Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Откуда пошла традиция хоронить в гробах? И ставить на могилах кресты и памятники? Что это символизирует?

О Т В Е Т:

В языческой Руси умерших  хоронили просто в земле не используя при этом никаких гробов и надгробий .
В гробах и склепах, с последующим установлением крестов и памятников стали хоронить после крещения Руси. Традиция хоронить умерших в гробах или саркофагах происходит очень давно, эта традиция существовала у древних греков, кельтов, иберов и др. народов. Например, саркофаги (гр. сарк - плоть, фаген - питаться) изготавливались из особого камня (lapis assius  встречается в Ликкии) он способен поглощать тела всего за несколько недель. В Египте саркофаги делали из черного базальта, алебастра, гранита и др. материалов т.к. они служили для хранения деревянных гробов, в которых помещались мумии, некоторым  из них (как показали археологические раскопки) клали на грудь крест во время захоронения. У египтян крест означал братство людей и символ жизни.

С ув. Д.К.

4.12.02

О Т В Е Т:

Погребение и поминовение православного христианина

По окончании отпевания, «вземше мощи, отходим ко гробу (т. е. к могиле), последующим всем людем, предыдущим же священником и поющим: «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш» и прочая»1.

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку (то есть ногами на восток, а головой на запад: здесь «лицом к востоку» подразумевается, что если лежащего во гробе поставить на ноги, то он как раз и будет лицом на восток - А. В., с той же мыслью, с какой мы и молимся на восток, - в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к Востоку вечности. При опускании тела умершего в могилу совершается лития об усопшем.

 

В первые три века христианства не было каких-либо определенных мест для погребения умерших. Так, святой апостол Петр был погребен при Триумфальной дороге около Тибра (по изданию «Житий святых» святителя Ростовского Димитрия - на Ватиканском холме. - Ред.), а святой апостол Павел - при дороге Остиенской (Остийской) близ Рима. Обычай погребать умерших вне города был всеобщим в первые три века христианства не только у христиан, но и у иудеев, и у язычников. Уже с IV века начали совершать погребение некоторых христиан не только при храмах, но и в самих храмах. Так, святой равноапостольный Константин Великий и его дети были погребены в храме Святых Апостолов. Церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский (III-IV вв.), повествует о святом Константине Великом, который повелел устроить в храме Святых Мучеников 12 мест для погребения умерших.

Впрочем, честь быть погребенным при храме, а тем более в храме, и с IV века предоставлялась не всем, а только некоторым из христиан, как-то: государям, епископам, клиру и мирянам примерной христианской жизни; прочие даже и в VI веке бывали погребены в открытом поле, вне города. С VI века позволено было и мирян погребать в городах при храмах, но не в самих храмах. С IX века мы уже не встречаем запрещений ни со стороны светской, ни со стороны духовной власти совершать погребение мирян в самих храмах.

У нас главными местами погребения умерших служат в настоящее время отдельно устраиваемые кладбища - эти нивы Божии, на которых сеется в тлении то, что имеет востать в нетлении; сеется в уничижении то, что имеет востать в славе; сеется в немощи то, что имеет востать в силе; сеется тело душевное, а востанет тело духовное (1 Кор. 15, 42-44).

Крест - символ спасения - возвышается над могилой всякого христианина, умершего с верой и покаянием. Умерший веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и покоится сном смерти под сенью креста.

 

Катакомбы - место погребения древних христиан

«Я - гражданин двух городов; имя мое - Леонид. Вот что я говорю своим друзьям: будьте веселы, пируйте, живите, потому что некогда вам придётся всё-таки умереть». Такова надпись на одном языческом надгробном камне в Малой Азии.

«Здесь покоится в мире Валерия, чтобы некогда воскреснуть во Христе». Вот эпитафия одной галльской христианки IV века.

Таков язык двух резко противоположных воззрений - языческого и христианского. Между тем, как для первого порог смерти представляет собой завершительный предел существования человека, последователи второго исповедуют: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5,1).

По надгробным языческим надписям, смерть - конец всего, или последний день существования; место погребения - дом смерти, или вечный дом; надгробный памятник - напоминание об исчезнувшем существовании, не говорящий более ничего другого.

«Для христианина смерть - первый день жизни, или день рождения»2, а гробница - место временного упокоения его земного праха до дня всеобщего Воскресения и Суда; почему древнехристианские кладбища и назывались усыпальницами, местом упокоения, а погребение полаганием, то есть только на время и как бы на сбережение.

Чтобы иметь более наглядное понятие о резкой противоположности языческого и христианского воззрений на жизнь и смерть, приведем несколько надгробных надписей языческих и христианских.

Языческие надгробные надписи:

«Хотя я нахожусь здесь, во гробе, но уже не существую более».

«Я не существовал до своего рождения, не существую и теперь».

«Человек, еще недавно живший вместе с нами, теперь перестал быть человеком, так что никаких следов не остается от него, - стоит только камень с его именем».

«Из ничего человек снова возвращается в ничто (de nil in nil), мрачный день смерти вдруг уничтожает цветущую жизнь и от человека остается лишь одно пустое имя».

«Где нет бытия, там не может быть и страдания» - так утешает себя один овдовевший супруг.

«Она была дочерью смертного и потому должна была умереть» - с такими словами обращается к себе другой - муж, лишившийся жены.

Холодное и бессильное утешение, за которым скрывается мрачное и безотрадное отчаяние!

Светлой надеждой и утешением овеяны христианские надгробные надписи:

«Душа возвращена Христу».

«Ты будешь жить в Боге».

«Мир духу твоему».

«Почивай в мире».

«Ты жив. Врата Небесные отверзлись для тебя. Ты живешь в мире».

Перенесемся или, лучше сказать, спустимся в одно из знаменитейших древнехристианских кладбищ.

Опоясывая город Рим полукругом, будто подкопами, на огромном расстоянии простираются подземные ходы, галереи и комнаты, известные под названием катакомб, или подземного Рима. Вокруг всего Рима в первое время его существования были вырыты большие ямы, которые вскоре, по мере того, как обстраивался город, превращались в большие рвы. Из них добывали глину и особого рода землю, употреблявшуюся вместо цемента при постройке беспрерывно сооружавшихся зданий. Поскольку продолжали рыть землю, мало-помалу образовались под землей гроты и переходы от одного грота к другому. Первые римские христиане воспользовались ими и начали хоронить своих умерших в этих заброшенных подземных ходах и гротах. Рядом со своими подземными кладбищами они устроили небольшую церковь для совершения богослужений.

Эти катакомбы занимают в Риме, или, вернее, под Римом, такое огромное пространство, что если вытянуть их в прямую линию, то эта линия оказалась бы длиной в 1360 верст. В них похоронены 74 000 мучеников.

Римские катакомбы производят разное впечатление на тех, кто их посещает. Для человека холодного, ищущего только приятного впечатления, катакомбы - не более, как темные, сырые, однообразные коридоры, бесчисленное множество раз пересеченные подземными четырехугольными и круглыми комнатами, если словом «комната» можно назвать небольшое, вырытое под землей, не имеющее ни окон, ни дверей, помещение, к которому примыкают несколько коридоров. В этих коридорах легко запутаться и очень опасно хотя бы на шаг отойти от проводника; один коридор похож на другой, одна комната - на другую. В стенах коридоров христиане погребали своих покойников, в комнатах устраивали алтари и служили Божественную литургию, панихиды и все церковные службы. Позднее, когда начались гонения, христиане спасались в катакомбах от жестоких преследований и хоронили там своих мучеников, умерщвленных за веру по повелению римских императоров или растерзанных в цирках хищными зверями.

«Человек холодный, сойдя под эти сырые и душные своды, увидит в них только сырые и душные своды. Человек мыслящий, чувствующий и понимающий, увидит и испытает нечто другое. Эти тёмные коридоры, эти узкие комнаты расскажут ему великую и чудную повесть о горсти людей, которые любили и верили, которые умирали за то, во что верили и за то, что любили, которые отдавали состояние, привязанности, семейство, жизнь свою и жизнь своих близких за свою веру, - и умирали геройски, умирали, благословляя Бога, молясь за врагов. Эта горсть людей, скрывавшаяся в катакомбах, предназначена была произвести в мире великий переворот, уничтожить язычество, совершенно изменить все понятия и даже пересоздать основания общества. Сила первых христиан заключалась в их крепкой вере и пламенной любви, а с любовью и верой человеку всё возможно».

Источник: "Православный церковный календарь". 1995 год. Страницы 69-112. (ЭТО ОТРЫВКИ) http://www.tropinka.orthodoxy.ru/tropinka/pogreben/pogreben.htm

Прислал Яр.

9.12.02

О Т В Е Т:

В языческой Руси умерших  хоронили просто в земле не используя при этом никаких гробов и надгробий .
В гробах и склепах, с последующим установлением крестов и памятников стали хоронить после крещения Руси. Традиция хоронить умерших в гробах или саркофагах происходит очень давно, эта традиция существовала у древних греков, кельтов, иберов и др. народов. Например, саркофаги (гр. сарк - плоть, фаген - питаться) изготавливались из особого камня (lapis assius  встречается в Ликкии) он способен поглощать тела всего за несколько недель. В Египте саркофаги делали из черного базальта, алебастра, гранита и др. материалов т.к. они служили для хранения деревянных гробов, в которых помещались мумии, некоторым  из них (как показали археологические раскопки) клали на грудь крест во время захоронения. У египтян крест означал братство людей и символ жизни.

В дополнение к комментарию Д.К. :
 "Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику" -  (особый костёр,  крадущий из нашего мира положенные на него предметы). На костер ставится домовина, т.е. гроб из ствола дерева.  Домовина  делалалась в виде ладьи, которую она, собственно, изначально и символизировала. Далее происходит весь обряд похорон - сожжение -  который , думаю, нет нужды описывать. Однако, что интересно -  после того, как разгорался огонь, жрецом (у вятичей, например) читалась погребальная молитва, в которой были следующие строки:
Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид- Дуб-Сноп наш и т.д....

Нетрудно заметить, что гробы славян (в том числе и языческие) в принципе повторяют своей ладьеобразной формой гробы древних греков, египтян, римлян, германцев, скандинавов, ... современных эвенков, орочей и т.д. И обязательны, независимо от того, предназначены ли они для сожжения, земного погребения или подвешенного на столбах или деревьях. Главное - ладья...
А этимологию слов "Ра-река", "Яве" (явь- яво - ва) и "Сверьгу" (верх/небо - верьхе) нетрудно отождествить с "точками"  схемой египетской Книги мертвых. 

26.5.03

SpyLOG