Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Сразу оговорюсь, что мой вопрос требует ответа совершенно конкретного. Я надеюсь на то, что откликнутся священнослужители и миряне, хорошо разбирающиеся в церковных канонах и правилах.
     Среди православных, причем церковных людей, бытует мнение, что воздержание от супружеских отношений обязательно в течение всех четырех многодневных постов, а также в среду и пятницу (и накануне) и в воскресные и праздничные дни (и накануне).
     Относительно Великого поста необходимость супружеского воздержания никаких сомнений не вызывает: об этом прямо говорится в писанный печатных церковных уставах. Остальные многодневные посты, судя по всему, стали закрытыми для супружеского общения достаточно недавно (лет 300 или немногим более), и сделано это было как бы по образцу Великого Поста. Что ж, своя логика здесь есть, и оспаривать это вряд ли кто-нибудь станет.
     Что же до воскресных дней, а также сред и пятниц вне постов, то в "Книге правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец" (я пользуюсь репринтным воспроизведением издания 1893 г., выпущенным Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой в 1992 г.) - главном своде канонов Православной Церкви - сказано буквально следующее (см. в конце Алфавит->Брак, брачный союз->3. Обязанности вступивших в брак, стр. 5 Приложения):   "Вступившие в брак должны воздерживаться друг от друга, по согласию, для упражнения в молитве, особенно в день субботный и воскресный. Дионис. Алекс. 3. Тимоф. 13."
     Смотрим по ссылкам в разделе "Правила святых отец". 1) На стр. 273 Правило 3 из Послания канонического иже во святых отца нашего Дионисия Арихиепископа Александрийского: "Вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями. Ибо слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти(1 Кор. гл. 7, ст. 5)".
     Как видим, конкретные дни воздержания не названы.
     Далее, 2) в "Канонических ответах святейшего Тимофея епископа Александрийского" на стр. 379 читаем:
   "Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдати воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни имети им право на оное?
    Ответ. Прежде рек я, и теперь сказую, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, точию по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. гл. 7, ст. 5). Впрочем, необходимо должно воздерживатися в день субботный и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу".
     Как видим, необходимость воздержания в воскресные (и, понятно, в не меньшие по духовному значению праздничные) дни сформулирована совершенно конкретно. Более того, днем необходимого воздержания названа также суббота - что также вполне понятно: это день особенный
(неправда, что суббота в христианской Церкви отменена! В этот день, как и в воскресный, отменяются, например, земные поклоны; послабляется пост; священник ОБЯЗАН служить литургию в субботние и воскресные дни).
      ВОПРОС: КАКИМ ОБРАЗОМ И КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ПРАКТИКА ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ СУПРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СРЕДЫ И ПЯТНИЦЫ? Подтверждается ли она, кроме параллели с употреблением скоромной пищи, какими-либо церковными ДОКУМЕНТАМИ и ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ?
      Я спрашивал об этом некоторых священников, но конкретного никто ничего мне не сказал. Отменять это неписанное правило среды-пятницы для супругов, однако же, тоже никто своею волею не решается, и я без благословения на это не дерзну. ПОЭТОМУ ХОТЕЛОСЬ БЫ ИМЕТЬ КОНКРЕТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
      Возможно, кому-то весь этот разговор покажется мелким и ненужным, а кто-то меня упрекнет в лицемерии и фарисействе... Попробую объясниться. Плотские радости (например, супружество и употребление пищи) попускаемы людям для их УТЕШЕНИЯ в этой нелегкой жизни. Необходимые ограничения в этом, установленные Церковью, никто не смеет оспаривать. Неоправданные же дополнительные строгости являются, как мне кажется, не чем иным, как ВОЗЛОЖЕНИЕМ БРЕМЕНИ НЕУДОБОНОСИМОГО на людские плечи. Конечно, проще всего сказать: "Тебе что, остальных дней недели мало?" Но на самом деле людям, которым не по 20-25, а, скажем, по 40-45 лет, остальных дней действительно может быть мало: они могут уставать на работе, быть нездоровыми; или, например, жить в тесной квартире с немалым числом собственных детей, присутствие которых в дозволенные для супружеского общения дни регулировать не всегда возможно... И т. д., и т. п. В результате случается, что времени для супружеского общение между постами не находится вовсе!
Р. б. Александр.

О Т В Е Т: 

Насчет утешения - это неправильное мнение, что плотские "радости" это есть истинное и несомненное утешение для всякого настоящего православного христианина, даже звучит смешно, это Вы загнули, вероятно Вы подразумевали плотские немощи а не радости. Мало того, если Вы будете настаивать на "радостях", Вас могут отлучить от Церкви или Вы сами себя своими грехами от Нее отлучите, о чем Вы вероятно потом сможете убедиться на том свете. Вам еще скажут - "старый дурак, нет чтобы каяться в грехах и страстях и отмаливать грехи, он плотскими радостями тешился, ему же, по его мнению, Господь невыносимые условия для жизни предоставил". Я так не скажу, а том свете скажут. Там Вам что угодно скажут, а вот Вы не сможете сказать, дай мол Ангел отчет за свои слово, и кто тут тебе такую власть дал меня осуждать, и вообще покажи мне Бога, тебе я не верю, что это грех, представь мне доказательства и свои полномочия. Я это не в шутку говорю, Вам надо почитать духовную литературу о загробном опыте свт. Игнатия Брянчанинова и иеромонаха Серафима Роуза.
 Суббота - это день поминовения усопших родственников в православной Церкви нашей, если я не ошибаюсь, так что никто с Вами не спорит, что суббота - день особенный. Я очень рад что день поминовения усопших особенно выделен православной Церковью, без преувеличения, прямо какая то радость для души, что твои усопшие родственники и прочие достойные православные христиане не тебе только одному и нужны.
 Кстати, насчет бремени неудобоносимого я с вами тоже согласен, но для этого дано людям таинство покаяния и вера в то что Бог терпит наши немощи в разумной степени и все простит, в чем мы покаялись, но одно дело, простите за фигуральное выражение, свинью в свинарнике терпеть, а другое дело, ха-ха, ее на трон сажать, кланяться да смиряться перед ней. У меня знакомые менты есть. Они мне рассказывали, что с преступниками они поддерживают отношения. Но чтоб перед этой сволочью кланяться, беспокоиться о ней, суетиться перед ней? Я, простите пересказываю их не очень дипломатичные выражения. Это очень опасная сволочь, но даже такие мирские люди считают, что преступников и преступления надо терпеть, в свинарнике терпеть, и только по тому, что с этим злом ничего окончательного в этой жизни не сделаешь, и всю жизнь бороться с ними, а если и улыбаться им, то только как Штирлиц Борману, простите опять за фигуральное выражение. И никак не ставить их в официальный ранг и не заботиться сверх меры даже о "хороших" преступниках. А если вы хотите знать, гортанобесие (получение плотского удовольствия от вкусной еды) - грех, излишнее втягивание в плотские отношения с женой - грех, аналогично гортанобесию.
 Если Вы хотите знать, то ваши рассуждения - чисто мусульманского характера. Им тоже их бог за их хорошую и примерную жизнь здесь обещает что-то вроде объедаловки там и красивых гурий (что-то вроде особо отборных валютных проституток). И здесь тоже плотские послабления дает, ведь у них благодати Святаго Духа нет, чем еще людей приманить.
 У Николая Гоголя есть упоминание о супружеской жизни не только, как о скоромном (разговор запорожцев с царицей Екатериной) в рассказе "Ночь перед Рождеством", но так же Фома Брут (в рассказе "Вий") заявил что не желает оскоромиться (когда старуха к нему приставала) в явно, по моему мнению, Успенский пост, т.к. дело было летом, после окончания учебного года, и явно незадолго до начала следующего учебного года. Старуха, конечно, была ему не жена, и дело было лет 200-400 назад, но это уже кое-что, если Вы "правды жаждете". Не забудьте, что Соломон имел много жен (кстати он тоже плохо кончил), а Спаситель спустя некоторое время это дело запретил, так что Вам все равно придется докапываться до духа, а не до буквы закона. Даже если что-то раньше было можно, сейчас может быть нельзя. Например в первые века, я читал, крестились не 3 пальцами, а чем и как только не крестились - и большим пальцем и пятерней и еще как-то, я забыл. И вообще много таких примеров, помоги Господи.

К.С.Д.
11.09.03

ОТ  АВТОРА ВОПРОСА:

Уважаемый К. С. Д.!
В общем и целом я не стану спорить почти ни с одним Вашим утверждением. Разве что по частностям... Но Вы на мой вопрос-то не ответили!!! Мой вопрос начинался так:
Сразу оговорюсь, что мой вопрос требует ответа совершенно конкретного.
Я надеюсь на то, что откликнутся священнослужители и миряне, хорошо разбирающиеся в церковных канонах и правилах...

Вы вместо конкретного ответа по Уставу и Правилам церковным написали целый трактат из раздела нравственного Богословия... Но я не о том спрашивал. То, за что Вы меня (возможно, справедливо) упрекаете, я предпочитаю решать со своим духовником, - Интернет не для этого. А вот технические вопросы (каковым, в общем-то, мой и является) через Интернет уточнить очень даже возможно. Правда, не всегда получается...
Согласен с Вами, что выражение ПЛОТСКИЕ РАДОСТИ - не самое удачное. Конечно же, если Бог их терпит и попускает, то только из снисхождения к нашим немощам. А то, что Он их попускает - о том смотрите все те же Правила Церковные, а также молитвы из Последования обручения и Последования брака. А потом, я ведь нигде не утверждал, что эти самые радости составляют ОСНОВУ жизни, тем более для православного, что они - ВЫШЕ молитвы, поста и т. д.

    Простите! С любовью о Христе, р. Б. Александр.
15.09.03

О Т В Е Т: 

    Уважаемый Александр!  Насколько верна постановка вашего вопроса?  Вы ищете правила и инструкции касательно аспектов супружеской жизни в каноническом праве и постановлениях соборов. Правильно ли это? Церковь никогда не регламентировала до мельчайших деталей жизнь человека, тем более семейные отношения. Брак есть таинство и юридический подход здесь неуместен. Несомненно, мы верим, что Дух Святой наполняет нашу Церковь и стоит ли искать истоки церковных традиций так тщательно. Все ненужное и неважное не будет сохраняться в веках. И если установлены были посты и постные дни, то мы
всячески стремимся их исполнять. Плотские отношения в браке освящаются в таинстве Венчания, где мы молимся "о ложе нескверном" . Гнушение плотскими отношениями в браке подпадают под правила Гангрского собора. Пост -есть воздержание, перемещение нашего взора особо на душу, и если еда отяжеляет нашу духовную жизнь, то супружеские отношения расслабляют нашу напряженную 
работу над собой во время поста. Как важно терпение в жизни христианина, а воздержание в дни поста помогает нам стяжать эту добродетель.
       Вы указываете на возможность разных обстоятельств в реальной жизни, которые препятствуют иной раз общей церковной практике чередования постов и скоромных дней. Как священник я сталкивался с необычными обстоятельствами, такими как полугодовое отсутствие мужа-моряка дома и его 
возвращение в пост из плавания и пр. В связи с этим хочется напомнить, что в  Православии всегда была важна роль духовника-наставника и советчика. Нельзя ни в какой многотомной энциклопедии изложить всю православную веру и жизнь православного христианина. все мы разные, и путь ко Христу у нас у каждого свой. И как важна роль духовника, его совет конкретно нам и конкретно приложимо к нашей жизни. Обращение с молитвой к духовнику смиряет наше высокоумие и желание самому до всего дойти. Мы молимся, чтобы Господь вразумил духовника и обращаемся с вопросом, а далее положитесь на Господа.  В иных ситуациях возможно особое положение и духовник берет на себя ответственность, принимая решение.  Те, кто не имеют священного сана и не исповедовали часто не представляют, как все не просто, а порой и затруднительно бывает. Так легко категорически заявить и обвинить в плотоугодии и прочих страстях, и так сложно сопереживать и с молитвой вести  человека ко Христу.  Очень желаю вам обрести(если еще не имеете) духовника; и вместе с ним разрешить затруднительные для вас вопросы. Не узкий специалист по церковному праву вам нужен, а духовный наставник. 

Храни вас Бог!

Священник Александр М., г.К.
17.09.03

ОТ  АВТОРА ВОПРОСА:

       Спаси Господи, отец Александр!
    Со всем, о чем Вы написали в Вашем письме, я согласен целиком и полностью! И, конечно же, конкретные вопросы, касающиеся супружества, я решаю со своим духовным отцом. Здесь же, в Интернете, я действительно ищу исходящего от компетентных людей УТОЧНЕНИЯ "правил и инструкций касательно аспектов супружеской жизни". Правила и  инструкции эти УЖЕ СОДЕРЖАТСЯ "в каноническом праве и постановлениях  соборов" (см. приведенные мною цитаты). Я являюсь, правда, не  СВЯЩЕННО-, но ЦЕРКОВНОслужителем - псаломщиком, и, следовательно, с  Божьей помощью смиренно претендую на некоторое понимание значения  церковных канонов и правил. А искать уточнений меня подвигли  конкретные видимые ПРОТИВОРЕЧИЯ между процитированными мною писанными  правилами и практикой. Повторю, что я не ищу формальных инструкций для  буквального, бездумного и бездуховного, следования им. Но, как и,  скажем, при подготовке к богослужению, мне хочется ПОНЯТЬ, почему  именно так, а не иначе, сочетаются службы разным святым плюс  воскресный Октоих плюс Триодь; как правильно и наиболее полно  использовать имеющиеся стихиры, когда (как, к сожалению, на  большинстве приходов) лития не служится? Ведь есть в Триоди в Неделю  жен-мироносиц указание: "да ни един от стихов" (стихир) не останется  неиспользованным (дословно не помню, но за смысл ручаюсь).
     Вы пишете: "Пост - есть воздержание, перемещение нашего взора  особо на душу, и если еда отяжеляет нашу духовную жизнь, то  супружеские отношения расслабляют нашу напряженную работу над собой во  время поста. Как важно терпение в жизни христианина, а воздержание в  дни поста помогает нам стяжать эту добродетель". Конечно же, Вы  совершенно правы. О воздержании во время ПОСТОВ вопросов не возникает.  А вот насчет постных дней - сред и пятниц - есть: в практике считается  необходимым воздерживаться НАКАНУНЕ этих дней, вечером же в среды или  пятницы - уже нет... Выходит, что пост в смысле пищи и пост в смысле  супружества во времени не совпадают? А раз так, то, МОЖЕТ БЫТЬ (ни в  коем случае не утверждаю - наоборот,  сомневаюсь и спрашиваю), пост в  пище - для сред и пятниц, а пост в супружестве - для суббот и  воскресений, как это и рекомендовал епископ Тимофей Александрийский?     Еще и еще раз оговорюсь: 1) меня интересует КОНКРЕТНЫЙ ответ по  правилам Церкви; 2) я не считаю ПРАВИЛА заменой ДУХОВНОМУ совету  священника: правила - лишь схема, по которой человек действует,  руководствуясь, конечно же, прежде всего своей верой, совестью,  страхом Божиим, помощью Божией, подаваемой через духовного отца.
      Возможно, такой вопрос (точнее, в такой постановке) следовало бы  задать на каком-либо УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ форуме, дабы не искушать  никого... Не исключено. Но я такого форума, к сожалению, не знаю. А  потому дерзнул (помимо обсуждений этого вопроса со знакомыми  священнослужителями) спросить здесь. 

    Еще раз спаси Господи за Ваш ответ. Прошу Ваших молитв. С благодарностью, р. Б. Александр.
18.09.03

SpyLOG