ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
ВОПРОС:
Всем наверное известна притча Спасителя об управителе неверном. Какого ваше Мнение на суть этой притчи? Кто подразумевается под управителем господином, кто такие дети века сего и дети света в своем роде? Притча очень большая и смысл её как мен кажется должен быть немалым. Как это пытаются представить некоторые толкователи.
ОТВЕТ:
У притчи, о которой Вы говорите,
и действительно немало толкований. Причем,
внешне различаясь - по стилю, вариантам
использования символических систем, по
адаптивности для восприятия людьми разного
уровня - они, тем не менее, сводятся к одному.
К иерархии в нашей системе ценностей, к
осознанности человеком того, как и зачем он
живет. Поэтому хочу предложить Вам в
некотором роде "универсальный"
вариант - рационализованный, подходящий для
простого размышления. Конечно
наполненный парадоксами, но пригодный,
наверное, для того, чтобы от него
отталкиваться...
Начнем с того, что Хозяин,
разумеется, Бог. Это Он обладает Имением. Но
что это за имение? Наш мир? Тогда мошенник-управитель
"мира сего" - его "князь". Оттого мы
сталкиваемся с первым парадоксом: если этот
управитель в результате поощряется
Хозяином, то выходит абсурд - он же заведомо
приговорен ("князь мира сего осужден"
Ин 16,11)! Выходит, этот парадокс разрешен:
Имение - не есть мир, а что-то другое. Но что?
Обратимся к самой простой
символике. В Имении притчи есть Дом. А у ап.
Павла есть довольно четкое определение:
"дом же Его - мы..." (Евр 3:6). То есть, Дом -
это человек, человек полностью, его мир - и
тело, и чувства, и сознание, и интеллект, и
эмоции, и... и все-все. Но тогда к Имению (в
котором Дом) можно отнести землю, воздух,
растительность, воду, скот, имущество итд. И
снова парадокс! А как же "не люби мира, ни
того, что в мире"?
По поводу этого парадокса во все
времена шли энергичные дебаты, и
углубляться в них сейчас было бы просто
невозможно. Поэтому отметим только одно: к
притче из Евангелия от Луки имеет самое
непосредственное отношение одно из
утверждений постоянного споспешника Луки -
Павла: "Наследник, доколе он в детстве,
ничем не отличается от раба, хотя и господин
всего: он подчинен попечителям и
домоправителям до срока, отцом
назначенного. Так и мы, доколе были в
детстве, были порабощены вещественным
началам мира." (Гал 4:1-3). Иначе говоря, "управитель
неверный", это вещественный мир, материя.
Причем, в широком смысле этого понятия -
видимые и невидимые вещи, наше имущество и
интересы, наши умения и таланты, желания и
стремления. То есть то, в чем мы по сути и "варимся"
целиком и полностью от рождения до смерти.
Этот Управитель и расточает Имение, губит
Дом - человека! Доказывать, что это так,
наверное, не стоит: наша психика, экология,
социум и проч. - состояние всего этого
говорит само за себя. И Управитель этот - не
что-то внешнее по отношению к нам. Это - весь
наш изученный и неизученный вещественный и
внутренний мир!
Понятно, что мы и сами уже все
больше сознаем, что Управитель губит нас.
Что обнаруживается все больше того, чем он
распорядиться разумно просто не способен.
Что он просто не годится уже для управления
и его давно пора бы гнать в шею.┘
Теперь о Должниках Хозяина,
которые называются в притче еще и "сынами
света". Кто они? Понять не так уж трудно:
это всякие наши науки и учения, философии и
теологические представления, которые
заявляют о себе, как о полностью обладающих
истиной. Но потому они и Должники, что никто
из них этой истиной не обладает - только
Хозяин. Правда, долги их подразделяются на
"пшеницу и масло", что говорит о
неравнозначности долгов. Пшеничный Должник,
например, может означать некое учение (претендующее
на полноту), которому следовало бы свои
претензии поубавить, отказаться от
первоначальной суммы расписки, поумерить
амбиции. Привести их в соответствие с тем
местом, которое занимет это учение на самом
деле. Примеров приводить не стану, потому
что все они были бы предметом для серьезных
дебатов.
Должник масляный (здесь явный
символ любви!) давая расписку на сто мер,
явно, лицемерил. И когда Управитель
заставляет его переписать ее на пятьдесят,
он приближает желаемое к действительному и
на самом деле заслуживает похвалы. Как
заслуживает, кстати, похвалы и за обе
расписки, потому что уменьшая их стоимость
он уменьшает противоречия, разоряющие
Имение и разрушающие Дом. Управитель
примиряет противостоящие друг другу учения,
приближая их таким образом к истине и
умаляет масляный долг - "лицемерие любви",
ненависть. НО! Но не погашает всех долгов
полностью, что свидетельствует об
ограниченности его возможностей. Что, как
известно, совершенно справедливо, т.к. можно
приближать (и приближаться) к истине, к
любви, но ни Истины, ни Любви постичь живя в
Имении невозможно. Бог - непостижим. Хотя
долг, разумеется, будет - по мере
возможностей и усердия - уменьшен.
Оставшееся же предстоит копать.
То есть, делать то, что не свойственно
Управителю (материи). Можно догадываться,
что это копание уже не материально и
принадлежит к миру Духа... Так, почему бы
Хозяину и не похвалить Управителя за все
это? Тем более, что каждый отдельный "сын
века сего" (деятельный человек)
сообразительней "сынов света" (наук,
доктрин и проч.). Он догадливей этих
Должников, которые только тем и занимаются,
что пытаются присвоить себе всю полноту
истины.
Итак, жулик-Управитель
заслуживает похвалу Хозяина, хотя
фактически еще больше того обжулил? Кроме
того, он получает и обещание от Должников
принять его, если обнищает? Что бы это
значило? Может быть, необходимость
использовать все материальное для
обеспечения себе Друзей? ..."Приобретайте
себе друзей богатством неправедным".
Снова парадокс? Потому что "Верный в
малом и во многом верен, а неверный в малом
неверен и во многом". Ведь, раз
неожиданные слова о вере появляются вдруг в
практически законченном уже сюжете притчи,
это не может быть просто так. ...Может быть
это значит, что и материя (при условии
верности в чем-то малом) тоже может быть
оправданна? Вещественный мир отражает, но
не содержит Божественную Истину.
Приобретение неверного богатства (овладения
знаниями и стяжание любви) не означает
полного успеха, но тоже нужно и важно. И это
в своем роде этап, вероятно, неизбежный этап,
который тоже надо пройти, чтобы было "поверено
истинное"... Выходит, нужна, нужна и эта
"мудрость века сего".
PS. Конечно же, размышления над этой притчей
должны быть гораздо шире и глубже. Они
требуют обращения ко множеству других
фрагментов Священного Писания, к основам
символизма, к разым философским учениям,
к искусствам, экономике, истории, политике,
наукам и т.д. Кроме того, к ее осмыслению
можно подходить иначе, и вариантов этого -
уйма. Потому что восприятие Слова Божьего
индивидуально и для каждого из нас очень
интимно. Как молитва, как беседа с Господом -
умом, сердцем, реальными делами наших
жизней. То есть, притча, как Вы сами говорите,
одна из самых сложных...
Так, и слава Богу! Ведь, Священное
Писание для того и существует, чтобы быть
неисчерпаемым источником для размышлений и
всеобъемлющим руководством к приобретению
нами полезного опыта.
Во всяком случае, я очень
благодарен и Вам, и разместившему вопрос
автору сайта за совершенно конкретную вещь
- "случайный" повод снова обратиться к
Евангелию от Луки и сделать попытку в
очередной раз пытаться приводить в порядок
собственные мысли:)
С уважением, sn
19.12.04
ОТВЕТ:
Притчу можно объяснить немного проще.
Человек который находится на высоком
духовном уровне - он и без нас разберет
притчу или найдет духовных людей. На и-нет
страничке важен 1й этап понимания Евангелия
1я ступень восхождения БОЛЕЕ чем 2я.
Притча оправдывает богачей которые
спасаются своим богатством когда его
тратят на милостыню.
Каждый человек - должник перед Богом. Когда
богач помогает человеку - он делает за него
то, что не заработал этот человек сам, своим
трудом, т.е. платит долг Богу, часть того, что
должен заработать этот человек перед Богом.
Вспомните заповедь Адаму, которую ему дал
Бог "в поте и в трудах будешь добывать
свой хлеб от земли". Т.е. каждый человек
это ДОЛЖЕН делать, но богач платит этот долг
за другого.
Почему богатство неправедное? Потому что
человек родился голым, голым он и уйдет. Все
что богач имеет здесь на земле - это все не
его, дано ему не по заслугам, оттого и
неправедное.
Почему управитель неумелый и неверный?
Потому что богач не знает правильно с
Божией точки зрения как деньги потратить.
Христос говорит в другой притче что тяжело
спастись богатому.
Почему догадливый? Потому что сообразил то,
за что его в конце Господин похвалил. Этот
человек бездуховный, потому называется
сыном века сего, а люди духовные называются
сынами света.
То что одному он простил допустим 50% пшеницы
а второму 30% масла - это намек на то, что
деньги в этом мире решают многое. Не 100%, но 30%
у одного человека, 50% у другого. Например,
есть заброшенные храмы. Восстанови - там
пойдет служба. Будут людей спасать. Уж где
вроде бы деньги не должны были бы иметь
значения. Но они имеют значение.
На это намекает Христос. Поэтому 30% заслуги
в том, что храм функционирует - можно
отнести к строителям храма. Но строителям
нужно деньги платить и они не имеют воли
помогать храму, они работают за деньги.
Значит не в них дело не в строителях, значит
30% заслуги у того кто дал деньги на
постройку.
Родили меня мама с папой - и я появился на
свет. Если б они не потратили ДЕНЬГИ на мое
содержание - кормежку и т.д., то и умер бы я.
Значит они сопричастники славы. Неразумные
сопричастники, неверные быть может, но
догадливые.
Пошел я, принес еду в монастырь. Если б я и
другие как я не покормили бы монахов - то
либо бы они меньше молились, либо умерли от
голода. В любом случае, помогая им - я и
другие такие как я - сопричастники их славы.
Неразумные, неверные, мы ничего не понимаем,
постоянно грешим, но сопричастники. Спасает
интуиция. И потом надеемя что и они нам на
том свете помогут рассчитаться с нашими
долгами.
Ну и любая милостыня денежная помогает, не
заменяет, но помогает другим людям,
помогает им рассчитываться с Богом. Все
ДОЛЖНЫ на этой Земле кушать. Все ДОЛЖНЫ
отдыхать. Если богач помогает - он отдает
этот долг. Пример того, что это не ошибочное
толкование - патерик Киево-Печерский (там
описаны случаи когда люди бездуховные
просто преданно помогали деньгами и
спаслись), Библия - "Расточи, даде убогим:
правда его пребывает в век века" (Псал. CXI.
9)
Можно кормить хоккейную команду, можно
студентам помогать, можно пенсионерам
деньги выделить. Кому как покажется нужным,
богатый должен сам соображать
Г.
11.1.07
О Т В Е Т:
Это притча о том, что все богатсво которое
в этом мире человеку принадлежит - это
неправедное богатство. Человек голый
приходит, голый уходит. Человеку ничего не
принадлежит - все дает Бог. Поэтому когда
человек делится своими излишками, то как бы
"праведно" он это не заработал - все
равно это неправедное богатство и пусть не
гордится. Но Бог его называет разумным
управителем. Потому что если он поделился
на этом свете с кем-то, то по словам Христа -
он поделился этим с Самим Христом. А Христос
на том свете долг отдаст. И пустит к себе
жить в Свои вечные обители, на что
управитель в притче и надеялся.
Он когда что-то дает на этом свете - он как бы
рвет расписку. Бог обязал всех людей со дня
падения работать: "в поте лица твоего
будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в
землю" (Быт 3,19). Когда один человек
другому человеку дает то, что тот сам не
заработал - то человек как бы прощает ему
долг перед Богом некоторый, снижает долг.
С К.
11.1.07
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.