Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

В О П Р О С:

Божией милостью с Божией помощью мне удается последнее время (уже больше недели) удерживаться от блудных желаний и помыслов. Но вот буквально сегодня приснился блудный сон.
Известно, что Православная церковь  предписывает очень осторожно относиться к сновидениям и не обращать на них внимания
Но если-таки, если сон отражает в какой-то мере повседневные помыслы, желания и страсти человеческие, то получается, что это все-таки грех, который глубоко сидит и проявляется в такой форме. Следовательно, о нем нужно обязательно рассказать во время исповеди именно как о блудном помысле
Или я не прав?
Разъясните пожалуйста 

О Т В Е Т: 

Исповедуйте  и не думайте об этом. Много-врагов спасения  как раз и хотят занять Ваши мысли этим подольше.

 Православная христианка.
 Ангела-Хранителя!
5.10.03

О Т В Е Т: 

Наши  сны имеют порой «правдивое» значение по отношению к нам. Если в повседневной жизни мы не совершаем каких-либо отрицательных поступков (которые ранее совершали), а нам снится, что мы их совершаем, то это означает только то, что мы еще не изжили эти низкие качества. Поэтому, эти сны предостерегают нас, и заставляют проявить  бдительность  и усилить настойчивость в борьбе с нашей низменной природой.

С ув. Дмитрий.
7.10.03

О Т В Е Т: 

Практически во всех книгах, (прочитанных мною) "в помощь кающимся", "как готовиться к исповеди"( и т.д., их много подобных) грех блуда включает в себя и блудные сновидения. 
Во всяком случае, Вам ведь ничего не мешает упомянуть об этом на исповеди (я так понимаю, что Вы к этому готовитесь), и спросить батюшку, является ли это грехом. 
Храни Господь!

Кирилл
8.10.03

 О Т В Е Т: 

Исчерпывающего разъяснения в Вашей ситуации, наверное, не сумеет дать никто. Однако, попробую поделиться тем, что в свое время выяснил в похожей ситуации сам для себя.
Серьезные исследователи (и  ученые, и религиозные подвижники) единодушны в том, что сами по себе сновидения, это на языке психологов чаще всего "компенсация". То есть, своеобразное проигрывание сознанием того, что тщательно утрамбовывается в подсознании, загоняется под гнет запрета. У подвижников это выражается в том, что в процессе подвига наступает такой момент, когда появляются навязчивые мысли и сновидения, которых никогда до тех пор не случалось. Они ужасают своим смыслом, степенью "грязи", греховности. Это относится не только к блуду, но и к другим психическим перверсиям - жестокости, беспричинной злобы и проч. Иными словами, в сознание врывается то, с чем ты борешься. И чем борешься тверже, тем неуместней и ужасней возникающий соблазн.
Когда Церковь учит "не обращать внимания" на сновидения, имеется в виду "не придавать им решающего или просто большого значения". Это очень правильно, но возможно лишь тогда, когда к эмоциональной реакции на них, с которой справиться очень трудно, прибавляется знание о том, отчего и почему они таковы. Зная природу этого соблазна придавать ему очень серьезное значение уже не станешь.
В корне неверно стараться "не думать об этом", как и о чем-либо еще, от чего желательно избавиться. Это аналогично тому, как греша как-то иначе, бороться со своими грехами посредством их "забывания". Эффект получается прямо противоположный, о чем свидетельствуют многочисленные исследования психологов, в том числе и некоторых священнослужителей, которые изучали подобные психопатологии в применении к религиозной практике. В нормативах этот феномен проиллюстрирован на примере следующей установки: "Ни в коем случае не думайте о большой белой обезъяне":) Получив такое указание, понятно, что человек уже не может постоянно о ней не вспоминать...
И наоборот: готовясь к исповеди, в процессе которой надо обязательно сообщить священнику о мучающем соблазне, очень важно заранее исследовать "внутренняя своя", разобраться что именно Вас мучает и что можно сделать для избавления от этого. Это немного похоже на вскрытие нарыва, без чего от такового избавиться сложно.
Вы верно говорите, что "это все-таки грех, который глубоко сидит и проявляется в такой форме". Причем, грех не обязательно намеренный и осознанный: прегрешения, как известно, бывают ведомые и неведомые. Отсюда один шаг до понимания, что раз он "там сидит", то надо его "вытащить" - сделать из "неведомого" понятным, и стараться теперь уже с видимой Вами проблемой разобраться. В том числе - посредством осознанного покаяния и молитвы.

С уважением, sn
21.10.03

SpyLOG