Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

ВОПРОС:
В "Календаре постов и трапез на 2002 год"  (http://www.wco.ru/biblio/) сказано, что во время рождественского поста в среду и пятницу сухоедение. Может кто-нибудь объяснить, что значит сухоедение?
В том же календаре сказано: "сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты)". Так что же такое "сухоедение":
1) вода, фрукты, овощи и др. продукты не прошедшие термической обработки на
кухне? или
2) хлеб, компоты и др. продукты приготовленные на кухне, но не непосредственно
перед едой, тоесть можно доесть вчерашнюю кашу, холодный борщ или суп?
ОТВЕТ 1:
Сухоядение - это вкушение пищи БЕЗ МАСЛА (растительного, естественно). 
Вообще-то, строго говоря, в среду и пятницу В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА по уставу Церкви положено есть ОДИН РАЗ В ДЕНЬ - после захода солнца, или же после окончания вечерней службы, - то есть так, как теперь на практике постятся только в Рождественский сочельник и в Великий Пяток. Но САМОВОЛЬНО брать на себя подвиг, превышающий реальные силы, духовники не советуют. Вопросы личного поста нужно решать СО СВОИМ ДУХОВНИКОМ, чтобы не впасть в гордыню. Наивысшее благо - ПОСЛУШАНИЕ, оно выше поста!

 А.В., псаломщик.

4.12.02

ОТВЕТ 2:
В церковном Уставе о сухоядении сказано следующее (О постах, глава 1, О великом Посте):
 "... ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, ... и пием укроп с медом". То есть дозволены:
  а) хлеб,
  б) вода,
  в) соль (о чем особо сказано в Постной Триоди),
  г) сырые или квашеные овощи,
  д) зелень,
  е) мед,
  ж) термически обработанная пища растительного происхождения без
  вкусовых приправ, в том числе и сладостей.
Последнее поставляется на стол холодным, поскольку вторая степень поста, представляющая собой первое послабление поста по сравнению с сухоядением (дозволяемая, например, во вторник и четверг "средних"  седмиц Четыредесятницы), предусматривает вкушение "ествы горячих без масла". Однако в том же Уставе есть оговорка: "По божественных же правил завещанию (далее стоит ссылка на "Око церковное") сухоядение же именуют, еже не ясти варения, но зелии довлетися, яковаже у нас в России ретька, капуста, свекла и прочая подобна им." То есть, по всей видимости, употребление или неупотребление в пищу в дни сухоядения пищи, прошедшей термическую обработку, оставляется "на произволение" самого постящегося, тем более, что в предисловии к Уставу сказано: "да хотяй, паче же могий, по потребе и времени, а не по пристрастию, полезная изберет".

С уважением,  Максим

9.12.02

ЗАМЕЧАНИЕ
Как кажется, в имеющемся ответе (1) на этот вопрос перепутаны две степени поста: собственно сухоядение и пища без масла, о различии которых см.  в ответе (2)выше.

М.P.

SpyLOG