ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
В О П Р О С:
Помогите найти акафист Геннадию Костромскому .О Т В Е Т:
Житие
История
Акафист
Молитвы
СОСТАВИТЕЛЬ
убогий Роман
г. Ростов Великий
2002г.
Угодник Божий Преподобный Геннадий, одинаково почитается в Костромской и Ярославской земле. Этот святой подвизался в 16 веке и был основателем Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря в окрестностях Любима. За молитвенный подвиг и смирение Бог даровал святому дар чудотворений и прозорливости. Преподобный Геннадий прославлен в лике святых почти сразу после смерти. Поэтому, к преподобному Геннадию Костормкому и Любимоградскому чудотворцу обращаются с молитвой, при всякой телесной немощи, при болезни глаз, при зубной боли, при болезнях рук и ног, при лишении ума, при женском бесплодии, при желании иметь дитя мужеского пола; о помощи в немощах душевных, от маловерия, от сребролюбия, от беснования, о возвращении заблудших в церковь, о даровании покаяния, о благополучном рождении детей; о немощах в различных житейских скорбях. В этой книге приведены житие преподобного Геннадия, история созданной им обители, акафист и молитвы этому святому. Основанный преподобным монастырь находится в Ярославской области, в 30 км от города Любима, близ деревни Слобода.
Тропарь, гл.4
ко пустыннолюбивая горлица,////* от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився,* чистотою и говением, молитвами и труждением,* в души и телеси своем прославил еси Бога.* И тако благочестно пожив,* явился еси, преподобне Геннадие,* пустыни Любимоградския украшение,* иноком честнаго жития образ* и присный молитвенник за всех,** притекающих к раце твоей с верою.
Кондак, гл.3
олитвою и постом, труждением и терпением* умертвивый всякое плоти мудрование,* чистоты сосуд благолепен,* божественных даров и чудес причастник,* иноком же доблий наставник был еси,* сподвизаяся блаженному Корнилию, отче богомудре.* Сего ради вопием: молися ко Господу,** да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашым.
ЖИТИЕ
Преподобного Геннадия,
Костромского и Любимоградского.
Свят Господь Бог наш Иисус Христос, прославляющий святых своих! Свят, подающий дар описывать жития благоугодивших Ему! Они же есть свет миру, особенно иноком. Таким был Божий угодник, преподобный отец наш Геннадий.
Преподобный Геннадий, нареченный во св. крещении Григорий, был единственным сыном неких богобоязненных болярина Иоанна и супруги его Елены, обитавших в городе Могилеве в Литве. Блаженный Григорий с малых лет был возбужден к делам духовным и пребывал день и ночь в церкви, молясь Богу. Родителям Григория это не нравилось. И с того времени Григорий задумал уйти в Русский монастырь. Выбрав время, ушел из дома раздал свою одежду нищим и облекся в рубище. В дороге терпел много бед и напастей. Но хранимый Богом, дошел до Москвы, где покланялся святыням и отыскивал обитель, где бы ему принять иноческий чин и молиться Богу. Встретив единомышленника, именем Федор, отправился с ним в Великий Новгород, а оттуда на Свирь реку, к преподобному Александру, у которого просили благословения остаться в его обители. На что преподобный пророчествовал, что Федор останется богоугодно жить в миру, а Григорий будет наставником многим иноком, и отправил их в комельский лес к преподобному Корнилию. Пробыв в пустыни преподобного Александра сорок дней, и взяв благословение, отправились в путь.
Преподобный Корнилий принял Григория, возложив на него монашеский искус, по святоотеческому преданию, а Федору снова предсказал жизнь мирскую (Федор дожил до глубокой старости, и почил в Москве). По прошествии определенного времени преподобный Корнилий постриг Григория, и нарек ему имя - Геннадий. Молодой инок подвизался в трудах и молитвах, в трапезной, на пекарне и прочих делах служебных. Братия, по научению дьявольскому, роптала на него, а вскоре и на самого Корнилия. И настоятель со своим учеником ушли в костромские пределы, в дикий лес на сурбское озеро, на шестьдесят поприщ от обители, не далеко от селения царских бортников. Крестьяне очень обрадовались пришествию преподобных, построили им келью и снабжали их всем необходимым. Преподобные же подвизались к Богу молитвами и постом, труды к трудам прилагая, рубили лес, пахали землю и выкопали четыре пруда , два из которых существуют до сих пор. В некотором году великий князь Василий Иоаннович с великою княгинею Еленой отправились на Бело озеро на моление, по обещанию своему о благочадии. Прибыв же им в обитель преподобного Корнилия и узнав о удалении святых на другое место, очень оскорбились на братию и сказали им: "Из-за вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыне". И послали своих слуг молить преподобного вернуться на прежнее место. Преподобный вернулся и пал к ногам великого князя, прося прощения о своем отхождении. Благоверный же князь просил святого: "Любимиче мой, отче Корнилие, моли за нас милостивого Бога, да дарует нам Господь Бог плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение обителям, державу российскому царству и в утверждение веры христианской". Также сказал великий князь преподобному, остаться ему в обители, а новую пустынь благословить ученику своему. Так и поступил авва Корнилий, и повелел преподобному Геннадию воздвигнуть храм во имя Преображения Господня. Блаженный Геннадий поступил по повелению великокняжескому и благословению отца своего Корнилия, воздвигнув церковь украсил ее иконами (часть из которых писал сам) и книгами. Ввиду преумножения братии соорудил теплую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, устроив ее, как и первую. Сам преподобный всегда трудился, являя тем образ смирения и терпения братии. Устроив для них жилища, днем рубил дрова, а ночью разносил по братским кельям, стирал одежду братии, делал свечи, пек просфоры, варил еду. Более же всего в церковных службах преуспевал, носил на теле своем вериги, железные кресты и тяжелые цепи. Все это делал он ради смирения своей плоти. Потому почила на нем благодать Пресвятой Троицы, он же устремлялся на больший подвиг, подавая пример своим ученикам. Учил их не только словом, сколько делом. Никто не в силах изречь житие преподобного, его болезни, труды, попечение о братии. В похваление отца нашего Геннадия, а более во славу Божию, поведаем о чудесах его, что сотворил, благодатью Божией.
Сказание о чудесах
Преподобного отца нашего Геннадия.
Чудо первое.
Некогда блаженному случилось придти в Москву, с учениками своими Серапионом и Уаром, и были приняты у боярыни Иулиании Федоровны, жены Романа Юрьевича. Просила его хозяйка благословить сыновей ее Даниила и Никиту, и дочь Анастасию. Когда святой благословлял отроковицу, сказал ей: "Ты розга прекрасная и ветвь плодовитая, будешь государыня царица благоверная". Слышав это все удивились и отпустили блаженного с подарками. Все же сказанное старцем сбылось, с того времени царица Анастасия стала держать большую веру в Бога, и всячески одаривала обитель любимоградскую. (Анастасия была первой женой первого российского самодержца - Иоанна Грозного).
Чудо второе.
О князе Борисе Палецком.
Некогда князь Борис Палецкий сильно изнемогал и пришел на Сурбское озеро помолиться. Преподобный Геннадий обрадовался приходу князя, и собрав братию встретил его у святых врат с достойною молитвой и дал в руки гостю свой посошок; с этого момента князь совершенно выздоровел, и прославил Бога и угодника Его, преподобного Геннадия, все же люди возрадовались чудесному выздоровлению князя. Тот в знак благодарности щедро жертвовал обители и возвратился домой. Благословение же старца, посошок, велел везти иерею Василию. Отец Василий, похуля благословение святого, кинул дар в реку Кострому, чем сильно опечалил князя. Иерей же прибыв домой , обрел жену свою мертвой, и вскоре и сам впал в сильный недуг; начал каяться о согрешенном, и дал обещание принять монашеский чин у святого старца Геннадия. И спустя некоторое время просил прощения у старца и молил его, дабы причел его к своему богоизбранному стаду. Блаженный Геннадий постриг его и нарек имя ему Варлаам, и по прошествии нескольких лет стал игуменом в Богоявленской обители города Костромы. Вышереченный князь Борис дал в обитель колокол и 8 рублей.
Чудо третье.
О епископе Киприане
Вологодском и Великопермском.
Случилось как-то владыке Киприану сильно заболеть, имеюще любовь духовную к преподобному старцу Геннадию, послал слугу своего за ним. Пришел старец с учениками своими иеромонахами Мисаилом и Александром в Вологду, владыка так обрадовался приходу их, что встал с одра своего для благословения, хотя до сего времени встать с постели не мог. Долго беседовал святитель с преподобным, люди же весьма удивились наблюдая облегчение болезни архипастыря и прославили Бога, творящего через угодников своих преславные чудеса всем людям. Утром владыка испрашивал у преподобного молитв, дабы совершенно выздороветь. На что святой отвечал: "Бог Человеколюбец помогает от скорби и целит недуги душевные и болезни телесные и облегчает немощь страждущим, а не наше сие великое дело. Господин мой святитель, все возможно у Бога, а от людей ничто. Господин мой, здрав ты от скорби телесной. Нога же твоя больная да напоминает тебе последний час и не выздоровеет до самой твоей смерти: мир тебе, господин мой святый отче!" после сего владыка прожил еще пять лет и отошел ко Господу.
Чудо четвертое.
О игумене Алексие, которое сам написал.
Возвещу же вам о себе, братия моя возлюбленная, великое чудо преподобного старца Геннадия отца нашего и учителя. Случилось мне от братии сильное оскорбление, и я многогрешный игумен Алексий не смог такое оскорбление стерпеть, ушел из обители Спасовой и поселился в Костромской Богоявленский монастырь. Жил совместно с духовным пастырем игуменом Сильвестром и о Христе братстве его: и спустя немного времени пришла ко мне болезнь тяжкая и не смог от нее в церкви стоять. Из-за этого переселился в обитель Пресвятой Богородицы в Андреевскую пустынь, в Пошехонии. По откровению же Божию, возвратился в обитель Преображения Господня и притек к цельбоносному гробу преподобного отца нашего Геннадия, прося благословения и прощения о своем малодушии. И с того момента сотворил меня Господь Бог здоровым молитвами преподобного отца нашего Геннадия.
Чудо пятое.
О Иоанне Лихореве.
Некий сын боярский, именем Иоанн Лихорев, тот приложил село свое в дом Спасов. Потом задумал переменить свое решение и удалиться от обители преподобного Геннадия, и вселиться в Троице-Сергиеву лавру. Через некоторое время сын его Алексий умер злою смертью, и доилица его плачуще и рыдающе, тоже отошла ко Господу. Позже и жена его впала в сильный недуг. Соседи же его, собравшись в его доме, видящие ужасное состояние женщины, говорили ей: "Муж твой захотел учинить измену Всемилостивому Спасу и преподобному Геннадию, за это Бог не пощадил сына вашего и вас, поэтому дайте обет Спасителю и пускай муж твой сотворит как обещал изначально". Дав же женщина та обет, тут же стала здрава, и поторопилась написать Иоанну. На Иоанна тем временем напал сильный страх и трепет, бывши ему в городе Переславле-Залесском. От страха в лице он изменился, и слуги его уговаривали ему вернуться. Иоанн возвратился в обитель преподобного старца Геннадия, и обещал сел своих не отлучать. И вскоре молитвами преподобного отца нашего аввы Геннадия был здравый.
Чудо шестое.
О беснующемся человеке.
Был некий христианин Евтропий, имея у себя три сына. Один из них, именем Василий сошел с ума и пребывал в этом состоянии долгое время; многих людей кусал, и усмиряли его, надевая на него оковы железные. Во многие обители водили его, ради исцеления, но тщетно. Привели же болящего в обитель Спасову, подвели ко гробу преподобного Геннадия и молитвами его сотворил Бог его здоровым.
Чудо седьмое.
О некоем клирике.
Клирик некий именем Севастиан, постриженник Каменской обители, зомовой на озере кубенском, был одержим зубной болезнью, и обещал списать канон и житие преподобного отца Геннадия, по написании был здрав от недуга своего.
Чудо восьмое.
О некоем диаконе.
Диакон Прохор, по прозвищу Богдан, родом из рязанского уезда, сильно был одержим зубной болью, врачи вырвали ему уже не один зуб, но он не получал облегчения притек же к чудотворному гробу, обещая переписать канон и житие преподобного отца нашего Геннадия, и Бог разрешил его от болезни в тот час.
Чудо девятое.
О некоем диаконе.
Некий диакон, по прозвищу Чернец украл книги церковные и скатерти и бежал в сторону реки Андомы, по пути парализовало его, и не мог шевелить руками и ногами. Когда узнал о сем игумен послал за ним. Диакон покаявшись в согрешении своем припал ко гробу преподобного, прося прощения, рукам и ногам своим облегчения, и по молитвам преподобного отца нашего Геннадия, Господь Бог помиловал его, даровав ему здравие.
Чудо десятое.
О беснующемся человеке.
Человек некий, именем Игнатий, был мучим от нечистого духа: многие люди советовали ему обратиться с молитвами к преподобному Геннадию и, прожив несколько дней в обители, ходатайством святого выздоровел.
Чудо одиннадцатое.
О бортнике Антипе.
Бортник соседской области, именем Антипа, пошел как-то по своим делам, и напали на него множество бесов, как люди черные, и устрашали его. Антипа же от этой напасти сошел с ума, начал себя ножом резать, и многих людей покусал. С большим трудом привели его ко гробу преподобного Геннадия, в обитель Спасову, пожив там месяц молитвами святого стал здоров, и отправился домой, славя Бога и преподобного отца Геннадия.
Чудо двенадцатое.
О беснующемся человеке.
Некий человек, именем Иустин, сильно был беснуем при чем имел огромную силу: приведен был в Спасову обитель и привязан к столбу трапезному, силою же своею столб тот сломал. Когда же наложили на него вериги преподобного отца Геннадия, моментально выздоровел.
Чудо тринадцатое.
О некоем крестьянине.
Некий крестьянин, именем Дометий, сильно бесновался: соседи же и родственники привели его к чудотворному гробу преподобного Геннадия, из-за чего Дометий сильно бился, скрежетал зубами, изо рта шла пена, и хватался за руки и за ноги. В день Преображения Господня после утренней службы положили его на помосте у гроба святого Геннадия и во время литургии, молитвами преподобного получил здравие, и прожив в обители еще десять дней, ушел домой радуясь и славя Бога и угодника Его преподобного отца нашего Геннадия.
Чудо четырнадцатое.
О некоем сыне боярском, Василие Панине.
Некий сын боярский, именем Василий Панин имел жену, которая долгое время страдала болезнью глаз, он же приехав в обитель Всемилостивого Спаса, припал с молитвой к чудотворному гробу, игумен же и священники, отслужив молебен, освятили воду. Василий, взяв с собой освященной воды, отправился к болящей супруге, и когда жена его окропила святой водой лицо свое и глаза, тот час выздоровела молитвами преподобного Геннадия.
Чудо пятнадцатое.
О некоем христианине.
У некоего христианина веси Обнорское, именем Меркурий был сын Леонтий, крайне страдавший болезнью глаз, и уже полтора года не видел света белого, и от сего ужасного недуга кричал день и ночь. Родители привезли его в обитель Спасову, привели ко гробу преподобного отца Геннадия и просили священников совершить молебное пение и освятить воду. Освященной водой начали кропить местные иконы и раку чудотворца, а также больного Леонтия, и в тот час милостью Божией и молитвами преподобного отца нашего Геннадия отрок прозрел, с радостью возвратился в дом свой, славя Бога и угодника Его святого Геннадия.
Чудо шестнадцатое.
О некоем человеке, именем Лука.
Некий житель города Костромы, именем Лука Густышев не имел веры в чудеса преподобного Геннадия и дал обещание не бывать в Спасовой обители у гроба преподобного. По ряду своей службы был выбран в целовальники в таможню и отбыл с дружиной собирать пошлинные государевы деньги. И внезапно поразила его болезнь в щеку и во всю голову и упав на землю корчился от боли. Родственниками был привезен домой, но болезнь не унималась и Лука был уже при смерти. Пришед же в разум, вспомнил грех свой и пообещал идти ко гробу святого; по окончании молебного пения был здоров молитвами преподобного отца нашего Геннадия.
Чудо семнадцатое.
О некой вдове.
В Галичском уезде Коржеской области в сельце Левском жила вдова именем Евдокия дворянского рода, жена Феодора Лаптева, имела четырех сыновей, один из которых, именем Кирилл восхотел идти в обитель Всемилостивого Спаса и к чудотворцу Геннадию и там принять иноческий чин и в эту обитель отдать свой жребий наследства. Евдокия была против, и стала клясть сына своего, и в той клятве постигла ее сильная болезнь головы, такая, что и зубы у нее сокрушились, и сильно отекла голова, что чуть кожа не трескалась, что причиняло сильные боли. Вспомнив же свое согрешение, стала молиться Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Богоматери и на помощь призывать преподобного Геннадия чудотворца, обещая придти в Преображенский монастырь молиться и отдать жребий сына своего. Сразу же после ее обещания ей стало легче и она отправилась к святому Геннадию. Испросивши прощения у гроба старца Геннадия и певши молебные пения отдала в обитель жребий сына своего, и постригся сын ее в монахи и получил имя вместо Кирилла - Корнилий. А вдова вернулась в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богоматерь, и преподобного Геннадия, так как получила от скорби своей исцеление, и молитвами святого выздоровела.
Чудо восемнадцатое.
О девице, исцелевшей молитвами св. Геннадия.
Недалеко от обители боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть селение, называемое Обнорское. Крестьянин того селения, именем Дометий имел дочь - Дарью, которую постигло расслабление рук и ног, онемение, и даже родителей своих она не узнавала. Пребывала она в этом страшном недуге пол года, от чего отец с матерью сильно скорбели. Вспомнили же они какие творит чудеса Бог угодником своим преподобным Геннадием! Пришел им благий помысел идти в обитель Спасову. Когда отслужили молебен у чудотворного гроба, тот час молитвами преподобного отца нашего Геннадия стала Дарья здорова и радуясь отошла в дом свой, многие благодарения воздавая Христу Богу, творящему дивные и преславные чудеса своим угодником преподобным Геннадием. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чудо девятнадцатое
О некоей женщине.
Некая женщина, по имени Елисавета, была больна глазной болезнью и припала к чудотворному гробу преподобного отца нашего Геннадия, отерла покровом свои глаза и стала здоровой, потом настало ей время родить и тошнило ее трое суток, и прочитал ей иерей канон преподобному, и молитвами преподобного отца нашего Геннадия Бог разрешил ее в тот час.
Поучение преподобного отца нашего аввы Геннадия
ко братии и ко всем людям.
В Великую лавру Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы Ипатскую обитель, еже о Христе брату и присному пастырю словесных овец игумену Вассиану, также и Спасовой обители нашей паствы строителю Иосифу и всему братству нашему.
Говорю вам, духовные мои братья и спостники, уже мне день при вечере и секира при корне, уже отхожу к судилищу Христову. Ради святых заповедей Господних, не забывайте меня, когда молитесь, но когда видите мой гроб вспоминайте мою любовь и молитесь ко Христу, да учинит мой дух с праведными. Вы же, чада мои, бойтесь Бога и повинуйтесь наставникам вашим во всем, по словам апостола. Царя православного почитайте, святителей ублажайте, им же повинуются все игумены духовной совестью. Вы же, чада мои, живущие в обители Спасове, повинуйтесь игумену, которому поручится паства наша, и вы, братья мои, во всем покоряйтесь ему в послушании: еще же молю и завещаю, не исходите от места сего без благословения настоятеля. Не прекословьте брат с братом, угождайте свету, а тьму оставляйте. Будет же ваше житие по преданию святых отцов, и как нам писал преподобный отец наш Корнилий, как здесь в обители наше смирение обретается, как инокам подобает жить.
Тебя же молю, игумен благочестивый Вассиан, не оставь обитель сию верой своей: вы же, братья мои и чада, не разоряйте общего нашего предания, и собора церковного не отлучайтесь. Первая мерзость монаху, в церковь не приходить: пришедши в церковь, стойте, не глумитесь, не судите. Также и в келейной молитве не изнемогайте, да не расслабится плоть ваша с душой, и труд ваш не погибнет: обленением сатана лукавый хочет монаха живым свести в ад.
Молю же вас, братья мои и спостники, не ленитесь во всяких монастырских службах, не скорбите и не унывайте в трудах ваших: за свои труды ешьте и пейте. На пастыря не ропщите, ропотливый чернец исчезновение себе творит. Также слова учительные со вниманием слушайте, благие и добрые дела творите, и ленивых на службу подвизайте, также и на молитвы: святыни Божией не отлучайтесь. Если монах шесть недель святыни не причастился, не монах. Еще же вас, братья мои, молю, не крадите монастырские орудия, ни хлеба, ни овощей, не износите за монастырь, по своей похоти. Одежду имейте одинаковую, по келиям пищи всякой не имейте, из трапезной хлеба не выносите, кроме большой необходимости и немощи. Питайтесь за общим столом и все одинаково: в подобное время, на трапезе не объедайтесь, не упивайтесь: это мерзко Богу и плоти отягчение и болезнь.
Также не пристойно вам между собой враждовать: враждотворцы и неподобословцы Царствия Небесного не наследят, также и те лукавые, которые братию свою туда и сюда посылают, а сами трудов ни пальцем касаются. О горе! Пучина горького ада исполнится нерадивыми монахами. Праведники же, мало потерпевшие и Божии заповеди сохранившие, во веки возрадуются. Христос вселяет единомышленников в дом свой. Также и вы, чада мои, старайтесь пройти сквозь тесные врата и прискорбный путь, и обретете жизнь вечную. Слугам же и прочим рабочим, также повелеваю не гневаться, ни враждовать друг с другом. Настоятелю во всем повинуйтесь и слушайтесь, братию же не оскорбляйте: ни словом, ни делом дерзость учините им неподобную, во всем благоугодны будьте всем людям. Орудия монастырские и домашние вещи берегите, да не погибнет от вас ничто. Чужого имения и неправедного восхищения не прикасайтесь: собрание своего имения пакость большую монахом сотворяет, а душу предает огню негасимому и мукам вечным. И вы, чада мои, от этого злого начинания и безумия блюдитесь и прочим людям эти слова напоминайте. Также достойно монастырские дела исправлять неропотливо, нелениво и безмятежно, не будьте лицемерами и человекоугодниками, перед глазами только работая, но желайте быть богоугодными, за глаза работая верой и правдой. Крестьян насилием не обижайте и перед гостями не превозноситесь: принимайте последние места, ни с кем не враждуйте, и ложных слов о братии игумену не говорите.
Вы же, братья мои, будьте спешны на благое и поучайтесь Божию слову в Святом Евангелии в Апостольских посланиях. И имейте в обители нашей стяжания от части книг: подобает вам, чада мои, в них вникать и ум прилагать к сведению разума. В этом есть труд святых отцов. Если кто соблюдает заповеди Божии и веру Иисус Христову, такие возрадуются во веки.
Потом начал преподобный изнемогать и поболев, в мире предал дух свой в руки Божии. Преподобный отец наш авва Геннадий преставился в лето 1565-е, месяца Ианнуария в 23 день. Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Наставление святого старца Геннадия,
предложенное новоначальному иноку.
"Если пришел ты, брат, ко мне, немощному, грешному и ленивому рабу, грешному более всех в мире; если хочешь жить со мною, грешным, по благословению настоятеля; если хочешь, брат, быть у Бога и отдаешься в послушание для Господа; если хочешь наследовать Царство Небесное и подражать житию святых отцов, как надобно жить иноку.
Первое: надобно более всего любить Бога и брата своего, как себя. Отличия и преимущества жизни твоей, брат, таковы: не пещись тебе о суетном, ни о живых, ни о мертвых, ни о своем теле, что есть и пить, и чем одеться; не иметь ни золота, ни серебра, ни лошадей, ни работника, ни другого имущества; не держать у себя ничего, кроме необходимой одежды; из монастыря не ездить и не ходить; не пить ни меда, ни пива, разве по нужде и то по благословению; не дружиться с мирянами ни в чем, не давать им, не брать и не просить у них, не принимать их в келью. Если кто из мирских захочет пострищись, или придет старец или брат- странник, то по благословению позвать его в келью и говорить должное, празднословия не допускать.
К церковному пению ходить к началу и стоять со страхом до конца молитвы; если в силах, не наклоняться к стене, ни к клиросу, не лежать на посохе, не говорить праздных слов. Кто к чему призван, тем и занимайся. На все - наука; а церковь есть земное небо. Если стоишь на молитве без страха, не оберегаешься празднословия и смеха, то больше прогневляешь Бога. Надобно стоять, где поют, и внимать чтению и пению. До обеда, брат, и после эфимона (повечерия) не есть и не пить; от молитвы не уходить для питья воды; пить, пока не начали молитвы. Если на молитве придет немощь телесная или некоторая нужда, то, по благословению, можно выйти, но сказать мне, почему выходишь. Если не услышишь призыва к молитве или, стоя на молитве, не поспеешь к началу, взять прощение о том; а к чему не поспеешь, по окончании пения прочитать то и потом выполнять келейное правило. Стоя на молитве с братией, говори: "Господи, помилуй" в одно слово с тем с кем стоишь сряду, - поклон класть также вместе с ним, - ибо так велит чин… После литургии идти из церкви за панагией после братии, а не в ряду, и говорить псалом 144-ый; если же проговорил его в келье, то говори молитву Иисусову. Из трапезы идти в келью, также за панагией, после братии, одному за другим, в молчании; на монастыре не оставаться, идя в церковь, или трапезу; ни у дверей или окна старца или брата не стоять. Если у тебя есть дело до старца или брата: то иди к нему в келью после обеда или после вечерни, по благословению, но скажи ему, зачем идешь.
Придя после молитвенного пения в келью, или после обеда, или ужина, должен ты положить 12 поклонов, также за умершего брата; если же такой день, когда не положены поклоны, - то до пояса. Рукоделием занимайся, брат, на монастырь, по силе, сколько можешь, для спасения своего, а на себя или на иного кого не работай и не продавай никому и не нанимайся у мирянина или брата. Если же придет кому особенная нужда и захочешь послужить брату, то, по благословению, можешь.
Торговлею не заниматься ни с кем, не продавать и не покупать, не брать у брата и не давать ему. К молодым братьям не приставать и не дружиться с ними. Без благословения не выходить из монастыря и не бродить праздно, не вести пустых бесед сидя или стоя в монастыре или вне монастыря, и не ходить по монастырю без нужды. В келье, брат, также не должно быть празднословия, ни споров; и гнева не держи в сердце; если же что имеешь против брата, то со смирением скажи о том и примирись с ним. Если услышишь от старца или брата о моем невежестве, то, Бога ради, сказывай мне о том наедине, - я глуп и безумен. Чужих вещей не бери на хранение. Что между нами бывает в келье, того из кельи не выноси; но, если увидишь или услышишь худое вне кельи, того не вноси в келью. Знай только церковь и трапезу, да свою келью.
Какую одежду поручат, или какую одежду дадут, ту и бери. Какую пищу или питие поставят на трапезе, ту и вкушай и пей. Не ропщи ни на что, для Бога, помни жития святых отцов… Сказано: многими скорбями подобает в Царство Небесное внити (Деян. 14,22).
О мирских делах не расспрашивай и о монастырских не говори без нужды. О родственниках и друзьях также не допытывайся. Но ты, господин - брат, знаешь более меня… Чем потешит тебя служащий, или старец, то ешь и пей, не рассуждая… Если за обедом или за ужином понездоровиться тебе и тебе не хочется есть то, что едят другие, а служащий брат спросит: не хочешь ли ты того или другого, отвечай ему со смирением: воля Божия и твоя да будет; но сам не проси…
Если ты здоров телом, то после всенощной и утрени не спи. Если вчерашний день был на монастырском труде, то после утрени усни, а после всенощной не ложись, - на все опыт, - от того бывает искушение; трудись в молитве и в чтении книг; если не умеешь грамоте, - в рукоделии… Если берет тебя дремота и леность, то борись Бога ради; если не можешь отогнать сна, прими благословение и иди в поварню или хлебную и, что велят, послужи в том… В правиле келейном и церковном не ослабевай, за исключением великой нужды, да, испытанный, примешь венец, который уготовал Бог любящим Его (Иак. 1,12).
Если упал как-нибудь, не лги. Брата не осуждай за недостаток и не радуйся, чтобы самому не впасть в то же, или в иную сеть неприязненную. Таков союз любви. Без него не совершается никакая добродетель. Если придет тебе скорбь от кого, то вини себя и терпи для Небесного Царствия. Если кто унизит тебя, или возведет что на тебя, или причинит великое зло: возверзи на Господа печаль твою (Псал. 54,23); сам не брани; сам ты не должен досаждать другому, ни гневаться, ни помнить зла, ни завидовать. Такова любовь Божия. Господь сказал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть и изгоняющие вас (Мф. 5,44)…
Если найдет уныние до обеда, когда занимаешься рукоделием, или учишь наизусть, или читаешь книгу, то стань на молитву; если не сможешь победить уныние, то, приняв благословение, иди в поварню или в пекарню и там по благословению послужи с молитвою, любовью и молчанием. Если найдет уныние после обеда, или после вечерни, то читай книги, или иди к старцу, которому особенно доверяешь, посиди у него и зачем пришел, скажи без празднословия, только бездельным не будь. Если приходит блудный помысел, или сонное мечтание, или плотское разжение, то спасайся постом, слезными молитвами, рукоделием, - трудись по силе с молитвою, но не твори своей воли. Если придет ночное страхование, то стой на молитве неподвижно и, воздев руки, говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, помилуй мя, создание Твое… Если находят скверные и хульные мысли, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, или идешь: то не обращай на них внимания, а молись Богу со смирением и усердием…
С братьями живи ровно, не кажись очень хорошим. Если и по Боге жизнь твоя, но чтобы не оказалось имя твое выше дел, будь в сердце своем ниже всех, и Человеколюбец Бог избавит тебя от бесовского навета. Если сохранен ты Богом от телесной скверны, то смотри, не плошай, - не считай себя в сердце праведником, а повторяй со смирением пророческое слово: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Псал. 50,7).
Слово похвальное преподобному отцу нашему
Геннадию.
Бог Отец, - великий царь Давид говорит: Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни: блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его: не делающии бо беззакония в путех Его ходиша. Так преподобный отец наш Геннадий никогда беззаконий не делал, но всегда ходил по путям Господним и творил дела Божии со всяким опасством и рачением, и ученикам своим наказывал быть непрестанно во всяком благочестии и чистоте, и в духовном подвиге: так как он с малых лет последовал Христу и во всяких добродетелях подвизался до конца своей жизни. Видя и слыша духовные подвиги и труды преподобного Геннадия, Всепромыслитель Господь устроил так, что православный Государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич великороссийский самодержец, со своею княгинею Анастасией, повелел ему своих детей крестить во Святой Божией Церкви. И здесь необходимо упомянуть, что поведал старец Антоний, обещник Пречистой Богородицы Иосифовой лавры, о преподобном отце Геннадии. Еще при жизни, пребывая в Москве, находясь, также как и в пустыне, в подвиге духовном, на посте и молитве, случилась чудесная история. Некогда молившись в церкви, на Божественной Литургии, где также были царские слуги, боярские и княжеские жены: пришла некая нищая и убогая женщина со своими детьми, овыя плачущыя в пазухе, овыя же за руце водимыя. Видев ее благородные женщины воздыхали к Господу Богу и Пречистой Богородице, и со слезами помышляли: нищим Господь дал детей рождать, а тем их прокормить нет возможности; нам же грешным, хотя и возможно, благодаря царскому жалованию, но за наши согрешения не дал нам Господь детей рождать. Разумев же это преподобный отец Геннадий, говорит им: не скорбите госпожи; если будете жить правоверно, Божиим повелением, начнете детей рожать, так и сбылось по пророчеству со многими из тех женщин, в добродетели живущим. Также и в других местах, благим и правоверно живущим женам неплодным, были неоднократно пророчества преподобного старца о чадорождении, событиями подтвердившиеся. Мы же чада и ученики святого отца Геннадия так вопием и говорим ему: преподобен и честен воистину, авва Геннадий, и при жизни своей тщателен на упрошение к Вседержителю Богу: да сотворил бы Господь всякому человеку пребывать в покое и благоденствии безмятежно. Поревнуем же, братья, равноангельной его жизни и духовные его наставления напишем на скрижалях сердец наших и сотворим его дело, духовными же подвигами, и терпением во всем благоукрасимся, так как теплый ходатай ко Всемилостивому Спасу о душах наших, и добрый рачитель о нас и молитвенник о всех верующих Богу: всем людям с верою притекающим к раке мощей его обильную у Господа Бога испрашивает и милостивно подает благодать.
Молитвами отца нашего Геннадия,
Христе Боже наш,
помилуй нас.
Аминь.
ПОВЕСТЬ ОБ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО ГЕННАДИЯ
КОСТРОМСКОГО И ЛЮБИМОГРАДСКОГО ЧУДОТВОРЦА.
В (7152) 1644 году во дни благочестивейшаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, при святейшем Иосифе патриархе Московском и всея России, в Костромском уезде, Любимской городской осады, во обители Всемилостиваго Спаса Боголепного Преображения преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, по благословению Великого Господина святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея России, старый и ветхий деревянный храм Преображения Господня разобрали и начали строить каменную церковь Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при игумене Филарете. И когда начали рвы копать, обрели гроб преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, не предавшегося тлению. Было это 19 августа в день памяти святого мученика Андрея Стратилата, а по преставлении его минуло 80 лет. И когда открыли гроб, сразу изошло от мощей его святых сильное благоухание, и увидели мощи святого все целы и нерушимы, и не предающиеся тлению, и не только мощи, но и ризы его всецелые и нерушимые. Увидев это все возрадовались и прославили Бога, и взяв гроб с мощами преподобного внесли в церковь святого праведного Алексия человека Божия и поставили на уготованном месте. И стоял гроб преподобного с мощами его на том месте 2 года и 6 месяцев, пока не построили каменную Преображенскую церковь 23 ноября (7155) 1647 года. Было это при державе благочестивейшаго Государя Царя и Великого Князя Алекия Михайловича всея России самодержца, освятили новосозданную Божию церковь по благословению Великого Господина святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея России. Когда освятили церковь взяли гроб с мощами преподобного Геннадия из Алексиевского храма и внесли в новосозданную, и поставили его на уготованном месте напротив правого клироса в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы в стене, и всеми видим и бывают от гроба многие чудеса и исцеления с верою приходящим ко гробу преподобного отца нашего Геннадия чудотворца, и установили сей праздник обретения честных мощей преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского праздновать 19 августа в день памяти святого мученика Андрея Стратилата. Был святой Геннадий власами рус, брадою чермен, роста среднего и преставился ко Господу в вечный покой, Его же с молодости возлюбил.(Яр. Еп. Вед. 1873г. №24 С.195-196).
Сказание игумена Алексия к
пастырю дому боголепного
Преображения и преподобного Аввы Геннадия.
“Яко тако”, пастырю и брате, молитва и моление “досточудных” подвижников идет к пастырю начальнику каждого святого места. В святых местах не всем людям быть чудотворцами: Бог дарует чудотворения тем, которые добродетельное житие проходили. Как дым прогоняет пчел, так и пьянство Святого Духа отгоняет от людей. Преподобный авва Геннадий чужался пьянства. Некоторые наши братья любят пьянство, как и я; иные же игумены малых обителей желают в великие обители на игуменство: как в день ярости Господней не на пользу человеку многое имение, так и нам не на пользу в великих обителях игуменити. Кому дано много, много с него и взыщется. Мне говорил самодержец великороссийский, православный Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич: живи ты, игумен, да имей расход по приходу, если же не по приходу расход, и ты “скатерти урежи”.Хорошо игуменити, чтобы от братии ко игумену великая любовь была, также игумену достоит быть ко братии великою любовью, любить ему, что себе, то и братии, одежду и пищу одинаковую иметь… Вы же, братья моя (Геннадиевой пустыни), если хотите видеть убогую пустынь “доброзачной”, молитесь Всемилостивому Спасу и теплой любовью к чудотворной раке преподобного старца Геннадия приносите должную молитву с прошением строения убогой пустыне: видя Господь Бог моления ваши и прошения, известит православному Царю и детям его; может Царь возставить убогую пустынь великой лаврой, как и города созидает. Я, раб его и детям его служитель, слышал от преподобного многие страдания в Литовской стороне, еще же я очевидец “досточудному житию” преподобного что мало понимал, то и записал. Вы же, братия, старайтесь, наше писания “прелагать на новые скрижали”. Кто начнет писать, и он бы старался “на прямые точки и запятые”, да не изменился бы смысл писания, как и мы душу полагаем за истинные слова и точки. Вы же, братия, раздавайте писания повсюду православным христианам. , более же раздавания старайтесь отвезти в царствующий город Москву на свидетельство православному Царю Великому Князю Феодору Иоанновичу и преосвященному Дионисию митрополиту и всему их Вселенскому Собору Церковному и людям всей вселенной, и приятно ли Царю и святителю Вселенскому их Собору наше писание, достойно ли почитать житие и чудеса преподобного, повелят ли петь канон и стихиры святого, достоин ли делатель пишущий “мзды своея”.
ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Спасо-Геннадиев монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Монастырь находится в 26 верстах от города Любима, устроен на восточном берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы, на ровном месте. Монастырь основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году. До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям. добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера. Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам. Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников, полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом. Так жили “подвижники любви” до 1529 года.
В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой, путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления, Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал своих служителей – просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр. Еп. Вед. 1866 г. № 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой – теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий, ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь во имя преподобного Геннадия. (“Храмы Костромы”? Русский библиографический словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, “бе бо Геннадий не умеяше грамоте”. В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: “приими древних святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных”. (В.О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник М., 1989 репр. С.303.)
В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19 августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. №25 С. 202-203, ч. неоф.). В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и “пересочиненная” архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.
На период 1866 года по данным Ярославских Епархиальных Ведомостей на территории обители следующие здания:
1. По среди монастыря соборный храм Преображения Господня каменный, пятиглавый построенный в 1647 году, вместо второго уже деревянного , сгоревшего в 1639 году. Высота этого храма с главами и крестами 22 м, длина внутри 17 м, ширина 11,5 м, покрыт железом, окрашенным медянкой. Иконостас в нем 4-хярусный с позлащенной резьбой, высота его 6,6 м, ширина 12,5 м. Иконы украшены венцами, а некоторые серебряными чеканными окладами и цельными ризами. Местных икон 6 и все лучшего письма. Храмовый купол поддерживают два 4-хгранных столпа высотой 6,5 м, украшенные до половины иконостасом, в котором иконы по большей части в венцах и окладах серебряных. Купол столпы и стены украшены живописью. Иконостас и живопись поновлены в 1825 году. на правой стороне алтаря, на месте диаконика, установлен придел Благовещения Пресвятой Богородицы, украшенный со всех сторон в виде балдахина на 4-х витых колоннах, резным в просвет вызолоченным иконостасом, в котором иконы с серебряными венцами. В этом приделе в правой капитальной стене пробита в следующий за стеною придел арка, украшенная позлащенною гирляндой. Под этой аркой находится арка преподобного, над тем местом, где обретены мощи, и где теперь почивают под спудом. Половина раки, ко внутренней стороне храма, серебряная, а другая, к наружной, - аппликовая. На раке икона Угодника в рост в в серебряной 84 пробы ризе, которая в 1851 году, усердием Любимских граждан позлащена червонным золотом, а венец украшен стразами и разноцветными камнями. Длина иконы 186,74 см, ширина во главе 71,12 см, в ногах 57,85 см. по преданию, икона эта написана на той самой доске, которою покрыт был могильный гроб преподобного. Арка пробита к клиросу следующего за ней придела в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел этот пристроен к правой стороне соборного храма в 1843 году, в память издавна пристроенного к этому же храму такого же придела еще самим преподобным Геннадием. Придел этот снаружи 13 м высотою, шириною 10 м. Он украшен богатым резным позлащенным иконостасом, в котором иконы нового греческого письма, без венцов и других украшений; стены и накатный потолок покрыты живописью.
2. Ко входу соборного храма, с западной стороны пристроен в 1805 году теплый пятиглавый храм, покрытый железом, окрашенным медянкою. Высота его внутри 4 м, ширина 18,5 м. В нем 2 придела, украшенные столярскими с резьбою и, где нужно, позлащенными одноярусными иконостасами, высотою в 3,7 м и шириною по лицу 5,5 м. Первый придел с правой стороны в честь преподобного Геннадия. В иконостасе иконы частью в венцах серебряных, частью в венцах и ризах аппликовых. Второй придел с левой стороны, в честь преподобного Корнилия Комельского. В иконостасе украшение икон такое же, какое и в первом; иконы современны построению приделов. Середина храмового свода поддерживается двумя 4-хгранными столпами высотою до 3,5 м, со всех сторон обложенными иконостасом, окрашенным и местами позлащенным. Иконы здесь большей частью древнего хорошего письма, некоторые в окладах и венцах серебряных. Стены и свод украшены живописью с приличною уборкою в 1846 году. Полы во всех храмах чугунные.
3. На юго-восток от соборного храма находится отдельно стоящий храм в честь Алексия человека Божия, в связи с монастырской оградой, с восточной ее стороны, каменный, простроенный вместо деревянного в 1751 году, над прежними монастырскими воротами, которые уже давно закладены, а на место их под церковью сделана монастырская хлебная кладовая. В древнем деревянном храме, после открытия мощей преподобного, 2,5 года почивали сии мощи до отстройки соборного храма. Высота нынешнего храма 26,5 м, длина 24,5 м, ширина 12 м. В нем иконостас простой столярный в 4 яруса, покрыт краской и местами позлащен, колонны его окрашены под мрамор. На иконах и стенах нет никаких украшений.
4. Деревянная житница очень маленькая. Она находится почти посреди монастыря; это единственный остаток после зданий сооруженных преподобным Геннадием. Ныне она тщательно хранится под новым деревянным навесом на столбах. Судя по объему и содержанию житницы, не много можно было поместить хлеба и жита.
5. На юго-западной стороне, в 10 м от соборного храма, в 1715 году построена была 2-хярусная каменная колокольня с деревянным над ней шатром. В 1831 году, по сломке шатра, на первые 2 яруса надстроены еще 2, и все четыре украшены, первые 2 колоннами, третий кранштынами, и четвертый пилястрами. Высота колокольни 41,5 м. Колоколов в ней 8; в 1-ом – 112 пудов, 22 фута с подписью, что его лил, в 1787 году в Костроме мастер Чебоксарский купец Алексей Григорьевич Синдонов; во 2-ом 40 пудов, лит в 1776 году с той же надписью; в 3-ем – 22 пуда 35 футов с надписью: 1715 года приложил сей колокол вкладу в обитель Всемилостиваго Спаса и Геннадия Чудотворца дворянин Иван Михайлович Сурмин при игумене Мелетии; в 5-ом – 5 пудов 1 фут с той же подписью; в 6-ом – 3 пуда 28 футов; в 7-ом – 1 пуд 20 футов; в 8-ом – 1 пуд.
6. Настоятельские келии деревянные снаружи и внутри выштукаренные, находятся близ соборного храма, на северо-западной его стороне, построены в 1774 году игуменом Тимофеем, высота их 9,5 м, ширина 21 м, длина 21 м; всех комнат 11, дверей более 30, под келиями подвал.
7. Братские келии помещаются в каменном 2-хэтажном доме, к западу от соборного храма в связи с оградой, окнами в монастырь и на озеро. Высота этого корпуса 9,5 м, ширина11м, длина 32,5 м. Верхний этаж, прорезанный посреди коридором, занят 10 братскими келиями, трапезой и кухней, нижний – двумя погребами и хлебопекарней, колодцем и 2-мя мастерскими. 2/3-ти корпуса – строены в 1796 году при игумене Иннокентии I -м , а кончены при Исаии, последняя треть – при игумене Палладии I -м в 1810 году.
8. К западу от настоятельских келий, за двумя прудами баня и конюшный двор с деревянными сараями, крытые тесом. возле настоятельских келий довольно хороший фруктовый садик. Прочее пространство монастыря занято овощными огородами.
9. Монастырь обнесен каменной оградой с 6-ю башнями, из которых 2-е при концах братского корпуса и 4-е при углах ограды, покрытой тесом; башни также покрыты тесом. Высота ограды 3,6 м, ширина 70 см, окружность 777 м, ограда фигуры неправильной, построена в разные времена, одна часть в 1751 году, а другая в 1810 году. На восточной стороне ограды находятся монастырские ворота, есть выход и на Сурбское озеро.
10. Напротив ворот, за монастырем в 1849-50 годах игуменом Макарием построена новая деревянная гостиница, одноэтажная, на каменном фундаменте, в ней 8-м удобно расположенных комнат.
Священные вещи. Древних сосудов, облачений и прочих Священных вещей в монастыре нет. Замечательны только: а) Напрестольный крест с мощами 11-ти святых, пожертвованный в 1647 году Никитой Васильевичем Кафтыревым и сыном его Димитрием на поминовение родителей; б) Два Евангелия с надписями, первое 1677 года, пожертвовано местным игуменом Тихоном в вечный поминок по себе и родителем, второе 1703 года пожертвовано боярином Иваном Михайловичем Сурминым в поминок по иеродиакону Серафиму. Замечательны еще две иконы преподобного Геннадия; одна, находится на его раке, другая, с чудесами в иконостасе соборного храма на правой стороне. О ней говорят, что она современна обретению мощей преподобного и будто первый снимок с чудотворца “бе власами рус, брадою чермен” говорит рукопись об обретении мощей. Таким преподобный и изображен на иконах. Вторая икона в 1722 году поновлена.
Вклады и пожертвования. Спасо-Геннадиев монастырь, при самом основании своем, снабдеваем был очень большими вкладами и пожертвованиями.
1. Первый благотворитель обители был Царь Иоанн Васильевич Грозный. в 1550 году, еще при жизни преподобного Геннадия, он: а) пожертвовал деревни Павловку (ныне Село), Картополово, Радильцево, Настасьино с починками и ездом по реке Костроме и со всем тем, что к тем деревням исстари принадлежало; б) в 1554 году на каждый год из Костромы прикащикам приказал выдавать в обитель по 60 четвертей ржи и столько же овса в старую Московскую меру; в) в 1574 году Судиловскому городовому прикащику отдал приказ выдавать игумену Алексию 42 четверти ржи и столько же овса “новой меры”. Кроме этого несколькими грамотами оградил безопасность обители от разных судейских притязаний. Все эти грамоты подтвердили: а) Царь Феодор Иоаннович; б) самозванец Отрепьев; в) Царь Василий Иоаннович Шуйский.
2. Царь Михаил Феодорович а) по случаю разорения монастырских вотчин и самого монастыря от поляков и Литвы в 1614 году дал обители льготу на 2 года от всех казенных поборов; б) в следующем 1615 году избавил обитель от оброку с меду, который собирался в бортных окружных лесах; в) в 1623 году дал несудимую грамоту, избавляющую обитель от всех притязаний судей, подьячих и прочих; г) в 1644 году освободил от всяких пошлин перевозку извести из Солигалича для церковного строения.
3. Нет сомнения, что кроме царей были и другие вкладчики и благотворители Святой обители: ибо по последней ревизии до учреждения штатов за монастырем было несколько сел: Павловка, Обнорское, Буяново, Никольское, Сухоруково,и Фоминское с 39-ю деревнями и в них 1376 душ крестьян. Кроме этого монастырь владел двумя мельницами на реках Обноре и Андоме и еще бортным (с пчельниками) лесом Коргановским.
Способы содержания. По учреждении штатов в 1761 году, монастырь имеет следующие способы содержания: а) жалование 457 р. 74 коп. серебром, получаемое от казны; б) оставлено обители 53 десятины 1256 кв. сажень сенокосной земли и одна мельница на Обноре; в) процентами с 5000 р., пожертвованных графиней Анной Алексеевной Орловой; г) процентами с билетов, на сумму 200 р. серебром и д) от Священнослужения, молебнов и крестных ходов.
Крестные ходы и богомолья. Крестных ходов три: 1) вокруг монастыря по три дня в неделю Пасхи; по какому случаю этот крестный ход устроен неизвестно; 2) с иконой преподобного Геннадия по окрестным селениям в разные времена, это действие усердных поселян, которые некогда составляли собственность обители; 3) в город Любим в память избавления от эпидемической болезни холеры, по прошению граждан с 1831 года. Замечателен рассказ местных жителей: в тех деревнях где была икона преподобного Геннадия, болезни не было, но куда ее не принимали, там она жестоко свирепствовала. Тоже говорят и в Любиме. У соседских крестьян издревле существует благочестивый обычай, после открытии из-под снега полей – поднимать икону преподобного Геннадия, с которой и обходили свои нивы. В 9-ю по Пасхе пятницу почти все окрестные поселяне стекаются на богомолье в монастырь в память, как говорят, прибытия в этот день Угодника Геннадия на Сурмское озеро. При монастыре бывает одна ярмарка 17-го марта, в день Алексия Божия человека, в честь которого находится храм в обители. Привоз на эту ярмарку состоит из предметов хозяйственной жизни.
Исторические заметки. 1) Царю Михаилу Феодоровичу, в 1614 году, игумен Гедеон с братией доносил, что их пустыня от польских и литовских людей и от русских воров разорена и что было в том монастыре; строения, ризы, книги, - все поимали без остатка. Вотчина монастырская разорена, крестьяне многие побиты, а иные в полон поиманы. 2) Вовремя войны при царе Алексее Михайловиче, по распоряжению патриарха Никона, на службу царскую ими от обители 7 лошадей и одна с конюхом от Шаренского монастыря. 3) В 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софии Алексеевны прислан на прокормление в монастырь отставной стрелец Федька Васильев, которому велено давать одежду, денег по рублю, по 30 алтын, да хлеб запасов, по четверику толокна, по четверику круп, по получетверику гороха, по 10 гривенок соли, по 3 четверика ржи и овса столько же. 4) В 1700 году по распоряжению Петра Великого на 15 достаточных солдат обитель давала строевого платья и кормовых денег на май месяц по алтыну на день каждому, всего 30 рублей 16 алтын и 4 деньги.
Грамоты и другие акты. Всех грамот, отписных бумаг, судных дел, описей, челобитных и прочих в обители сохранилось до 494№. Все они представлены в 1848 году в Общество истории и древности Российской, там разобраны и в 1851 году возвращены. Эти акты не одинакового достоинства, важнейшие из них жалованные грамоты царей и грамоты патриаршие, некоторые помещены в приложениях и имеют важность как для обители, так и вообще для истории Российской.
Настоятели монастыря. Настоятели монастыря с самого основания его были игумены; по штатам 1764 года они поставлены в 3-м классе на 94–й степени.
Первым игуменом был основатель монастыря преподобный Геннадий; в грамотах Царя Иоанна Васильевича именуется Строителем, но это, конечно, более почетное наименование, как основателя монастыря; за ним следовали:
2. Старец Иосиф – был в 1565 г.;
3. Александр – в царствовании Грозного;
4. Герасим – в царствовании Грозного;
5. Алексий – сей написал житие прп. Геннадия;
6. Иов I – ему дана грамота Царя Грозного в 1551 г. и другая в 1585 г. от Царя Феодора Иоанновича;
7. Никандр I – упоминается в 1593 и 1596 гг., ему дана грамота от Царя Бориса Феодоровича;
8. Вассиан – упоминается в 1600 г.;
9. Кирилл – упоминается в 1606 г., ему дана грамота от самозванца Отрепьева;
10. Гедеон – был в 1614-27 гг., при нем разорена обитель; ему дана грамота от Царя Михаила Феодоровича;
11. Исаакий - упоминается в 1629 и 1630 гг.;
12. Никандр II - упоминается в 11623 г.;
13. Иосиф I - упоминается в 1634 1635 гг.;
14. Филарет I – при нем явились нетленные мощи прп. Геннадия 19 августа 1644г., был до 1647 г.;
15. Феодосий – был в 1647-48 гг.;
16. Полиен - упоминается в 1648-54 гг.;
17. Тихон I - упоминается в 1655-56 гг.;
18. Иов II - упоминается в 1662-72 гг.;
19. Пахомий – в 1668 г. отказался от управления монастырем по болезни;
20. Геннадий II - упоминается в 1680-84 гг.;
21. Игнатий - упоминается в 1682-85 гг., 2 года управлял монастырем при жизни Геннадия II, вероятно по болезни его;
22. Тихон II - упоминается в 1686-87 гг.;
23. Леонтий – был в 1688-93 гг.;
24. Сергий – был в 1694-99 гг.;
25. Корнилий – был в 1704-05 гг.;
26. Мелетий - упоминается в 1713-19 гг.;
27. Стефан – был в 1719-28 гг.;
28. Мисаил Горяинов – был в 1729-33 гг.;
29. Иона – был в 1733-40 гг.;
30. Филарет II – был в 1740-44 гг.;
31. Никодим - упоминается в 1744-47 гг.;
32. Николай – был в 1747-51 гг., при нем строились каменные – церковь Алексия человека Божия и ограда на соборную сумму от доброхотных дателей, не смотря на то, что обитель имела много вотчинных крестьян;
33. Варсонофий I – был в 1751-55 гг.;
34. Поликарп – был в 1755-60 гг.;
35. Варсонофий II - малороссиянин, был в 1760-65 гг.;
36. Иосиф II – был в 1765-72 гг., член Любимского Духовного Правления;
37. Тимофей - был в 1772-96 гг., член Любимского Духовного Правления, он усердно занимался устройством обители;
38. Иннокентий I - был в 1796-1801 гг., член Любимского Духовного Правления;
39. Исаиа - был в 1801-09 гг., старец строгой и благочестивой жизни, при нем отстроили братские келии;
40. Палладий I Львов - был в 1809-12 гг.;
41. Феофилакт - был в 1812-18 гг.;
42. Дорофей - был в 1818-20 гг.;
43. Палладий II - был в 1820-35 гг., член Любимского Духовного Правления в 1830-35 гг., он украсил храмы обители;
44. Киприан - был в 1835 г.;
45. Павел - был в 1835-46 гг., член Любимского Духовного Правления, построил придел прп. Сергия Радонежского, переведен в Пошехонский Адрианов монастырь;
46. Сергий Пятунин - был в 1846-48 гг., переведен в Пошехонский Адрианов монастырь;
47. Макарий Абисов - был в 1848-51 гг., член Любимского Духовного Правления, за монастырем построил гостиницу, произведен в архимандрита в Угличский алексиевский монастырь;
48. Иннокентий II - был в 1851-53 гг., член Любимского Духовного Правления, переведен в Пошехонский Адрианов монастырь;
49. Феодорит - был в 1853 г.;
50. Иннокентий III - был в 1854-56 гг.;
51. Георгий - был в1856-58 гг.;
52. Димитриан – с 1858 г., настоятельствует и до ныне (1866г.)
Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. прор. и Предтечи Иоанна. (Ныне занят частной пилорамой и столярным цехом).
После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Со слов местных очевидцев, когда везли раку преп. Геннадия (серебряная 8 пудов), то лошади встали на дыбы перед слободским мостом. Солдаты отказались провозить повозку, и взялся провезти один местный житель. Когда он начал стегать лошадей, то увидел стоящего на дороге перед ними преп. Геннадия. Этот человек сошел с ума, им овладело буйное беснование, и он умер в цепях.
Также местные слободские старожилы помнят очень старого архимандрита Афанасия, который был укрываем ими и похоронен в монастыре, но место его погребения неизвестно. С их слов, последний инок Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря игумен Сергий несколько раз был в лагерях и тюрьмах общим сроком 40 лет. Последние три года служил в Введенском храме с Павловка. Умер в 50-х годах и похоронен в Любиме. В самом монастыре братское кладбище разорено.
Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.
С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.
В современных местных преданиях рассказывается о трех местах Любимского района, связанных с преподобным Геннадием. Одно из них Соколёна (пос. Соколиный), вблизи города Любима. Это место считается проклятым преподобным Геннадием, за то, что местные жители не дали основать ему на нем обитель и погнали преподобного.
В другом предании говорится, что однажды преподобный Геннадий попросил перевезти его через реку, а так как ему нечем было заплатить, местные Любимские жители сняли с него за это рукавицы. За такое жестокосердие преподобный Геннадий сказал так: “И не быть тебе Любиму и ни сытому и ни голодному”. Город Любим с тех пор так и остался маленьким, не развивающимся городком.
Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных селах этот источник называют - “Геннадиев”. Считается, что он ископан преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и не замерзает даже при сорокоградусных морозах.
Также в обители имеется надгробный камень, которому с давних пор поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.
В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647г., церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится вышеупомянутый целебный камень.
КРАТКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО
ГЕННАДИЕГО МОНАСТЫРЯ.
23 января (5 февраля) - прп. Геннадия Костромского и Любимоградского
- Собор Костромских святых
17 (30) марта - прп. Алексия человека Божия
25 марта (7 апреля) - БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
19 мая (1 июня) - прп. Корнилия Комельского
23 мая (5 июня) - прп. Геннадия Костромского и Любимоградского
- Собор Ростово-Ярославских святых
5 (18) июля - обретение честных мощей прп. Сергия Радонежского
6 (19) августа - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
19 августа (1 сентября) - прп. Геннадия Костромского и Любимоградского
25 сентября (8 октября) - прп. Сергия Радонежского
9-ый Пяток по Пасхе - прп. Геннадия Костромского и Любимоградского
Прислал Убогий Роман. ur71@list.ru
Ростов-Великий.
27.05.03