Вопросы от любителя собак: Каких
святых (? авт. стр. ) животных
проповедует христиантсво?
Как поучает христианская религия
относится к собакам и где об этом я могу
прочитать подробней? А что говорит об
этом Христос? И будут ли собаки в раю?
О Т В Е Т:
Христианство проповедует любовь к Богу и
ближним. Проповедует любовь, уважение и
бережность к жизни - в том числе жизни
животных, растений. Религии и, в частности,
христианство не детализируют желательное
отношение исповедующих их к собакам, кошкам,
птицам, автобусам или дверным замкам. Они
учат духовной состоятельности, при которой
собаку или другое животное человек, конечно
же, будет любить, конечно же будет
заботиться о них. Что касается вопроса: "будут
ли собаки в раю?", то отвечать подробно
пришлось бы очень долго. Так что, если
коротко, то "обязательно будут".
SN
19.10.03
О Т В Е Т:
Нет такого (православного) учения о
пребывании конкретных животных в раю. Зато
существует не мало поучений о том, что
пристрастие к животным неполезно. http://orthodox.etel.ru/2001/06/zhivvik.htm http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n116/ta025.htm
Митрополит Смоленский и Калининградский
Кирилл: http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=10038§ion=14&pg=1
- Я хорошо отношусь к животным и очень люблю
собак. У меня есть три собаки в Москве и две
в Смоленске. Никогда Церковь не считала
собак нечистыми животными, никогда не
запрещала им входить в помещение. Очень
многие выступают против того, чтобы собака
заходила в храм, но не по богословским
мотивам, а по причинам чисто традиционного,
исторического характера, укорененным, как
мне кажется, в представлениях о гигиене.
Подобное отношение к некоторым видам
животных наблюдается у целого ряда народов.
К примеру, почему евреям или мусульманам
нельзя есть свинину, и чем в духовном плане
свинина отличается от говядины? Тот же
самый протеин, те же самые белки, жиры.
Конечно, на биологическом уровне свинина
все-таки отличается от говядины, но в
духовном плане они не различаются. В основе
запрета на употребление в пищу свинины
лежит идея воздержания, ведь через
воздержание происходит воспитание
человеческой воли, а значит, совершается
победа человека над его инстинктивным
началом. Именно поэтому Моисей и Мохаммед
воспитывали народ через воздержание. Та же
идея присутствует и в христианстве.
Что же до то того, почему запрет касался
свинины, а не, допустим, говядины, то можно
предположить, что здесь огромную роль играл
чисто медицинский фактор. Свинина – более
жирный продукт, и потому быстрее портится. В
условиях Аравийской или Синайской пустыни,
да и всего Ближнего Востока, вкушать
говядину гораздо безопаснее, чем свинину.
Другими словами, воздержание используется
для религиозных целей, а вот предмет
воздержания выбирается из окружающего нас
мира, исходя из прагматических соображений.
Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу
сказать, что запрет на то, чтобы собаки
входили в храм, не зафиксирован в
каноническом праве. Это просто часть
традиции, и та же традиция распространяется,
наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и
других животных. Но не распространяется на
кошек. Почему? Да потому, что они всегда
ловили мышей. И кошек запускали в храм
именно с этой целью. Тем более что кошка –
очень чистоплотное, почти стерильное
существо, домашнее в полном смысле этого
слова. Она не создает гигиенических проблем
для пространства, в котором находится. Я
думаю, что проблема заключается только в
этом, и никакой мистики, связанной с
собаками, нет, и тем более не существует
никакого "антисобачьего" богословия.
Надо любить животных, потому что, проявляя
любовь к животным, мы тренируем наши
человеческие эмоции, становимся более
человечными. Что же касается бессмертной
души, то должен сказать, что по образу и
подобию Божию создан только человек.
Согласно христианскому учению, животные не
обладают бессмертной душой, и поэтому,
когда животное умирает, мы с ним прощаемся
навсегда.