Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

В О П Р О С:

Читая вопросы, понимаешь, как многим трудно найти ДУХОВНОГО ОТЦА, и как мало жителей сети его имеют ...

О Т В Е Т:

... Собственно, это и не ответ вовсе. Просто приглашение к осмыслению того, кто такой духовный отец - учитель, наставник. Тем более, тема так давно звучит этаким лейтмотивом в своем роде уникального для сети христианского православного и, одновременно, жизненно-нравственного форума Спаси, что над ней невольно задумываешься все чаще и чаще. Это не значит, что до тех пор не знал о такой проблеме, не сталкивался с нею сам. Просто, в жизни даже среди мелочей ее - мелочей не бывает. А это значит, что когда один и тот же вопрос встает перед очень разными по своему опыту людьми, то надо снова и снова, с разных сторон пытаться искать на него ответ. Поэтому, не отвечая, делюсь мыслями, которые приходили и приходят в голову - может быть наивными, может быть совпадающими с мыслями других посетителей форума.
    Начать, наверное, надо с того, что духовный руководитель, духовник - несомненно, в каком-то смысле сокровище. Только не наша земная драгоценность, вроде золота и брильянтов, которые редко, но теоретически все же можно отыскать, раскопав неимоверное количество разных 'куч', а сокровище даруемое по необходимости из милосердия Божия. То есть, в физическом смысле может случиться и так, что искать духовника придется всю жизнь, но если не суждено, то заведомо не найдешь. Хотя стремиться к этому надо.
    Думается, что каждый из нас никогда не остается одним и тем же даже в две соседние минуты. Мы меняемся, если можно так выразиться, качественно и количественно. Один, ведший до поры до времени сравнительно пристойную жизнь вдруг подвергается в той или иной степени падению, неожиданно впадает в какой-либо разврат и начинает нуждаться в сторонней милосердной поддержке все больше и больше. А другой, например, подобно легендарному Кудеяру из кровавого и бессовестного бандита превращается в избранного Богом подвижника. Все случается. Поэтому и поиск духовного наставника - терпеливый, смиренный и постоянный похоже тоже способен изменять условия самого себя (поиска), приближать или удалять желанную цель, становиться поводом для проявления к нам Его милосердия или основанием для новых 'вразумлений' - более или менее жестких, но имеющих своей целью пробудить в нас то 'нечто', которого до сих пор не доставало.
    Вывод отсюда прост: искать наставника необходимо. Тем более, что и подросток, как правило, понимает такую простую вещь, что чем условия во всех отношениях тяжелей, тем вредоносней опора на гордыню, и более нужна поддержка извне. И когда кто-то говорит, мол, 'Господь Сам все управит - зачем мне кого-то еще искать', мне всегда вспоминается та простая истина, что Он проявляет Себя в этом мире не столько 'громами и молниями', сколько посредством любви и доброделания нас самих - наших ближних. Это не значит, конечно, что у каждого из нас не может быть 'непосредственной связи' с Господом, которая зовется Благодатью и даруется по не подверженному нашим логике и разумению Промыслу. Но так или иначе, прежде всего все мы живем среди себе подобных, и скорее Господь даст, наверное, наставника, нежели станет устраивать что-то подобное происшедшему когда-то с Савлом.
    Далее: кем и каким видится нам духовник чаще всего? В первую очередь человеком, несравненно более высокого уровня духовного развития, чуть ли не святым со всеми приличествующими таковому свойствами - неким ореолом таинственности, каким-нибудь 'старцем', каких сейчас, правда, развелось до неприличия много. Еще лучше, если его имя известно давно и овеяно разными легендами и побасенками. К примеру, 'Наум' какой-нибудь или 'Кирилл' - оба названных, конечно, люди заслуженные и опытные, но на всех же 'наумов' не напасешься. Но, этот стереотип все равно работает безотказно, хотя по собственному опыту знаю, насколько светлых и мудрых, пусть никому и не известных батюшек встречаешь, бывает, в самых что ни на есть медвежьих углах. Здесь есть какая-то аналогия, может быть, с учителем вообще: в столице, к примеру, десятки профессоров с именем, однако и среди них немало откровенных дураков попадалось. А, вот, одного сельского учителя, которого довелось знать когда-то еще в молодости, я уж никогда не забуду.
    Поэтому, духовным наставником, который может оказаться предназначенным именно тебе, вполне может стать человек, известный немногим. Да и из 'чад духовных' у него, может статься, ты один и будешь. Но это окажется 'по настоящему'. А почему бы нет?..
    Духовником одного очень близкого мне священника, например, несколько десятилетий был давно забытый 'лаврский' монах, которого власти совсем загнали за можай, и жил он, скитаясь по каким-то то горным, то украинским селам, совершая Божественную Литургию изредка, да тайком - если кто-то из местных священников позволит. Правда, уже после кончины был этими 'властями' прощен, а книжечки с проповедями и воспоминаниями его даже опубликованы. Тем не менее, я все эти годы почитывал привозимые его редкими посетителями письма и всегда поражался тому, насколько прямо 'среди нас', казалось, находился этот страдалец - так все присылаемое от него было актуально, так ясно знал он, чем 'дышит' каждый из обращавшихся к нему за помощью и советом.
    Само по себе духовное наставничество принадлежит не к одной лишь нашей православной традиции - это древний поли-конфессиональный институт, на важность которого существуют указания во множестве религий с самых далеких времен. Что интересно, эти все духовные традиции сохранили указания на общие для духовника (и поиска его) принципы.
    Если человек чувствует, что явно бредет по жизни куда-то не туда и приходит к выводу, что ему необходимо духовное руководство, то обращаясь к предполагаемому наставнику, ему полезно положиться в первую очередь на его решение - 'наставлять или нет'. То есть, фактически такой человек обращается не к наставнику непосредственно, а через него к Богу и полагается на Божью волю: выпадет ему именно этот духовник или нет. Здесь можно отметить заведомость элементов и смирения, и послушания. Ведь, не нанимаешь же ты себе тренера.
    Второй момент, это обращение к наставнику не спонтанное - в силу одномоментной экзальтированности или по чьей-либо авторитетной рекомендации, а заранее много раз обдуманное, прочувствованное. Если это священник, то очень важно не свалиться ему на голову с бухты-барахты, а побыть исправным и усердным прихожанином храма, в котором тот служит. В смысле, не просто по праздникам туда во всем блеске прибывать, а стать, как выражаются некоторые западные христиане 'практикующим христианином' - принимать искреннее посильное участие в жизни прихода, стараться вкладывать в эту жизнь свои способности и возможности. Приходить в первую очередь не потребителем, а жертвователем, дарующим. Это совсем не значит, как принято у нас считать, просто побольше денег приносить - их может не быть, да и вообще не в них дело. В некоторых храмах стараются, например, всем, чем возможно, помогать детям-сиротам или беспомощным старикам - кормят, одежду собирают, другие необходимые вещи. Где-то обучают детей основам религии, где-то женщины трудятся сиделками и санитарками в домах призрения и прочее. В действительности это бывает гораздо более важным и нужным твоим ближним, со-прихожанам. А принимая такое, вот, живое, непосредственное участие в жизни прихода - то есть, становясь христианином не просто номинально, а действительно, постепенно входишь в эту приходскую семью, где священник не где-то там далеко свершающий Таинства, а уже ближний тебе. А раз ближний, значит и участвующий в тебе, равно как и ты в нем. Ну, а коли так, то и постоянно видящий тебя, все больше и больше узнающий тебя 'старший' - потенциальный твой духовный руководитель. Конечно, это только один из множества примеров того, как мы вместе - и прихожанин, и его духовник - находим иногда друг друга. Но, один из очень простых и возможных примеров.
    Третий момент, это поиск 'чистой воды в чистом источнике'. Не стоит, наверное, особо рассчитывать на то, что удастся обрести духовного руководителя там, где явно царит грех. Такие места тоже есть и, как правило, широко известны: шила в мешке не утаишь. Поэтому странно было бы обращаться за духовной помощью к тому, кто фактически уличен в разврате или болезненной корыстности. Хотя известны случаи, когда некоторых из 'ищущих духовника' - людей, неглубоких - привлекает именно эта доступность: какой-то священник или монах, оказывается, может стать твоим приятелем, с которым и согрешить можно: все отпустит. Но это, само собой, явление достойное сожаления и к действительному поиску духовного отца имеет весьма малое отношение
    Все вышесказанное, повторяю, не ответ, а предложение всем вместе подумать над вопросом, который стоит перед многими. Может статься, что подобное обсуждение, деление своими мыслями и представлениями могло бы превратиться в интересный раздел форума.

С уважением, sn
17.12.04
исп. 18.12.04

Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский.  Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.