ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
В спорах с верующими Иудеями о смысле
пришествия Мессии я наткнулся на странный
для меня момент. Ведь мы знаем что Господь
пришел на землю освободить нас от рабства
греху и смерти и власти сатаны. Но дело в том
что в существование сатаны и его царства
как противостоящего Царству Света иудеи
просто напросто не верят.
На мою попытку привести пример из писания (к
примеру из Бытия) об искушении прародителей
в Раю змием (сатаной, падшим ангелом деницей)
мне ответили , что кроме как о змие там речь
ни о ком другом не идёт. Конечно же
Евангелие для них это не источник
информации и от туда примеры приводить не
было смысла. А в ветхом завете я к сожалению
конкретного ничего не нашел. Как быть?
О Т В Е Т:
Вероятно, Вас ввели в
заблуждение: сатана и в Ветхом Завете, и в
иудаизме присутствует как начало,
несомненно темное, хотя не считается
абсолютным злом, понятие о котором в
предшествовавшей христианству религии еще
не сформировалось - не доросли, наверное:) Да
и не стоит забывать того обстоятельства,
что между религиозными традициями всегда
наблюдаются различия, что и определяет их
многообразие. Это касается, конечно, и
разницы между иудаизмом и христианством,
которое по отношению к религии древних
иудеев изначально можно рассматривать в
религиоведческом плане, как ересь.
Отождествление ветхозаветного змия с
сатаной, как источником зла, это и
действительно результат уже христианского
переосмысления бытия, где змиева заслуга -
рождение понятия зла и его первое
проявление в виде противостояния воле Бога
- естественно отождествляется с актом его
автора - сатаной. Так что ничего
удивительного здесь нет, и представления о
сатане в данном случае - лишь крошечный
фрагмент из набора существующих
противоречий между ветхо- и новозаветной
религией. При этом, хотя современные иудеи и
не признают сатану, как противостоящее
Иегове начало, наличие этой сущности они
все же не отрицают.
Попробуем в несколько упрощенной
форме проследить генезис понятия сатаны с
библейских, а пожалуй даже и добиблейских
представлений до нашего времени.
В доантичную эпоху единого
понятия демонического начала просто не
существовало. Неплохим примером могут
послужить, кстати, демонологические
представления такого современного
архаического культа, как шаманизм в любом
из практикуемых сегодня его вариантов.
Здесь есть злые и добрые духи, которые
одинаково актуальны, одинаково нуждаются в
подношениях, одинаково востребованны в
культовой практике. Однако, это в
определенной мере (да извинят меня
шаманисты) еще дорелигиозность даже в самой
первой ее пантеистической, языческой форме.
В Ветхом Завете источник зла
появляется, как известно, в образе змия.
Известен и его этрусский аналог Тухулку -
мучающий в посмертье дух. Здесь имеет смысл
сделать небольшое отступление: сегодня
бытует представление, что в качестве злого
начала первыми христианами воспринимался
Пан. Это несколько не так. Изначально Пан
был божеством аркадского герметизма и
состоял в генеалогических отношениях с
главным богом - Гермесом. Он был его сыном.
Но Гермес был также и отцом речи (слова).
В связи с этим обстоятельством
хотелось бы привести фрагмент Платона из
диалога "Кратил"(гл.14), где Сократ
говорит Гермогену: "...Пан - двуобразный
сын Гермеса... Ты знаешь ведь, что речь /Logos/
все /to pan/ обозначает и все вращает... она
двуобразна - правдива и лжива... ее правдивое
естество и гладко, и божественно... лживое же...будучи
косматым и козловидным /tragikon, от tragos - "козел"/.
Итак, по справедливости, речь /Logos/ все /to pan/
обозначающая и всегда вращающаяся /aei polon/
будет... Паном... а стало быть, Пан, раз он сын
Гермеса, будет либо Логосом, либо братом
Логоса; а что брат похож на брата - в этом нет
ничего удивительного". Таким образом, еще
на почве герметизма появляется тождество
Пан=Логос. А если обратиться к истории
возникновения и развития христианства, то
нетрудно заметить, что провозглашение
евангелистом Иоанном "Логос стал плотию
и обитал с нами, полный благодати и истины"
означало смерть "Великого Пана".
Продолжение же широкого почитания этого
божества основной массой населения
христианизирующихся земель потребовало
его демонизации. Таким образом Пан,
которого сегодня кто-то и принимает за
аналог сатаны, это всего лишь попранное
божество, "синтетический сатана",
которым он никогда не был. Равно, как и
Аполлон, имя которого широко
использовалось в раннем средневековье, как
синоним дьявола.
В греческой философии понятия
сатаны не существовало. Факт существования
зла считался следствием вечности материи:
мол, акт творения был осуществлен Богом
опосредованно - то есть, одним из низших по
отношению к Нему демиургов, что тоже есть
наследие герметизма. Мир творился из
несовершенного материала, поэтому все
созданное имело лишь сходство с задуманным
единственным Сущим, и эта "область
несовершенства" и есть источник зла. Это
позже, в процессе развития христианства
совершенство Единого Бога было подчеркнуто
персонификацией сатаны, призванным
оттенять его абсолютную Благость: ведь,
добро и зло, хочешь не хочешь, сплетены в
мире воедино. Ведь, Иегова объемлет весь мир
без разделения его на добро и зло. Он и
милует, и карает, и устраивает настоящие
погромы за малейшую провинность. Он
мстителен и разит в своей ярости иной раз и
правого и виноватого без разбору: "Я
образую свет и творю тьму, делаю мир и
произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все
это"(Ис, 45-7). То есть, по представлениям
древних иудеев Бог был единым носителем
добра и зла.
Слово "сатана" имеет древне-иранское
происхождение и означает имя одного из
вавилонских ангелов, в функции которого
входило наблюдение за злодеяниями и
преступлениями людей. Один из
ветхозаветных апокрифов использует,
например, слово "сатана" для
обозначения противника и противного вообще
(Мастем /евр. masetemah - вражда/ в "Книге
Юбилеев", 2 в до р.х.). Кроме того, иудейским
мистикам хорошо известен Заммаэль - отец
зла. В Ветхом Завете конкретное слово "сатана"
появляется в книге Иова (Иов, 1-6), где
пришедший вместе с сынами Божьими это "товарищ"
выступает обвинителем Иова перед Богом.
Здесь же все указывает и на
сверхестественную природу этого личного,
кстати, существа: назначая испытание,
Господь явно ведает, что сатана способен
распоряжаться сверхестественными
процессами. Аналогичная ситуация в Книге
Захария. А как имя собственное "сатана"
впервые появляется в 1 Паралипоменоне (21,1) в
роли искусителя Давида: "И восстал сатана
на Израиля, и возбудил Давида сделать
счисление Израильтян".
В еврейском варианте слово "сатана"
(арам. sitena, satana; греч. satanas; тюрк. shaytan)
буквально означает "оппонент". От
арабского синонима этого понятия iblis
появилось знакомые всем ром. "dyablo", нем.
"Teufel" и русск. "дьявол". Разница в
могуществе и значимости этой злой сущности
воспринимается в иудаизме и христианстве
по разному. Но общее то, что она не
подчиняется, противится Богу и ничего
хорошего людям не обещает.
А в заключение возьму на себя
смелость ответить Вам вполне определенно
на самый последний Ваш вопрос "Как быть?".
Если Вам не требуется исследовать основы
демонологии где бы то ни было - пусть и в
Ветхом Завете - профессионально, то не
забивайте себе этим голову. А с иудеями
можно побеседовать и на множество более
интересных тем:)
С уважением, sn
21.12.04
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.