ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
В О П Р О С:
Сразу оговорюсь, что мой вопрос требует ответа совершенно конкретного. Я надеюсь на то, что откликнутся священнослужители и миряне, хорошо разбирающиеся в церковных канонах и правилах.О Т В Е Т:
Насчет утешения - это неправильное мнение,
что плотские "радости" это есть
истинное и несомненное утешение для
всякого настоящего православного
христианина, даже звучит смешно, это Вы
загнули, вероятно Вы подразумевали
плотские немощи а не радости. Мало того,
если Вы будете настаивать на "радостях",
Вас могут отлучить от Церкви или Вы сами
себя своими грехами от Нее отлучите, о чем
Вы вероятно потом сможете убедиться на том
свете. Вам еще скажут - "старый дурак, нет
чтобы каяться в грехах и страстях и
отмаливать грехи, он плотскими радостями
тешился, ему же, по его мнению, Господь
невыносимые условия для жизни предоставил".
Я так не скажу, а том свете скажут. Там Вам
что угодно скажут, а вот Вы не сможете
сказать, дай мол Ангел отчет за свои слово, и
кто тут тебе такую власть дал меня осуждать,
и вообще покажи мне Бога, тебе я не верю, что
это грех, представь мне доказательства и
свои полномочия. Я это не в шутку говорю, Вам
надо почитать духовную литературу о
загробном опыте свт. Игнатия Брянчанинова и
иеромонаха Серафима Роуза.
Суббота - это день поминовения усопших
родственников в православной Церкви нашей,
если я не ошибаюсь, так что никто с Вами не
спорит, что суббота - день особенный. Я очень
рад что день поминовения усопших особенно
выделен православной Церковью, без
преувеличения, прямо какая то радость для
души, что твои усопшие родственники и
прочие достойные православные христиане не
тебе только одному и нужны.
Кстати, насчет бремени неудобоносимого
я с вами тоже согласен, но для этого дано
людям таинство покаяния и вера в то что Бог
терпит наши немощи в разумной степени и все
простит, в чем мы покаялись, но одно дело,
простите за фигуральное выражение, свинью в
свинарнике терпеть, а другое дело, ха-ха, ее
на трон сажать, кланяться да смиряться
перед ней. У меня знакомые менты есть. Они
мне рассказывали, что с преступниками они
поддерживают отношения. Но чтоб перед этой
сволочью кланяться, беспокоиться о ней,
суетиться перед ней? Я, простите
пересказываю их не очень дипломатичные
выражения. Это очень опасная сволочь, но
даже такие мирские люди считают, что
преступников и преступления надо терпеть, в
свинарнике терпеть, и только по тому, что с
этим злом ничего окончательного в этой
жизни не сделаешь, и всю жизнь бороться с
ними, а если и улыбаться им, то только как
Штирлиц Борману, простите опять за
фигуральное выражение. И никак не ставить
их в официальный ранг и не заботиться сверх
меры даже о "хороших" преступниках. А
если вы хотите знать, гортанобесие (получение
плотского удовольствия от вкусной еды) -
грех, излишнее втягивание в плотские
отношения с женой - грех, аналогично
гортанобесию.
Если Вы хотите знать, то ваши
рассуждения - чисто мусульманского
характера. Им тоже их бог за их хорошую и
примерную жизнь здесь обещает что-то вроде
объедаловки там и красивых гурий (что-то
вроде особо отборных валютных проституток).
И здесь тоже плотские послабления дает,
ведь у них благодати Святаго Духа нет, чем
еще людей приманить.
У Николая Гоголя есть упоминание о
супружеской жизни не только, как о
скоромном (разговор запорожцев с царицей
Екатериной) в рассказе "Ночь перед
Рождеством", но так же Фома Брут (в
рассказе "Вий") заявил что не желает
оскоромиться (когда старуха к нему
приставала) в явно, по моему мнению,
Успенский пост, т.к. дело было летом, после
окончания учебного года, и явно незадолго
до начала следующего учебного года. Старуха,
конечно, была ему не жена, и дело было лет
200-400 назад, но это уже кое-что, если Вы "правды
жаждете". Не забудьте, что Соломон имел
много жен (кстати он тоже плохо кончил), а
Спаситель спустя некоторое время это дело
запретил, так что Вам все равно придется
докапываться до духа, а не до буквы закона.
Даже если что-то раньше было можно, сейчас
может быть нельзя. Например в первые века, я
читал, крестились не 3 пальцами, а чем и как
только не крестились - и большим пальцем и
пятерней и еще как-то, я забыл. И вообще
много таких примеров, помоги Господи.
К.С.Д.
11.09.03
ОТ АВТОРА ВОПРОСА:
Уважаемый К. С. Д.!
В общем и целом я не стану спорить почти ни с
одним Вашим утверждением. Разве что по
частностям... Но Вы на мой вопрос-то не
ответили!!! Мой вопрос начинался так:
Сразу оговорюсь, что мой вопрос требует
ответа совершенно конкретного.
Я надеюсь на то, что откликнутся
священнослужители и миряне, хорошо
разбирающиеся в церковных канонах и
правилах...
Вы вместо конкретного ответа по Уставу и
Правилам церковным написали целый трактат
из раздела нравственного Богословия... Но я
не о том спрашивал. То, за что Вы меня (возможно,
справедливо) упрекаете, я предпочитаю
решать со своим духовником, - Интернет не
для этого. А вот технические вопросы (каковым,
в общем-то, мой и является) через Интернет
уточнить очень даже возможно. Правда, не
всегда получается...
Согласен с Вами, что выражение ПЛОТСКИЕ
РАДОСТИ - не самое удачное. Конечно же, если
Бог их терпит и попускает, то только из
снисхождения к нашим немощам. А то, что Он их
попускает - о том смотрите все те же Правила
Церковные, а также молитвы из Последования
обручения и Последования брака. А потом, я
ведь нигде не утверждал, что эти самые
радости составляют ОСНОВУ жизни, тем более
для православного, что они - ВЫШЕ молитвы,
поста и т. д.
Простите! С любовью о
Христе, р. Б. Александр.
15.09.03
О Т В Е Т:
Уважаемый Александр!
Насколько верна постановка вашего вопроса?
Вы ищете правила и инструкции касательно
аспектов супружеской жизни в каноническом
праве и постановлениях соборов. Правильно
ли это? Церковь никогда не регламентировала
до мельчайших деталей жизнь человека, тем
более семейные отношения. Брак есть
таинство и юридический подход здесь
неуместен. Несомненно, мы верим, что Дух
Святой наполняет нашу Церковь и стоит ли
искать истоки церковных традиций так
тщательно. Все ненужное и неважное не будет
сохраняться в веках. И если установлены
были посты и постные дни, то мы
всячески стремимся их исполнять. Плотские
отношения в браке освящаются в таинстве
Венчания, где мы молимся "о ложе
нескверном" . Гнушение плотскими
отношениями в браке подпадают под правила
Гангрского собора. Пост -есть воздержание,
перемещение нашего взора особо на душу, и
если еда отяжеляет нашу духовную жизнь, то
супружеские отношения расслабляют нашу
напряженную
работу над собой во время поста. Как важно
терпение в жизни христианина, а воздержание
в дни поста помогает нам стяжать эту
добродетель.
Вы указываете на
возможность разных обстоятельств в
реальной жизни, которые препятствуют иной
раз общей церковной практике чередования
постов и скоромных дней. Как священник я
сталкивался с необычными обстоятельствами,
такими как полугодовое отсутствие мужа-моряка
дома и его
возвращение в пост из плавания и пр. В связи
с этим хочется напомнить, что в
Православии всегда была важна роль
духовника-наставника и советчика. Нельзя ни
в какой многотомной энциклопедии изложить
всю православную веру и жизнь
православного христианина. все мы разные, и
путь ко Христу у нас у каждого свой. И как
важна роль духовника, его совет конкретно
нам и конкретно приложимо к нашей жизни.
Обращение с молитвой к духовнику смиряет
наше высокоумие и желание самому до всего
дойти. Мы молимся, чтобы Господь вразумил
духовника и обращаемся с вопросом, а далее
положитесь на Господа. В иных ситуациях
возможно особое положение и духовник берет
на себя ответственность, принимая решение.
Те, кто не имеют священного сана и не
исповедовали часто не представляют, как все
не просто, а порой и затруднительно бывает.
Так легко категорически заявить и обвинить
в плотоугодии и прочих страстях, и так
сложно сопереживать и с молитвой вести
человека ко Христу. Очень желаю вам
обрести(если еще не имеете) духовника; и
вместе с ним разрешить затруднительные для
вас вопросы. Не узкий специалист по
церковному праву вам нужен, а духовный
наставник.
Храни вас Бог!
Священник Александр М., г.К.
17.09.03
ОТ АВТОРА ВОПРОСА:
Спаси Господи, отец
Александр!
Со всем, о чем Вы написали в Вашем
письме, я согласен целиком и полностью! И,
конечно же, конкретные вопросы, касающиеся
супружества, я решаю со своим духовным
отцом. Здесь же, в Интернете, я
действительно ищу исходящего от
компетентных людей УТОЧНЕНИЯ "правил и
инструкций касательно аспектов
супружеской жизни". Правила и
инструкции эти УЖЕ СОДЕРЖАТСЯ "в
каноническом праве и постановлениях
соборов" (см. приведенные мною цитаты). Я
являюсь, правда, не
СВЯЩЕННО-, но ЦЕРКОВНОслужителем -
псаломщиком, и, следовательно, с
Божьей помощью смиренно претендую на
некоторое понимание значения
церковных канонов и правил. А искать
уточнений меня подвигли
конкретные видимые ПРОТИВОРЕЧИЯ между
процитированными мною писанными
правилами и практикой. Повторю, что я не ищу
формальных инструкций для
буквального, бездумного и бездуховного,
следования им. Но, как и,
скажем, при подготовке к богослужению, мне
хочется ПОНЯТЬ, почему
именно так, а не иначе, сочетаются службы
разным святым плюс
воскресный Октоих плюс Триодь; как
правильно и наиболее полно
использовать имеющиеся стихиры, когда (как,
к сожалению, на
большинстве приходов) лития не служится?
Ведь есть в Триоди в Неделю
жен-мироносиц указание: "да ни един от
стихов" (стихир) не останется
неиспользованным (дословно не помню, но за
смысл ручаюсь).
Вы пишете: "Пост - есть
воздержание, перемещение нашего взора
особо на душу, и если еда отяжеляет нашу
духовную жизнь, то
супружеские отношения расслабляют нашу
напряженную работу над собой во
время поста. Как важно терпение в жизни
христианина, а воздержание в
дни поста помогает нам стяжать эту
добродетель". Конечно же, Вы
совершенно правы. О воздержании во время
ПОСТОВ вопросов не возникает.
А вот насчет постных дней - сред и пятниц -
есть: в практике считается
необходимым воздерживаться НАКАНУНЕ этих
дней, вечером же в среды или
пятницы - уже нет... Выходит, что пост в
смысле пищи и пост в смысле
супружества во времени не совпадают? А раз
так, то, МОЖЕТ БЫТЬ (ни в
коем случае не утверждаю - наоборот,
сомневаюсь и спрашиваю), пост в
пище - для сред и пятниц, а пост в
супружестве - для суббот и
воскресений, как это и рекомендовал епископ
Тимофей Александрийский?
Еще и еще раз оговорюсь: 1) меня
интересует КОНКРЕТНЫЙ ответ по
правилам Церкви; 2) я не считаю ПРАВИЛА
заменой ДУХОВНОМУ совету
священника: правила - лишь схема, по которой
человек действует,
руководствуясь, конечно же, прежде всего
своей верой, совестью,
страхом Божиим, помощью Божией, подаваемой
через духовного отца.
Возможно, такой вопрос (точнее, в
такой постановке) следовало бы
задать на каком-либо УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
форуме, дабы не искушать
никого... Не исключено. Но я такого форума, к
сожалению, не знаю. А
потому дерзнул (помимо обсуждений этого
вопроса со знакомыми
священнослужителями) спросить здесь.
Еще раз спаси Господи за Ваш
ответ. Прошу Ваших молитв. С благодарностью,
р. Б. Александр.
18.09.03