ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
В О П Р О С:
Объясните пожалуйста отрицательное отношение церкви к апокрифам. В чем здесь проблема?
О Т В Е Т:
Вероятно, начать надо с того, что
апокрифов, как таковых, великое множество.
Они довольно существенно различаются по
своему смыслу и происхождению. Если
древнейшие апокрифы не вошли в состав
Священного Писания по усердию
организаторов и участников первых Соборов,
то апокрифы новейшего времени отвергались
конкретными духовниками и борцами с
ересями. Например, Максимом Греком, который
выступал, в частности, с осуждением
апокрифов врача Николая Булева (Люева),
известного под именем Николая Немчина,
выступил с посланием "О посте в
понедельник" и разбором "Сказания
об Иуде", обличал сказание Афродитиана
Перса "О рождестве Христовом, против
глаголющих", разбирал Луцидариус, придя к
заключению, что это не Луцидарий, а
Тенебрарий, которого нужно избегать, как
гангрены, возмущался распространением в
России астрологических изысканий и т.д.
и т.п.
Вопрос о том, почему апокрифы,
представляющие часто несомненную
историческую и научную ценность не
принимаются Церковью в качестве составной
части Священного Писания сложен в основном
тем, что как побуждения участников Соборов,
так и основания того же Максима Грека можно
лишь угадывать. Хотя в последнее время
немало историков церкви сходятся во мнении,
что главная причина того - множество
противоречий и несовпадений сведений
содержащихся в апокрифах с уже
сложившимися в церковному предании.
Поэтому привычные представления ей менять
нежелательно, что, впрочем, вполне понятно.
С уважением sn
26.05.03
О Т В Е Т:
Что же это такое получается?
Что, хотя в апокрифах содержится немало
достоверной информации и "научной
ценности", Православная Церковь в силу
привычки, реакционности и т.д. замечать
этого и что-то менять не желает?! Кому
неизвестны мотивы отцов Вселенских соборов,
если на этих соборах отстаивалась чистота
веры от различных лжеучений?!
Простите за эмоциональность. Я
сейчас читаю "Исторический путь
Православия" прот.Александра Шмемана, и
он пишет на эту тему следующее: "...Гнозисом
или гностицизмом называют обычно ту смесь
греческой философии с восточным
мистицизмом, тот странный религиозно-философский
сплав, что возник, как результат сближения
греко-римского мира с востоком, пышным
цветом расцвел как раз в эпоху первого
распространения христианства... В гнозисе
Церковь увидела подмену того образа Христа,
которым жила сама, другим, чуждым и
искаженным образом. Между тем, гностики
ссылались на тайные предания, на древнюю
письменность," аппелировали" к
традиции. Они создали целую "апокрифическую"
литературу о Христе, в которой предание
Церкви смешивалось с вымыслом. До нас дошли
отрывки таких гностических "евангелий"
- надписанных именами Петра, Иакова, Павла,
Иоанна и др.
"Образ Христа", - пишет проф.
Лицман, - приобретает в них характер не
только странный и сверхчеловеческий, но и
призрачный. Он присутствует невидимо,
иногда в теле, иногда бестелесно, является
то в образе ребенка, то взрослого, то старца."
Читая эти апокрифы, можно понять,
как проникали гностические идеи в
христианскую среду и почему могли иметь
успех у многих христиан: "В них было
обличие чудесного, таинственный язык
сверхчеловеческого пророчества, они
отвечали на любопытство, которое вместо
традиционного учения Церкви, вместо
истории и богословия, жаждало секретного
знания.
Гнозис являлся в этом смысле
неистощимым источником и предлагал - в
тысячах раскрашенных картинок то, чего
хотело сердце"(Лицман)."
С уважением, K.
9.06.03