Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

У меня вопрос по молитве "Отче наш..." - почему в православном варианте молитвы отсутствует фраза "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки." Или я ошибаюсь? Если нет, то как объяснить, что в некоторых изданиях этой фразы нет? 

О Т В Е Т:

Это объясняется тем, что данный стих является возгласом произносимым на службе священником. В Богослужении, при чтении этой молитвы чтецом, естественно, этот стих не произносится. Молитвословы в которых нет данного стиха предполагают их использование в Богослужении. Обычно это полные молитвословы с последованиями часов, молебнов, акафистов, Литургии.

 священник Владимир
// Iconomaster \\\
E-mail: ikona@ua.fm
Web:  http://ikonnik.by.ru
ICQ# 161711633

8.05.03 

О Т В Е Т:

Позволю себе дополнить, а отчасти и поспорить с ответом отца Владимира.
Во-первых, следует знать, что Молитва Господня, заповеданная нам Самим Иисусом   Христом, в Евангелии приведена дважды (с незначительными отличиями в тексте), причем в Евангелии от Матфея (гл.6, стихи 9-14) она в конце содержит слова: ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, И СИЛА, И СЛАВА ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ; а в Евангелии от луки (глава 11, стихи 2-4) она этого окончания не имеет.
Во-вторых, в окончании между словами СЛАВА и ВО ВЕКИ вставлено ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА - по понятной причине: именно Церковь ПОСЛЕ Христа в полной мере осмыслила Бога как Троицу.
В-третьих, есть РАЗНЫЕ мнения святых отцов и богословов относительно того, что заключение Молитвы Господней является якобы возгласом, который может быть возглашаем только священником. Не имея под рукой подробного списка литературы, сошлюсь здесь на замечательную книгу-исследование: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Основано на Священном Писании, правилах Вселенских и поместных соборов, и на писании святых отцев Церкви. Составлено Иваном Дмитревским (издано в 1894 г., есть переиздание 1993 г.). Там прямо говорится о том, что такое понимание - НЕПРАВИЛЬНО. На мой взгляд, такое понимание парадоксально подтверждает даже установившаяся на сегодняшний день практика, когда на молитве перед трапезой в присутствии священника заключительный возглас Молитвы Господней не произносится ВООБЩЕ, а заменяется на СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ И НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ. А далее - ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ (трижды), БЛАГОСЛОВИ, - после чего священник благословляет трапезу, произнося ДРУГОЙ, но тоже ВОЗГЛАС, который как бы и завершает и Молитву Господню.

А. В., псаломщик.
16.05.03 

SpyLOG