Христианство говорит, что Бог не
властен над волей человека. "Если бы не
так, то и спасение и гибель человека были
бы обусловлены Богом" Говорят очень
часто: "На всё воля Бога"
Получается что так говорить нельзя?
О Т В Е Т:
Я могу ошибаться, но одно другому не
противоречит, только не нужно обобщать.
Когда мы употребляем слова "на все воля
Бога"? Когда происходит какое-то событие,
которого мы не можем изменить, исправить.
Потому, это выражение нельзя рассматривать
как лишающее свободы выбора и
предопределяющее судьбу человека.
Виктор
5.09.03
О Т В Е Т:
С моей точки зрения, эти слова
- выражение христианского смирения, ведь
полностью это выражение звучит так: "Да
будет на все воля Божия". Человеку
дарована свобода воли. Но идеал
православного христианина - жить так,
чтобы наша воля совпала с волей Бога.
Пример нам дал Сам Господь ("Отче Мой!
если возможно, да минует Меня чаша сия;
впрочем не как Я хочу, но как Ты" - Мф.26,39)
и Пресвятая Богородица ("Се, раба
Господня; да будет Мне по слову твоему" -
Лк.1,38).
То, что происходит с нами и с
другими людьми - результат действия нашей
воли, воль других людей и Промысла Божия.
Мы не способны предопределить нашу судьбу;
и мы не вправе укорять Бога за то, что
происходит. Мы не знаем Его воли, не знаем
совокупности всех обстоятельств, не знаем,
что было бы, если бы этого не случилось.
Поэтому мы должны смиренно принимать все,
что Он посылает нам, и искать смысл, благой
Промысел Бога о нас во всем, что с нами
случается. Вот слова св. Василия Великого:
"Не без Промысла оставлены дела наши,
как знаем из Евангелия, что и воробей не
падает без воли Отца нашего (Мф.10,29). А
потому, если что случилось с нами,
случилось по воле Сотворившего нас. А
воли Божией кто противиться может? (Рим.9,19)"
"Все управляется благостию Владыки. Что
ни случается с нами, мы не должны принимать
сего за огорчительное, хотя бы в настоящем
и чувствительно оно трогало нашу немощь.
Хотя не знаем законов, по которым все, что
ни бывает с нами, посылается нам от Владыки
во благо; однакоже должны мы быть уверены в
том, что случившееся с нами, без сомнения,
полезно." (Цитирую по "Православно-догматическому
Богословию" митр. Макария; в этой
замечательной книге можно много найти по
данному вопросу.)
Таким образом, течение событий, как и все
бытие этого мира, находится в воле Бога. И в
этом смысле выражение "На все воля Бога"
оправдано. Как это согласуется со свободой
человеческого выбора? Вот как я это себе
представляю: от каждого момента
человеческой жизни дальнейшие события
могут развиваться по-разному, в
зависимости от нашего выбора и от внешних
обстоятельств. Перед нами как бы множество
тропинок, и от нас с вами зависит, какую
тропинку выбрать. Всеведущему Богу,
находящемуся вне времени, известны все эти
тропинки; более того, Он Сам их и создал (как
и нас с вами); и Он Сам их нам предлагает. В
Его власти направить нас по определенному
пути. Но по своей неизреченной любви Он
ограничивает свое всемогущество и дает
нам самим право выбрать тот или иной путь.
Потому что Богу не нужны заводные куклы,
слепо выполняющие Его волю. Он хочет, чтобы
мы сами свободно выбрали ту тропинку,
которая ведет к Нему.
Что же касается спасения или
гибели (души) человека, то и они зависят не
только от воли грешного человека (все мы
грешны), но и от воли Божией: "...ученики
Его весьма изумились и сказали: так кто же
может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им:
человекам это невозможно, Богу же все
возможно" - Мф.19,25-26. Наше спасение -
совместное дело воли Божией и нашего
свободного выбора. Сколько бы мы не
сделали добрых дел, мы все равно
бесконечно задолжали Богу своими грехами.
И мы должны стремиться жить по заповедям
Его, приносить Ему покаяние, стремиться во
всем согласовать свою волю с Его волей и
надеяться на Его бесконечную благость и
человеколюбие: "Ибо Я пришел призвать не
праведников, но грешников к покаянию" -
Мф.9,13.