (lapis assius
встречается в Ликкии) он способен
поглощать тела всего за несколько недель.
В Египте саркофаги делали из черного
базальта, алебастра, гранита и др.
материалов т.к. они служили для хранения
деревянных гробов, в которых помещались
мумии, некоторым из них (как показали
археологические раскопки) клали на грудь
крест во время захоронения. У египтян
крест означал братство людей и символ
жизни.
С ув. Д.К.
4.12.02
О Т В Е Т:
Погребение и поминовение православного христианина
По окончании отпевания, «вземше мощи, отходим ко гробу (т. е. к могиле), последующим всем людем, предыдущим же священником и поющим: «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и прочая»1.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку (то есть ногами на восток, а головой на запад: здесь «лицом к востоку» подразумевается, что если лежащего во гробе поставить на ноги, то он как раз и будет лицом на восток - А. В., с той же мыслью, с какой мы и молимся на восток, - в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к Востоку вечности. При опускании тела умершего в могилу совершается лития об усопшем.
В первые три века христианства не было каких-либо определенных мест для погребения умерших. Так, святой апостол Петр был погребен при Триумфальной дороге около Тибра (по изданию «Житий святых» святителя Ростовского Димитрия - на Ватиканском холме. - Ред.), а святой апостол Павел - при дороге Остиенской (Остийской) близ Рима. Обычай погребать умерших вне города был всеобщим в первые три века христианства не только у христиан, но и у иудеев, и у язычников. Уже с IV века начали совершать погребение некоторых христиан не только при храмах, но и в самих храмах. Так, святой равноапостольный Константин Великий и его дети были погребены в храме Святых Апостолов. Церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский (III-IV вв.), повествует о святом Константине Великом, который повелел устроить в храме Святых Мучеников 12 мест для погребения умерших.
Впрочем, честь быть погребенным при храме, а тем более в храме, и с IV века предоставлялась не всем, а только некоторым из христиан, как-то: государям, епископам, клиру и мирянам примерной христианской жизни; прочие даже и в VI веке бывали погребены в открытом поле, вне города. С VI века позволено было и мирян погребать в городах при храмах, но не в самих храмах. С IX века мы уже не встречаем запрещений ни со стороны светской, ни со стороны духовной власти совершать погребение мирян в самих храмах.
У нас главными местами погребения умерших служат в настоящее время отдельно устраиваемые кладбища - эти нивы Божии, на которых сеется в тлении то, что имеет востать в нетлении; сеется в уничижении то, что имеет востать в славе; сеется в немощи то, что имеет востать в силе; сеется тело душевное, а востанет тело духовное (1 Кор. 15, 42-44).
Крест - символ спасения - возвышается над могилой всякого христианина, умершего с верой и покаянием. Умерший веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и покоится сном смерти под сенью креста.
Катакомбы - место погребения древних христиан
«Я - гражданин двух городов; имя мое - Леонид. Вот что я говорю своим друзьям: будьте веселы, пируйте, живите, потому что некогда вам придётся всё-таки умереть». Такова надпись на одном языческом надгробном камне в Малой Азии.
«Здесь покоится в мире Валерия, чтобы некогда воскреснуть во Христе». Вот эпитафия одной галльской христианки IV века.
Таков язык двух резко противоположных воззрений - языческого и христианского. Между тем, как для первого порог смерти представляет собой завершительный предел существования человека, последователи второго исповедуют: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5,1).
По надгробным языческим надписям, смерть - конец всего, или последний день существования; место погребения - дом смерти, или вечный дом; надгробный памятник - напоминание об исчезнувшем существовании, не говорящий более ничего другого.
«Для христианина смерть - первый день жизни, или день рождения»2, а гробница - место временного упокоения его земного праха до дня всеобщего Воскресения и Суда; почему древнехристианские кладбища и назывались усыпальницами, местом упокоения, а погребение полаганием, то есть только на время и как бы на сбережение.
Чтобы иметь более наглядное понятие о резкой противоположности языческого и христианского воззрений на жизнь и смерть, приведем несколько надгробных надписей языческих и христианских.
Языческие надгробные надписи:
«Хотя я нахожусь здесь, во гробе, но уже не существую более».
«Я не существовал до своего рождения, не существую и теперь».
«Человек, еще недавно живший вместе с нами, теперь перестал быть человеком, так что никаких следов не остается от него, - стоит только камень с его именем».
«Из ничего человек снова возвращается в ничто (de nil in nil), мрачный день смерти вдруг уничтожает цветущую жизнь и от человека остается лишь одно пустое имя».
«Где нет бытия, там не может быть и страдания» - так утешает себя один овдовевший супруг.
«Она была дочерью смертного и потому должна была умереть» - с такими словами обращается к себе другой - муж, лишившийся жены.
Холодное и бессильное утешение, за которым скрывается мрачное и безотрадное отчаяние!
Светлой надеждой и утешением овеяны христианские надгробные надписи:
«Душа возвращена Христу».
«Ты будешь жить в Боге».
«Мир духу твоему».
«Почивай в мире».
«Ты жив. Врата Небесные отверзлись для тебя. Ты живешь в мире».
Перенесемся или, лучше сказать, спустимся в одно из знаменитейших древнехристианских кладбищ.
Опоясывая город Рим полукругом, будто подкопами, на огромном расстоянии простираются подземные ходы, галереи и комнаты, известные под названием катакомб, или подземного Рима. Вокруг всего Рима в первое время его существования были вырыты большие ямы, которые вскоре, по мере того, как обстраивался город, превращались в большие рвы. Из них добывали глину и особого рода землю, употреблявшуюся вместо цемента при постройке беспрерывно сооружавшихся зданий. Поскольку продолжали рыть землю, мало-помалу образовались под землей гроты и переходы от одного грота к другому. Первые римские христиане воспользовались ими и начали хоронить своих умерших в этих заброшенных подземных ходах и гротах. Рядом со своими подземными кладбищами они устроили небольшую церковь для совершения богослужений.
Эти катакомбы занимают в Риме, или, вернее, под Римом, такое огромное пространство, что если вытянуть их в прямую линию, то эта линия оказалась бы длиной в 1360 верст. В них похоронены 74 000 мучеников.
Римские катакомбы производят разное впечатление на тех, кто их посещает. Для человека холодного, ищущего только приятного впечатления, катакомбы - не более, как темные, сырые, однообразные коридоры, бесчисленное множество раз пересеченные подземными четырехугольными и круглыми комнатами, если словом «комната» можно назвать небольшое, вырытое под землей, не имеющее ни окон, ни дверей, помещение, к которому примыкают несколько коридоров. В этих коридорах легко запутаться и очень опасно хотя бы на шаг отойти от проводника; один коридор похож на другой, одна комната - на другую. В стенах коридоров христиане погребали своих покойников, в комнатах устраивали алтари и служили Божественную литургию, панихиды и все церковные службы. Позднее, когда начались гонения, христиане спасались в катакомбах от жестоких преследований и хоронили там своих мучеников, умерщвленных за веру по повелению римских императоров или растерзанных в цирках хищными зверями.
«Человек холодный, сойдя под эти сырые и душные своды, увидит в них только сырые и душные своды. Человек мыслящий, чувствующий и понимающий, увидит и испытает нечто другое. Эти тёмные коридоры, эти узкие комнаты расскажут ему великую и чудную повесть о горсти людей, которые любили и верили, которые умирали за то, во что верили и за то, что любили, которые отдавали состояние, привязанности, семейство, жизнь свою и жизнь своих близких за свою веру, - и умирали геройски, умирали, благословляя Бога, молясь за врагов. Эта горсть людей, скрывавшаяся в катакомбах, предназначена была произвести в мире великий переворот, уничтожить язычество, совершенно изменить все понятия и даже пересоздать основания общества. Сила первых христиан заключалась в их крепкой вере и пламенной любви, а с любовью и верой человеку всё возможно».
Источник: "Православный церковный календарь". 1995 год. Страницы 69-112. (ЭТО ОТРЫВКИ) http://www.tropinka.orthodoxy.ru/tropinka/pogreben/pogreben.htm
Прислал Яр.
9.12.02
О Т В Е Т:
В языческой Руси умерших хоронили
просто в земле не используя при этом
никаких гробов и надгробий .
В гробах и склепах, с последующим
установлением крестов и памятников стали
хоронить после крещения Руси. Традиция
хоронить умерших в гробах или саркофагах
происходит очень давно, эта традиция
существовала у древних греков, кельтов,
иберов и др. народов. Например, саркофаги (гр.
сарк - плоть, фаген - питаться)
изготавливались из особого камня (lapis assius
встречается в Ликкии) он способен
поглощать тела всего за несколько недель.
В Египте саркофаги делали из черного
базальта, алебастра, гранита и др.
материалов т.к. они служили для хранения
деревянных гробов, в которых помещались
мумии, некоторым из них (как показали
археологические раскопки) клали на грудь
крест во время захоронения. У египтян
крест означал братство людей и символ
жизни.
В дополнение к комментарию Д.К. :
"Аще кто умряше, творят трызну надъ
нимъ, и посемъ творяху краду велику" -
(особый костёр, крадущий из нашего
мира положенные на него предметы). На
костер ставится домовина, т.е. гроб из
ствола дерева. Домовина делалалась
в виде ладьи, которую она, собственно,
изначально и символизировала. Далее
происходит весь обряд похорон - сожжение -
который , думаю, нет нужды описывать.
Однако, что интересно - после того, как
разгорался огонь, жрецом (у вятичей,
например) читалась погребальная молитва,
в которой были следующие строки:
Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид- Дуб-Сноп наш и т.д....
Нетрудно заметить, что гробы славян (в том
числе и языческие) в принципе повторяют
своей ладьеобразной формой гробы древних
греков, египтян, римлян, германцев,
скандинавов, ... современных эвенков,
орочей и т.д. И обязательны, независимо от
того, предназначены ли они для сожжения,
земного погребения или подвешенного на
столбах или деревьях. Главное - ладья...
А этимологию слов "Ра-река", "Яве"
(явь- яво - ва) и "Сверьгу" (верх/небо -
верьхе) нетрудно отождествить с "точками"
схемой египетской Книги мертвых.
26.5.03