ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
В О П Р О С:
У меня вопрос по молитве "Отче наш..." - почему в православном варианте молитвы отсутствует фраза "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки." Или я ошибаюсь? Если нет, то как объяснить, что в некоторых изданиях этой фразы нет?
О Т В Е Т:
Это объясняется тем, что данный стих является возгласом произносимым на службе священником. В Богослужении, при чтении этой молитвы чтецом, естественно, этот стих не произносится. Молитвословы в которых нет данного стиха предполагают их использование в Богослужении. Обычно это полные молитвословы с последованиями часов, молебнов, акафистов, Литургии.
священник Владимир
// Iconomaster \\\
E-mail: ikona@ua.fm
Web: http://ikonnik.by.ru
ICQ# 161711633
8.05.03
О Т В Е Т:
Позволю себе дополнить, а отчасти и поспорить с
ответом отца Владимира.
Во-первых, следует знать, что Молитва
Господня, заповеданная нам Самим Иисусом
Христом, в Евангелии приведена дважды (с
незначительными отличиями в тексте), причем в
Евангелии от Матфея (гл.6, стихи 9-14) она в конце
содержит слова: ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, И СИЛА, И
СЛАВА ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ; а в Евангелии от луки (глава
11, стихи 2-4) она этого окончания не имеет.
Во-вторых, в окончании между словами
СЛАВА и ВО ВЕКИ вставлено ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО
ДУХА - по понятной причине: именно Церковь ПОСЛЕ
Христа в полной мере осмыслила Бога как Троицу.
В-третьих, есть РАЗНЫЕ мнения святых
отцов и богословов относительно того, что
заключение Молитвы Господней является якобы
возгласом, который может быть возглашаем только
священником. Не имея под рукой подробного списка
литературы, сошлюсь здесь на замечательную книгу-исследование:
Историческое, догматическое и таинственное
изъяснение Божественной Литургии. Основано на
Священном Писании, правилах Вселенских и
поместных соборов, и на писании святых отцев
Церкви. Составлено Иваном Дмитревским (издано в
1894 г., есть переиздание 1993 г.). Там прямо говорится
о том, что такое понимание - НЕПРАВИЛЬНО. На мой
взгляд, такое понимание парадоксально
подтверждает даже установившаяся на сегодняшний
день практика, когда на молитве перед трапезой в
присутствии священника заключительный возглас
Молитвы Господней не произносится ВООБЩЕ, а
заменяется на СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ И
НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ, АМИНЬ. А далее -
ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ (трижды), БЛАГОСЛОВИ, - после чего
священник благословляет трапезу, произнося
ДРУГОЙ, но тоже ВОЗГЛАС, который как бы и
завершает и Молитву Господню.
А. В., псаломщик.
16.05.03