ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
ВОПРОС: | |
В "Календаре постов и трапез на 2002 год"
(http://www.wco.ru/biblio/)
сказано, что во время рождественского
поста в среду и пятницу сухоедение.
Может кто-нибудь объяснить, что значит
сухоедение? В том же календаре сказано: "сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты)". Так что же такое "сухоедение": 1) вода, фрукты, овощи и др. продукты не прошедшие термической обработки на кухне? или 2) хлеб, компоты и др. продукты приготовленные на кухне, но не непосредственно перед едой, тоесть можно доесть вчерашнюю кашу, холодный борщ или суп? |
|
ОТВЕТ 1: | |
Сухоядение - это вкушение пищи БЕЗ МАСЛА
(растительного, естественно). Вообще-то, строго говоря, в среду и пятницу В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА по уставу Церкви положено есть ОДИН РАЗ В ДЕНЬ - после захода солнца, или же после окончания вечерней службы, - то есть так, как теперь на практике постятся только в Рождественский сочельник и в Великий Пяток. Но САМОВОЛЬНО брать на себя подвиг, превышающий реальные силы, духовники не советуют. Вопросы личного поста нужно решать СО СВОИМ ДУХОВНИКОМ, чтобы не впасть в гордыню. Наивысшее благо - ПОСЛУШАНИЕ, оно выше поста! А.В., псаломщик. 4.12.02 |
|
ОТВЕТ 2: | |
В церковном Уставе о сухоядении сказано
следующее (О постах, глава 1, О великом
Посте): "... ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, ... и пием укроп с медом". То есть дозволены: а) хлеб, б) вода, в) соль (о чем особо сказано в Постной Триоди), г) сырые или квашеные овощи, д) зелень, е) мед, ж) термически обработанная пища растительного происхождения без вкусовых приправ, в том числе и сладостей. Последнее поставляется на стол холодным, поскольку вторая степень поста, представляющая собой первое послабление поста по сравнению с сухоядением (дозволяемая, например, во вторник и четверг "средних" седмиц Четыредесятницы), предусматривает вкушение "ествы горячих без масла". Однако в том же Уставе есть оговорка: "По божественных же правил завещанию (далее стоит ссылка на "Око церковное") сухоядение же именуют, еже не ясти варения, но зелии довлетися, яковаже у нас в России ретька, капуста, свекла и прочая подобна им." То есть, по всей видимости, употребление или неупотребление в пищу в дни сухоядения пищи, прошедшей термическую обработку, оставляется "на произволение" самого постящегося, тем более, что в предисловии к Уставу сказано: "да хотяй, паче же могий, по потребе и времени, а не по пристрастию, полезная изберет". С уважением, Максим 9.12.02 |
|
ЗАМЕЧАНИЕ | |
Как кажется, в имеющемся ответе (1) на
этот вопрос перепутаны две степени поста: собственно сухоядение и пища
без масла, о различии которых см. в ответе
(2)выше.
М.P. |