ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
У меня возник вопрос из-за предложения Священника (?) Олега Строева 25 января 2003 г. в Союзе писателей России на Комсомольском проспекте,13 еще раз помолиться за: "убиенного от жидов Царя Николая", а также "святых Иоанна Грозного и Григория Нового" (Новый - вторая фамилия Распутина). Нельзя ли канонизировать Аллу Пугачеву (всеми любимую певицу в России). Анна.
О Т В Е Т:
Вот определение святости,
сформулированное полвека назад святым
Иоанном Шанхайским: "Святость есть не
просто праведность, за которую праведники
удостаиваются наслаждением блаженства в
Царстве Божием, но такая высота праведности,
что люди настолько наполняются
благодати Божией, что она от них течет и на
тех, кто с ними общается. Велико их
блаженство, происходящее от лицезрения
Славы Божией. Будучи преисполнены и
любви к людям, происходящей от любви к Богу,
они отзывчивы на людские нужды и на их
моления и являются ходатаями и
предстателями за них пред Богом".
Так что для канонизации необходимо, чтобы
христианин, в земной жизни достигший высот
праведности, по отшествии в Небесное
Царство был молитвенником за своих братьев
и сестер. Святой Царь-страстотерпец Николай
этим критериям удовлетворяет: свидетельств
о его праведности и чудесах по его
молитвам уже набралось на несколько
увесистых томов. Что же касается рабы
Божией Аллы, то если Вы считаете ее уже
отошедшей в Небесные обители праведницей,
оттуда молящейся за Вас, то это Ваше личное
право...
С уважением, Maxim
5.01.03
О Т В Е Т:
К сожалению, Ваша ирония граничит с
язвительностью. Что Вы имеете против тех
названных, кого Церковь причислила (или
пока нет, но почитаются народом) к лику
святых? То, что прочитали в советской или
"демократической" прессе? А
документальные свидетельства. Кстати,
клеветать на старца Распутина начала тоже
пресса вначале из-за рубежа, а потом и в
России. Впоследствии все ссылались на "общее
мнение" и туже прессу.
Советую прочитать книгу-расследование О.
Платонова по интересующему Вас вопросу.
Может, язва и отпадет. Если сами себе не
найдете ответа истинного, а не того, который
в Вас заложили - кто ж переубедит?
Р.Б. Валерий
5.01.03
З А М Е Ч А Н И Е АВТ. СТР.:
Олег Платонов Жизнь за царя (Правда
о Григории Распутине) http://orda2000.narod.ru/books/ras.htm
"Воскресение" Санкт-Петербург 1996
По благословению Преосвященного МИТРОФАНА
(Зноско-Боровского), Епископа Бостонского,
викария Восточно-Американского и Нью-Йоркского
Страница http://orda2000.narod.ru/ крайне интересна.
Автор впервые увидел такое преклонение перед Анатолием Тимофеевичем Фоменко (1945 г. р., акад. Российской Академии Наук [РАН], доктором физ-мат. наук, профессором, зав. кафедрой мехмата МГУ. (более известен как автор 'новой хронологии') и Православием на одной странице.
Автор читал о Григории Распутине
дневники Анны Вырубовой (два варианта) и
современные работы.
Явной лжи и противоречий много. Личность
весьма странная (с любой точки зрения). Я бы
поостерегся высказывать любое мнение о
Распутине без специальных исторических
исследований.
5.01.03
О Т В Е Т:
Вопрос конечно же ироничен и его
автор конечно же не предлагает
канонизировать Пугачёву. Несмотря на все
негативные замечания в адрес Анны, мне её
отношение во многом понятно.
Во первых, формулировка "от жидов
убиенного..." отдаёт национальной и
религиозной нетерпимостью, которая на мой
взгляд (простите, если что не так)
противоречит самому духу православия и
напоминает расхожее "крылатое выражение"
о том, что евреи распяли Христа. Во-вторых,
мне тоже не понятно, почему называют
святыми людей пока ещё никем не
канонизированных.
За избытком эмоций и недостатком
аргументов позволю себе привести ссылку с
этого же сайта, где упомянуто мнение
патриарха о возможности канонизации Ивана
Грозного и Распутина: http://www.spasi.ru/answer/0301.htm
Р.Б. Елизавета
5.01.03
О Т В Е Т:
В связи с темой "канонизации"
Распутина и книги-"расследования" О.Платонова
"Жизнь за царя (Правда о Григории
Распутине)" хочется напомнить еще
Апостолами Петром и Иоанном сказанное: "судите,
справедливо ли пред Богом слушать"
человека "более, нежели Бога?" (Деян.
4,19). Если бы чистым Светом Божиим светил
Григорий Ефимович в нашем многострадальном
Отечестве, то не стал бы Господь скрывать
его в мусорной куче так называемой "клеветы",
ибо Он "не даст в век молвы праведнику"
(Пс. 54,23). Для сравнения вспомните хотя бы то,
что "клеветавшая" на Григория
Ефимовича Советская власть, к имени
современника Распутина - святого
праведного Иоанна Кронштадского - даже
прикоснуться не посмела!
Приведу случай моего личного
соприкосновения с этой темой. После
посещения острова Залит я очень тепло был
настроен к о. Николаю Гурьянову.
Прошло время. Возникла тема
"святости" Распутина. Меня это смутило.
Но особую скорбь вызвало известие о
почитании его мною любимым Залитским
батюшкой. Я обратился к нему с вопросом: "Как
же так?" И получил ответ: "Поступай по
совести".
А совесть моя говорит: "Никогда
не коснется ничто нечистое Пренепорочной
Девы. Никогда не встанут рядом имена
преблагословенной Богородицы и Распутина,
как стоят рядом с Ней - Пречистой и
Пренепорочной - великий Игумен Земли
Русской преподобный Сергий и весь сонм Его
Братии. Никогда не встанет с ней рядом тот,
кто способен одним своим именем бросить на
Нее тень, и не будет с ней всякий, кто
добивается такой близости, хотя Она сама
любит всех".
Поступать по совести меня
благословил батюшка, который на виденных
мною фотографиях стоит рядом с аркой, "украшенной"
ликом Григория "Нового".
Так есть ли правда в этом
изображении?
Попробуйте по совести
ответить на этот вопрос.
С добрыми пожеланиями Алексей
Алексеевич Клюкин.
05.02.03
З А М Е Ч А Н И Е АВТ. СТР.:
Р.Б. Елизавета я думаю права. Автор вопроса конечно же не предлагает канонизировать Пугачёву. Тем более она кажется еще не отошла в Небесные обители. Анна (по адресу живет в Москве) немного издевательски спрашивает, можно ли, оставаясь чадом Русской Православной церкви МП, вводить новых святых в нарушениe правил РПЦ МП.
Настоятель храма свв. Мчч. и бесср. Косьмы и Дамиана иерей Олег Строев (Домодедовское благочиние Московской епархии) указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 5 декабря 2000 года был отстранён от управления приходом и переведен четвертым священником во Всехсвятский Собор г. Домодедовска . Настоятелем сего храма является благочинный - протоиерей Александр Васильев. Указом № 2118 от 10 сентября 2002 г. Священник Олег Строев, согласно поданному прошению, почисляется за штат с правом перехода в Курскую епархию. Его деятельность активно поддерживаетя Союзом православных братств, состоявшейся в Москве 13 ноября 2001 г. и другими организациями.
Олег Строев с амвона критиковал отсутствие в паспортах графы национальность ("относительно лишения всех нас в нововводимых Российских паспортах - нашей Богоданной Русской Национальности"), активно участвовал в монархических мероприятиях.
Он в декабре 2001 г. был награжден как "духовник Православного русского казачьего братства во имя св. цесаревича Алексия".
06.02.03
З А М Е Ч А Н И Е АВТ. СТР.:
Мне хотелось бы добавить, что графу национальность в паспорт ввели коммунисты. До переворота 17 года в паспорте была только графа вероисповедание.
11.02.03
О Т В Е Т:
В своем ответе А. А. Клюкин в
частности пишет: <<Если бы чистым Светом
Божиим светил Григорий Ефимович в нашем
многострадальном Отечестве, то не стал бы
Господь скрывать его в мусорной куче так
называемой "клеветы", ибо Он "не даст
в век молвы праведнику" (Пс. 54,23). Для
сравнения вспомните хотя бы то, что "клеветавшая"
на Григория Ефимовича Советская власть, к
имени современника Распутина - святого
праведного Иоанна Кронштадского - даже
прикоснуться не посмела! >> Посмею
возразить уважаемому Алексею Алексеевичу:
на самом деле советская власть активно
клеймила отца Иоанна Кронштадтского (тогда
еще не канонизированного именно из-за
невозможности сделать это при советской
власти!) как <<реакционного мракобеса и
монархиста>> - за обличительные нотки в
адрес бунтовщиков и государственно-охранительную
направленность его проповедей и писаний.
Правда, обвинять его в нечистой и
разгульной жизни даже и она (советская
власть) не смела, поскольку общеизвестным
фактом был его, по взаимному соглашению с
супругой, отказ от плотского общения в
браке и образ жизни, посвященной главным
образом богослужениям, молитвам,
благотворительности и прочим духовным
трудам. Ну, а что касается строки псалма: "Господь
не даст в век молвы праведнику" - видимо, в
ней просто речь об ином. В житиях многих
святых описаны случаи, когда на праведников
клеветали, поносили их, гнали, убивали. Иное
дело, что рано или поздно правда о святых
все же выплывала наружу. Но то - о святых!
Что касается Григория Распутина, то есть
разные мнения, но пока что только частные. И
в этом смысле совершенно правилен призыв
Залитского батюшки до общецерковного
решения поступать по совести. Недавнее
высказывание Патриарха Алексия II о том, что
"нет оснований для канонизации Распутина",
в принципе совершенно правильно, поскольку
такими основаниями могут быть:
1) стойкое почитание человека как святого
православным народом (а не только автором
книги о нем и маленькой группкой
приверженцев);
2) безусловные, засвидетельствованные
Церковью (а не только автором монографии)
чудеса, случаи исцелений по молитвам
почитаемого человека, знамения; и некоторые
другие.
Вторая же часть высказывания Святейшего о
"сомнительной нравственности и
неразборчивости" Распутина является
лишь его частным мнением, отражающим
отсутствие в обществе единой точки зрения
по данному вопросу. Для формирования же
доказательной позиции необходимо специальное
углубленное и объективное изучение всех
исторических и архивных материалов. За за
рамками же вопроса о святости или не-святости
Григория Распутина - доподлинно известно,
что не существует НИ ОДНОГО (!)
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО свидетельства о пьянках,
оргиях, блуде и прочем, в чем пытались
обвинять Распутина. Полиция, которая вела
непрестанное наблюдение за ним, в своих
отчетах НИ РАЗУ не упоминала о чем-либо
подобном. Зато в сплетнях, активно
распространяемых либералами и газетчиками,
этого было сколько угодно! (Отдельно
обращаю внимание на тот ФАКТ, что так
называемые записки Анны Вырубовой, - уж не
знаю, который из вариантов, - являются
МИСТИФИКАЦИЕЙ, состряпанной не кем иным,
как их сиятельством графом Алексеем
Николаевичем Толстым, о чем обычно и
говорится в предисловии к большинству их
изданий.)
Еще раз хочу подчеркнуть, что то,
что Распутин был оклеветан, вовсе не
обязательно свидетельствует о его святости!
Но и монстра из человека зачем делать?
Сатанинскую гордыню ему приписывать?
Обычно приводят телеграмму Распутина: "Будьте
святы, как Я свят" - забыли, что ли, что это
- слова Господа, и телеграмма - это ЦИТАТА?!
Врагам России и Православия было очень и
очень нужно бросить тень на Государя и его
окружение? Так ведь не наиболее ли удобной
для этого была фигура Григория Ивановича -
человека, казавшегося многим странным (да,
собственно, и бывшего таковым), но, судя по
его личным высказываниям, добрым,
отзывчивым, хотя и простым, и не весьма
образованным? Потому не спешите, братья,
сочувствовать очередной клевете! Вспомните,
насколько сильным было противодействие
канонизации царственных страстотерпцев,
как тяжело давалось даже верующим людям
преодоление вдалбливавшихся десятилетиями
в головы людей стереотипов о якобы слабом,
безвольном царе, да еще и Кровавом?
Последнее замечание. Опять же
после многих лет либерального промывания
мозгов многих шокирует упоминание о "жидах",
тем более, когда они слышат это из уст людей
с сомнительной репутацией. В наше время это
слово безусловно приобрело бранный оттенок
и потому неприемлемо для публичного
употребления (так же, как, например, слово
"блядивый" по отношению к Ироду,
замененное по этой причине в Акафисте на
слово "буесловный"). Но, во-первых, надо
помнить о том, что под словом "жид" в
прошлом разумелась не НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, а
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - в данном конкретном
случае, принадлежность к вере, безусловно
ВРАЖДЕБНОЙ по отношению к Господу нашему
Иисусу Христу и ко всем Его последователям (и
в Евангелии об апостолах говорится, что они
"боялись жидов" - сами будучи по
национальности - но не по вере! - "жидами").
А потому не следует, как мне кажется, путать
две вещи. 1) Православный христианин не
только не имеет никакого права обижать
живых людей еврейской национальности, но и
обязан относиться к ним в повседневной
жизни (вежливость, предупредительность,
милостыня, помощь в бедах, болезнях и прочих
нуждах - вспомните притчу о милосердном
самарянине!) точно так же, как и ко всем
остальным людям, сотворенным Богом по
Своему образу и подобию. Причем не за страх,
а за совесть!!! Или, как выразилась Р. Б.
Елисавета, не проявлять "национальную
нетерпимость". Но 2) что касается "религиозной
нетерпимости", то ведь Господь заповедал
нам остерегаться закваски фарисейской и
садуккейской. И мы не должны обольщаться
ЛОЖЬЮ о том, что, мол, евреи (читай: =иудеи)
молятся Тому же Самому Богу, что и мы.
Неправда! "Никто не приходит ко Отцу
Моему иначе, как Мною", - говорил Господь.
И: "Я и Отец - Одно". Поэтому те, кто
ненавидят Иисуса Христа и ожидает себе
другого мессию (читай: =Антихриста) - а это и
есть приверженцы иудаизма - наследники тех,
кто Господа распял, - ненавидят и Отца Его, и
молиться Ему никак не могут, - следовательно,
молятся кому-то другому! И к таковым мы
никак не можем быть "религиозно
терпимыми". Это, конечно же - еще раз
подчеркиваю!!! - НЕ значит: устраивать
погромы в синагогах.
С любовью о Христе,
А. В., псаломщик.
10.02.03
ответ отредактирован автором 11.02.03
О Т В Е Т:
Хочу обратить
внимание участников дискуссии на то, что
при соприкосновении с темой "святости"
Распутина все время возникает тема лжи. С
моей точки зрения это явное свидетельство,
что первый лжец и отец лжи принимает в ней
самое активное участие.
Спорить с ним - это
самонадеяние гордыни. Все равно все
извратит, обманет, обольстит доводами. Да и
Спаситель, уча нас, отвечал ему лишь словами
Священного Писания (Матф. 4, 3-11).
Вопрос о том святы или нет
Распутин, Иван Грозный или Алла Пугачева, и,
соответственно, достойны ли они занять
место в Лике Святых Русской Православной
Церкви, имеет только один ответ: "Да"
или "Нет" (Матф. 5,37). Думаю, что вне
зависимости от выбранного варианта ответа
будет весьма "забавно", если перед
Господом в качестве обоснования своей
точки зрения кто-нибудь из нас выложит кучу
ссылок на разного рода мнения, печатные
издания или результаты "специального
углубленного и объективного изучения всех
исторических и архивныхматериалов".
На основании сказанного хочу
выразить пожелание при дальнейшем
обсуждении по возможности не ссылаться на
"документальные" доказательства,
подтверждающие или опровергающие ту или
иную точку зрения. В отношении Распутина,
например, моя позиция вполне обходится без
ссылок на полицейские архивы.
Безымянный псаломщик хотя и
"опровергает" меня, но кроме верности
Вере, Царю и Отечеству, не смог вспомнить
иного повода для "нелюбви" Советской
власти к Святому Праведному Иоанну
Кронштадскому - чисто его имя и перед Богом
и перед всеми людьми.
А вот водочную этикетку,
наклейку с банки горчицы или развеселое "Ра-Ра-Распутин
…" от Бони-М никак не могу признать
свидетельством чистоты имени Григория
Ефимовича. Я не желаю, чтобы у кого-нибудь
был повод для осмеяния и уничижения Церкви
Божией, Ее Святости и Чистоты, ибо это
осмеяние и уничижение Ее Основателя. И в
отношении слов 54 Псалма не вижу нужды
искать никакого иного смысла кроме первого,
так как продиктованы они Любящим Отцом, а не
лукавым умником.
Думаю, что искушение нашей
Церкви вопросом святости это одно из
испытаний Божиих нас и нашей верности Ему.
Здесь по истине от слов своих мы
оправдаемся или осудимся (Матф. 12, 37). Мне
кажется, что подошел (или подходит) к концу
срок, отведенный Господом для решения этого
вопроса каждым из нас. А рассуждения воде
рассуждений безымянного собеседника (из
которых я, например, так и не понял он мне
"друг, или враг, или так…") лишь уводят
в сторону.
С добрыми пожеланиями Алексей
Алексеевич Клюкин.
13.02.03
О Т В Е Т:
Уважаемый Алексей Алексеевич!
Совершенно с Вами согласен в том, что <<первый
лжец и отец лжи принимает... самое активное
участие>> в том, что лично я назвал бы
общественным зудом вокруг Г. Распутина. С
помощью свои верных слуг - дореволюционных
либералов и просто убийц (вроде князя
Юсупова) и послереволюционных искренних (так
сказать) коммунистов и безбожников -
лукавому действительно удалось сделать из
Григория фигуру одиозную (отсюда и БОНИ М,
повторяющая сплетню о том, что <<Rasputin - Love
Machine>>, и водка, и прочая дрянь. Ну, да и Бог
с ним! Действительно, время для серьезного
обсуждения темы святости или не-святости
Распутина наступит (если вообще когда-либо
наступит!) только тогда, когда уляжется этот
самый зуд.
Но пишу я этот ответ не ради
вышенаписанного, а ради двух моментов.
1) Вы пишете: <<будет весьма "забавно",
если перед Господом в качестве обоснования
своей точки зрения кто-нибудь из нас
выложит кучу ссылок на разного рода мнения,
печатные издания или результаты "специального
углубленного и объективного изучения всех
исторических и архивных материалов">>.
И в этом Вы заблуждаетесь. Советую
поинтересоваться хотя бы статьей о порядке
и принципах канонизации святых, помещенной
в самом первом сборнике житий
новопрославенных угодников Божиих в 1988 г.
на 1000-летия Крещения Руси. Весьма
сомнительно, что пренебрежение того, что
называется "историческими и архивными
материалами" - это и есть Православие...
2) <<Безымянный псаломщик>>... В который
раз людей раздражает слово псаломщик! Ну,
хорошо: регент, или: музыковед, или:
журналист (все это будет правдой!) Вас
устроит? Что же касается безымянности, то
автору страницы известны мои имя и фамилия,
которыми я не подписываюсь только по одной
причине - по той же, что побудила меня в свое
время пойти работать не на телевидение, а на
радио: не ради какой-либо личной
известности пишу я изредка на этот сайт, а
лишь тогда, когда или тема меня волнует, или
уж очень человеку, задавшему вопрос,
посочувствуешь - и кажется, есть, что
сказать... Так что уж простите меня, грешного!
А. В., аноним широкого
профиля.
13.02.03
О Т В Е Т:
Меня, признаться,
совершенно искренне порадовали следующие
слова "анонима широкого профиля": "Совершенно
с Вами согласен в том, что <<первый лжец и
отец лжи принимает... самое активное участие>>
в том, что лично я назвал бы общественным
зудом вокруг Г. Распутина. С помощью свои
верных слуг - дореволюционных либералов и
просто убийц (вроде князя Юсупова) и
послереволюционных искренних (так сказать)
коммунистов и безбожников - лукавому
действительно удалось сделать из Григория
фигуру одиозную (отсюда и БОНИ М,
повторяющая сплетню о том, что <<Rasputin - Love
Machine>>, и водка, и прочая дрянь."
Спаситель сказал: "Не две ли
малые птицы продаются за ассарий? И ни одна
из них не упадет на землю без воли Отца
вашего; у вас же и волосы на голове все
сочтены" (Матф. 10, 29-30). И в Символе Веры мы
произносим: "Верую во единого Бога Отца
Вседержителя Творца небу и земли, видимым
всем и не видимым".
Надеюсь, что никто не скажет,
что роль Вседержителя в нашей жизни
исчерпывается днями Творения. Да и называть
Вседержителем можно лишь Того, кто во
истину содержит все. Так что просто
невозможно в рамках Православной Веры
полагать, что сатана хоть одно движение
способен совершить без попущения Божия.
Думаю, не лишним будет
вспомнить, например, и то, что только,
получив разрешение Господа Вседержителя,
он начал вредить Иову Многострадальному (Иов
1, 6 -2, 7). И на то, чтобы сеять апостолов "как
пшеницу" (Лук. 22, 31) тоже просил(!) сатана
разрешения. Так что "сделать из Григория
фигуру одиозную" попустил Господь, а не
лукавый явил в этом деле "свою", весьма
многими приписываемую ему "власть".
Жив Господь! Именно Он решает
кому какую "молву" дать.
Горько сознавать, но на нас с вами
воистину сбываются слова Божии: "…
огрубело сердце людей сих и ушами с трудом
слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят
глазами и не услышат ушами, и не уразумеют
сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил
их" (Матф. 13, 15).
- Братья, сестры! Зачем
противиться нам Господу? Зачем пытаться
называть святыми тех, кто для Господа не
свят? Зачем ждать подходящего времени "для
серьезного обсуждения темы святости или не-святости
Распутина"? Бог знает всех и не имеет
нужды, "чтобы кто свидетельствовал о
человеке, ибо Сам знает, что в человеке" (Ин.
2, 24-25). Давайте же услышим голос Отца, и не
будем сквернить Святость нечистыми именами.
И да не дерзает никто из нас в своей глухоте
и слепоте прямо или косвенно сказать, что
Бог "по доброте" решил "посмертно
реабилитировать" Распутина, Вырубову,
Ивана Грозного, Павла Первого или какого-нибудь
другого подобного деятеля нашей истории. У
Бога, в отличии от нас, не бывает "семь
пятниц на неделе"!
С добрыми пожеланиями Алексей
Алексеевич Клюкин.
22.02.03
О Т В Е Т:
Уважаемый Алексей
Алексеевич! Вы Пишете: <<И да не дерзает
никто из нас в своей глухоте и слепоте прямо
или косвенно сказать, что Бог "по доброте"
решил "посмертно реабилитировать"
Распутина, Вырубову, Ивана Грозного, Павла
Первого или какого-нибудь другого
подобного деятеля нашей истории>>.
Честно говоря, мне вообще непонятно, как
может человек, хоть сколь-нибудь сведущий в
русской истории, валить в одну кучу,
например, Ивана Грозного и Павла Первого.
Неужели разница непонятна??? Но это -
частность. Не хочу более ловить Вас на том,
что Вы невнимательно читаете чужие тексты,
а потому все уговариваете меня (анонима
широкого профиля) не верить в святость
Распутина. Так ведь я-то - о чем все писал
раньше-то???
Ну, а что касается
Вырубовой, которую Вы тоже, простите за
резкость, приплели к Распутину, которого
считаете - Вы уж сказали, кем... Когда уже
будучи в эмиграции, Вырубова вынуждена была
обратиться к врачу по поводу некоей болезни,
тот после всестороннего обследования
констатировал, что его пациентка -
девственница. Эти документы опубликованы, и
они опровергают КАК МИНИМУМ всю
либеральную ложь об ее распутстве с
Распутиным. Еще и еще раз призываю Вас и
всех: не спешите! Не спешите СУДИТЬ, чтобы и
самим не оказаться СУДИМЫМИ! Господь сказал
нам это потому, что никто, кроме Него Самого,
не владеет полной информацией. А мы все:
Распутин - бяка! бяка!!!
А.В., псаломщик.
2.03.03
С П Р А В К А:
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ ВЫСКАЗАЛ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО РЯДУ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (Из сообщения Службы коммуникации ОВЦС МП для органов информации от 17.07.2002 (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/nr207171.htm))
...
Попыткой спровоцировать
разделение среди народа Божия назвал
Святейший Патриарх Алексий призывы
канонизировать царя Иоанна Грозного и
Григория Распутина. "Нельзя одновременно
прославлять и убиенных, и их убийц, - уверен
Его Святейшество. - В случае прославления
царя Иоанна Грозного пришлось бы
деканонизировать святителя Московского
Филиппа, который по его приказу был задушен
Малютой Скуратовым".
Тем более нельзя говорить о
канонизации Григория Распутина, который,
хотя и облегчал страдания наследника от
тяжкого недуга, своим поведением
скомпрометировал императорскую семью, и
этим воспользовались противники монархии в
России, считает Его Святейшество. "Я не
вижу оснований пересматривать роль
Распутина в истории Российского
государства", - отметил Первосвятитель.
Святейший Патриарх также
высказал мнение о распространившейся в
настоящее время практике фактического
почитания в качестве святых не
прославленных Церковью людей. Не следует
опережать события, считает Его
Святейшество. Прежде чем приступать к
распространению среди верующих икон
неканонизированных лиц, следует подождать,
пока Церковная Полнота не вынесет суждения
по этой проблеме.
...
Патриах Алексий: «Необходимо следовать общецерковным правилам прославления святых». (Церковный вестник 254-255 24.01.2003 http://cn.e-inet.ru/numbers/news/?ID=132 )
В ходе традиционной встречи с представителями ряда российских радиостанций в канун празднования Нового года и Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы журналистов. В частности, комментируя всплеск общественного интереса к вопросу о возможности церковной канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, Святейший Патриарх Алексий отметил: «Возможно ли в одно и то же время молитвенно прославлять и мучеников, и их жестоких гонителей? Ибо канонизация царя Иоанна Грозного фактически поставила бы под сомнение исповеднический подвиг святителя Филиппа и священномученика Корнилия Псково-Печерского, который, по свидетельству летописи, «от тленного сего жития земным царем был предпослан к Небесному Царю в вечное жилище».
«Также нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев императора Николая II и его семейство», - считает Его Святейшество.
Святейший Патриарх Алексий подчеркнул необходимость неукоснительного следования общецерковным правилам канонизации подвижников веры и благочестия. Так, состоявшийся 26 декабря 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви счел необходимым напомнить правящим архиереям: (http://www.orthodox.org.ru/synod/sr301175.htm)