ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
Читая вопросы, понимаешь, как многим трудно найти ДУХОВНОГО ОТЦА, и как мало жителей сети его имеют ...
О Т В Е Т:
... Собственно, это и не ответ вовсе. Просто
приглашение к осмыслению того, кто такой
духовный отец - учитель, наставник. Тем
более, тема так давно звучит этаким
лейтмотивом в своем роде уникального для
сети христианского православного и,
одновременно, жизненно-нравственного
форума Спаси, что над ней невольно
задумываешься все чаще и чаще. Это не значит,
что до тех пор не знал о такой проблеме, не
сталкивался с нею сам. Просто, в жизни даже
среди мелочей ее - мелочей не бывает. А это
значит, что когда один и тот же вопрос
встает перед очень разными по своему опыту
людьми, то надо снова и снова, с разных
сторон пытаться искать на него ответ.
Поэтому, не отвечая, делюсь мыслями, которые
приходили и приходят в голову - может быть
наивными, может быть совпадающими с мыслями
других посетителей форума.
Начать, наверное, надо с того, что
духовный руководитель, духовник -
несомненно, в каком-то смысле сокровище.
Только не наша земная драгоценность, вроде
золота и брильянтов, которые редко, но
теоретически все же можно отыскать,
раскопав неимоверное количество разных 'куч',
а сокровище даруемое по необходимости из
милосердия Божия. То есть, в физическом
смысле может случиться и так, что искать
духовника придется всю жизнь, но если не
суждено, то заведомо не найдешь. Хотя
стремиться к этому надо.
Думается, что каждый из нас
никогда не остается одним и тем же даже в
две соседние минуты. Мы меняемся, если можно
так выразиться, качественно и
количественно. Один, ведший до поры до
времени сравнительно пристойную жизнь
вдруг подвергается в той или иной степени
падению, неожиданно впадает в какой-либо
разврат и начинает нуждаться в сторонней
милосердной поддержке все больше и больше.
А другой, например, подобно легендарному
Кудеяру из кровавого и бессовестного
бандита превращается в избранного Богом
подвижника. Все случается. Поэтому и поиск
духовного наставника - терпеливый,
смиренный и постоянный похоже тоже
способен изменять условия самого себя (поиска),
приближать или удалять желанную цель,
становиться поводом для проявления к нам
Его милосердия или основанием для новых 'вразумлений'
- более или менее жестких, но имеющих своей
целью пробудить в нас то 'нечто', которого до
сих пор не доставало.
Вывод отсюда прост: искать
наставника необходимо. Тем более, что и
подросток, как правило, понимает такую
простую вещь, что чем условия во всех
отношениях тяжелей, тем вредоносней опора
на гордыню, и более нужна поддержка извне. И
когда кто-то говорит, мол, 'Господь Сам все
управит - зачем мне кого-то еще искать', мне
всегда вспоминается та простая истина, что
Он проявляет Себя в этом мире не столько 'громами
и молниями', сколько посредством любви и
доброделания нас самих - наших ближних. Это
не значит, конечно, что у каждого из нас не
может быть 'непосредственной связи' с
Господом, которая зовется Благодатью и
даруется по не подверженному нашим логике и
разумению Промыслу. Но так или иначе, прежде
всего все мы живем среди себе подобных, и
скорее Господь даст, наверное, наставника,
нежели станет устраивать что-то подобное
происшедшему когда-то с Савлом.
Далее: кем и каким видится нам
духовник чаще всего? В первую очередь
человеком, несравненно более высокого
уровня духовного развития, чуть ли не
святым со всеми приличествующими таковому
свойствами - неким ореолом таинственности,
каким-нибудь 'старцем', каких сейчас, правда,
развелось до неприличия много. Еще лучше,
если его имя известно давно и овеяно
разными легендами и побасенками. К примеру,
'Наум' какой-нибудь или 'Кирилл' - оба
названных, конечно, люди заслуженные и
опытные, но на всех же 'наумов' не напасешься.
Но, этот стереотип все равно работает
безотказно, хотя по собственному опыту знаю,
насколько светлых и мудрых, пусть никому и
не известных батюшек встречаешь, бывает, в
самых что ни на есть медвежьих углах. Здесь
есть какая-то аналогия, может быть, с
учителем вообще: в столице, к примеру,
десятки профессоров с именем, однако и
среди них немало откровенных дураков
попадалось. А, вот, одного сельского учителя,
которого довелось знать когда-то еще в
молодости, я уж никогда не забуду.
Поэтому, духовным наставником,
который может оказаться предназначенным
именно тебе, вполне может стать человек,
известный немногим. Да и из 'чад духовных' у
него, может статься, ты один и будешь. Но это
окажется 'по настоящему'. А почему бы нет?..
Духовником одного очень близкого
мне священника, например, несколько
десятилетий был давно забытый 'лаврский'
монах, которого власти совсем загнали за
можай, и жил он, скитаясь по каким-то то
горным, то украинским селам, совершая
Божественную Литургию изредка, да тайком -
если кто-то из местных священников позволит.
Правда, уже после кончины был этими 'властями'
прощен, а книжечки с проповедями и
воспоминаниями его даже опубликованы. Тем
не менее, я все эти годы почитывал
привозимые его редкими посетителями письма
и всегда поражался тому, насколько прямо 'среди
нас', казалось, находился этот страдалец -
так все присылаемое от него было актуально,
так ясно знал он, чем 'дышит' каждый из
обращавшихся к нему за помощью и советом.
Само по себе духовное
наставничество принадлежит не к одной лишь
нашей православной традиции - это древний
поли-конфессиональный институт, на
важность которого существуют указания во
множестве религий с самых далеких времен.
Что интересно, эти все духовные традиции
сохранили указания на общие для духовника (и
поиска его) принципы.
Если человек чувствует, что явно
бредет по жизни куда-то не туда и приходит к
выводу, что ему необходимо духовное
руководство, то обращаясь к
предполагаемому наставнику, ему полезно
положиться в первую очередь на его решение -
'наставлять или нет'. То есть, фактически
такой человек обращается не к наставнику
непосредственно, а через него к Богу и
полагается на Божью волю: выпадет ему
именно этот духовник или нет. Здесь можно
отметить заведомость элементов и смирения,
и послушания. Ведь, не нанимаешь же ты себе
тренера.
Второй момент, это обращение к
наставнику не спонтанное - в силу
одномоментной экзальтированности или по
чьей-либо авторитетной рекомендации, а
заранее много раз обдуманное,
прочувствованное. Если это священник, то
очень важно не свалиться ему на голову с
бухты-барахты, а побыть исправным и
усердным прихожанином храма, в котором тот
служит. В смысле, не просто по праздникам
туда во всем блеске прибывать, а стать, как
выражаются некоторые западные христиане 'практикующим
христианином' - принимать искреннее
посильное участие в жизни прихода,
стараться вкладывать в эту жизнь свои
способности и возможности. Приходить в
первую очередь не потребителем, а
жертвователем, дарующим. Это совсем не
значит, как принято у нас считать, просто
побольше денег приносить - их может не быть,
да и вообще не в них дело. В некоторых храмах
стараются, например, всем, чем возможно,
помогать детям-сиротам или беспомощным
старикам - кормят, одежду собирают, другие
необходимые вещи. Где-то обучают детей
основам религии, где-то женщины трудятся
сиделками и санитарками в домах призрения и
прочее. В действительности это бывает
гораздо более важным и нужным твоим ближним,
со-прихожанам. А принимая такое, вот, живое,
непосредственное участие в жизни прихода -
то есть, становясь христианином не просто
номинально, а действительно, постепенно
входишь в эту приходскую семью, где
священник не где-то там далеко свершающий
Таинства, а уже ближний тебе. А раз ближний,
значит и участвующий в тебе, равно как и ты в
нем. Ну, а коли так, то и постоянно видящий
тебя, все больше и больше узнающий тебя 'старший'
- потенциальный твой духовный руководитель.
Конечно, это только один из множества
примеров того, как мы вместе - и прихожанин,
и его духовник - находим иногда друг друга.
Но, один из очень простых и возможных
примеров.
Третий момент, это поиск 'чистой
воды в чистом источнике'. Не стоит, наверное,
особо рассчитывать на то, что удастся
обрести духовного руководителя там, где
явно царит грех. Такие места тоже есть и, как
правило, широко известны: шила в мешке не
утаишь. Поэтому странно было бы обращаться
за духовной помощью к тому, кто фактически
уличен в разврате или болезненной
корыстности. Хотя известны случаи, когда
некоторых из 'ищущих духовника' - людей,
неглубоких - привлекает именно эта
доступность: какой-то священник или монах,
оказывается, может стать твоим приятелем, с
которым и согрешить можно: все отпустит. Но
это, само собой, явление достойное
сожаления и к действительному поиску
духовного отца имеет весьма малое
отношение
Все вышесказанное, повторяю, не
ответ, а предложение всем вместе подумать
над вопросом, который стоит перед многими.
Может статься, что подобное обсуждение,
деление своими мыслями и представлениями
могло бы превратиться в интересный раздел
форума.
С уважением, sn
17.12.04
исп. 18.12.04
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.