ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
У меня вопрос, связанный с хулой на Духа Святого. Дело в том, что часто у меня возникают ужасные мысли, от которых так сложно избавиться. Мне кажется, они возникают от того, что я их очень сильно боюсь. Я знаю, что они не мои, но иногда дохожу до того, что начинаю в этом сомневаться. Так тяжело бороться с этими мыслями. Что делать с ними, игнорировать их, в каком бы виде они ни были? И что, если всё-таки по случайности или какой другой причине они были произнесены? А второй мой вопрос таков: иногда, когда подобное одолевает меня, я за каждую отдельную из них начинаю просить прощения и бить определённое количество поклонов и не могу успокоиться пока этого не сделаю. Мне кажется, я неправильно поступаю, так ли это? Наверное, можно делать это, так сказать, обобщённо?! Или достаточно просто раскаяться в душе, а не бросаться сразу бить поклоны?
О Т В Е Т:
Уважаемый N,
касающихся Вашего вопроса проблем
действительно две. Вы и сами обозначили их,
разделив по смыслу и существу. Первая -
известный психологии и довольно обычный
для религиозной практики феномен "всплывания
подсознательных реакций". Вторая -
интуитивное обращение к известным Вам
стереотипичным методам для устранения
внутреннего дискомфорта.
Дело в том, что чем упорнее
человек прибегает к какого-либо рода "психологическому
тренингу" (а изучение религии,
неукоснительное следование молитвенномк
правилу и постоянное настраивание себя на
соответсвующую этому направлению "волну",
это тоже психологический тренинг) с целью
самосовершенствования, стимулирует эдакое
вытаскивание в сферу сознания (на свет
Божий) своих самых потаенных, и чаще всего
самому себе совершенно неизвестных и
незнакомых свойств, страхов, желаний и
инстинктов. Тогда рано или поздно у не
прекращающего религиозную практику
человека наступает момент, когда из уровня
его подсознания прорываются образы, идеи и
желания, которые "регистрируются"
сознанием и выглядят, как какие-то
совершенно неуместные, непонятно откуда
взявшиеся и пугающие мысли. Будто
посторонние, насильно вброшенные в него,
чужие, чуждые всем моральным и нравственным
установкам этого человека, приобретенным в
результате обучения и воспитания.
Об этом феномене свидетельствуют
представители всех развитых религий, в том
числе христианства. Некоторые Св. Отцы,
делясь своим опытом и предупреждая о
подобных испытаниях отмечают, что на самом
пике их активности в приобретении
духовного опыта в их голове возникали порой
такие чудовищные мысли, каких они не могли
даже представить себе ранее. Поэтому
культивировать страх, сталкиваясь с
подобным явлением, пугаться его - не надо.
Надо опереться на "принцип", который у
нас, христиан, заключается в вере Богу и его
Завету. И ни в коем случае не унывая,
продолжать избранное делание.
Этому, в частности, немало
поможет и обращение к разуму, рассудку,
который (веришь же Господу-то!) всегда
поддержит тем, что напомнит о мнимости
реальной угрозы, которая все равно
неизбежно рассыплется перед твоей (творимой
с гарантированной Им надеждой на спасение)
молитвой.
Прорыв подсознательных реакций,
трансформирующихся в сознании в то, к чему
оно бывает не полностью готово, дело
естественное. Не сведущие в области
психологии (в частности, религиозной
психологии), но искренне верующие люди, как
это ни удивительно, объясняют для себя
подобные явления очень точно. Пожалуй, даже
исчерпывающе точно. Они говорят, что это "дьявол
искушает". То есть, при столкновении
сознательных способностей с обычно мирно
спящей до поры до времени в подсознании
информацией (генетической, привнесенной
явлениями, которые сознание и не отмечало,
но успело трансформировать в "нечто,
никогда, как бы и невиданное" и
похоронить в сейфе подсознания), "на волю"
вырывается то, с чем мы не сталкивались; то,
от чего у нас нет "противоядия",
которое производит жизненный опыт. Иными
словами, опасность. То есть, зло - начало,
направленное на то, чтобы нарушить нашу
целостность, смутить душевный покой,
смешать ясное течение мыслей и ввести в
состояние некоего "духовного
истерического припадка", в результате
которого мы можем натворить такого, что не
дай Бог.
Это и есть проявление воли врага
рода человеческого. Это и есть искушение,
которое важно преодолеть.
От искушений малых - соблазнов
полениться, слукавить или слицемерить ради
какой-то выгоды, - искушение того рода, о
котором пишете Вы, отличается лишь
масштабом - так сказать, мощью предпринятой
против Вас атаки. Но не отличается по своей
природе, по своему существу. А, так как Вы
знаете из собственной практики, что "малые"
искушения и теоретически, и практически
преодолимы, то преодолимо и "большое".
Поэтому вспомнив золотую истину, что
Господь никогда не попускает человеку тех
испытаний, которые ему не по силам, знайте,
что все зависит от Вас, от искренности и
непреклонности Вашей веры.
Еще немаловажной поддержкой в
подобном испытании может оказаться помощь
духовника, старшего и более грамотного и
опытного в религиозном плане друга или
учителя, наставника. Большое значение в
поддержании своей целостности может иметь
духовная литература - только действительно
литература, а не суетная писанина, которой
немало на книжных полках, и которая
навязчиво талдычит "вот так делай, а вот
так нет", обещая немедленное спасение.
Ничего более качественного,
кроме в первую очередь Священного Писания,
и далее - чтения творений Св. Отцев,
Добротолюбия, Лествицы, чтения с
внимательным осмыслением "молитвенной
классики" Ефрема Сириянина, Василия
Великого, Иоанна Златоустого и прочих
Учителей - в христианстве (в частности, в
Православном христианстве) пока не открыто.
Если же требуется оживить
собственную способность к сознательному
анализированию реакций, происходящих
"внутри", то можно обратиться к
наследиям о. Павла Флоренского, о. Сергия
Булгакова, архиепископа Луки (Воино-Ясенецкого)...
... и вторая часть проблемы -
появление и проявление некоей паники.
Начнем с того (я исхожу только из
написанного Вами), что Вы начинаете "просить
прощения и бить определенное количество
поклонов" и не можете успокоиться, пока
не "выполните принятый план" до конца.
Однако, по здравом рассуждении, Вы и сами
понимаете, что это мало чем отличается от
кросса на лыжах или колки дров. То есть,
представляет собой физическую сублимацию
психологической, психической проблемы.
Отвлечение от нее, взятие определенного "тайм-аута",
с тем, чтобы "отдохнуть малость", а
потом "снова в полымя". Так что не
столько прощения надо просить, сколько
помощи: ведь, Ваша "вина" лишь в том, что
у Вас не хватает сил...
Когда дело касается бытовых, либо
эмоционально-чувственных переживаний или
каких-то нервных травм, подобное отвлечение
от мучительных ощущений и действительно
помогает. Но при столкновении с сюрпризами
собственного подсознания, души (по сути,
сталкиваясь в своем же сознании с самим
собой, но абсолютно незнакомым и
неуправляемым) у Вас, как и у других людей,
оказавшихся в подобной ситуации, выходов
только два: Один, это отказаться от усердия
в религиозной практике, т.е. - проявить
малодушие. Другой - смотреть тому, что
происходит, что называется, в лицо.
Уйти, спрятаться все равно не удастся.
Поэтому, думаю, Вам стоит
доверять тому здравому ощущению, о котором
говорите:"...мне кажется, что я
неправильно поступаю". И далее, "достаточно
просто раскаяться в душе"...
Надеюсь, Вас не обидит, если я
чуть подкорректирую формулировку в сторону
ее уточнения: предпринимать усилия для
поддержания душевного покоя и спокойной
уверенности духа Вы, вероятно, готовы (и
имели в виду) не "обобщенно", а "углубленно".
И, желательно, эффективно. То есть,
стремиться к разрешению проблемы на том
уровне, на котором она себя обнаруживает.
Что абсолютно правильно - (а то, представьте
себе воина, который размахивает своим мечом
на первом этаже, тогда как его противник
находится на четвертом:). Так что, Вы правы:
просто поклоны здесь, что мертвому припарка.
Равно, как и "просто раскаяться",
потому что действительно раскаяться, ой как
непросто.
Отсюда, лишь разово "раскаяться
в душе" будет тоже недостаточно ... хотя
это и гораздо ближе к тому, что нужно, нежели
просто "принципиальное битье поклонов".
Здесь потребуется внимательный, честный и
бесстрашный анализ себя и всех невесть
откуда взявшихся, неприемлемых для Вашего
контролера-разума (который, не забывайте,
тоже - дар Божий)и пугающих Вас мыслей.
Попробуйте обратиться к рационализации, к
объяснению самому себе связи между тем, что
Вы по жизни делаете, с тем, что вызывает
смущение. Это получится. И вам удастся
объяснить, сделать видимым для себя корень
проблемы. А раз видимым, то уже не пугающим и
подверженным сознательному
контролированию.
Разумеется, ни в коем случае не
стоит воспринимать то, что я пишу в ответ на
Ваше обращение в Спаси.ру, как какой-то
непреложный рецепт (тем более, что одной
реплики "в ответ" заведомо
недостаточно). Это скорее попытка как-то
помочь настроиться на тот уровень, на
котором проявилась данная неприятная
проблема. Очень хотелось бы, чтобы мое
искреннее сочувствие Вам хотя бы в чем-то
подсобило.
Но главное - не бойтесь ничего. И -
храни Вас Господь...
С уважением, sn
2.02.05
О Т В Е Т:
......................
Мне, например, в свое время по-другому
сказали. Мне сказали – видишь бабушку –
помоги ей перенести тяжелую сумку, уступи
ей место. Видишь нищего – дай ему яблоко,
просто гость пришел в дом – угости его
апельсином, пирожок дай на дорогу. Делай
добро (и оно к тебе вернется). Ходи в церковь
на исповедь по чаще, исповедуй все свои
грехи. Возьми, достань книгу (мне давали
книгу «Лекарство от греха») с полным
перечнем грехов (в той книге было грехов
перечень – страниц не меньше чем 200 наверно
– моя крестная рассказывала их одному и
тому же батюшке в 4 приема, 4 раза ходила, за
один раз рассказать невозможно – около 2-4
часов слушать придется, там такие грехи
перечислены, такое множество, что и не
снилось). Нужно их рассказать одному и тому
же священнику, желательно договориться
заранее и объяснить ситуацию, можно в
несколько приемов, но обязательно одному и
тому же. После этого если можно –
причаститься, обязательно станет после
всего этого легче, могут даже исчезнуть
некоторые болезни. У меня, например, после
соборования – кровь сворачиваться лучше
стала, а так лилась из ранки непрестанно
подолгу (из носа, например ручьем) не могла
зажить. Пособороваться можно ко всему этому
впридачу, пост Великий сейчас будет. А самое
главное – не откладывать все это в долгий
ящик, а действовать решительней, это
правильно sn сказал. Ну дай Бог здоровья.
А что касается помыслов, они меня тоже
замордовали, я их с искренним огорчением и
ужасом рассказывал одному и тому же старому
надежному батюшке, он меня слушал, слушал,
потом как-то говорю – батюшка, хульные
помыслы. А он говорит – а у кого их нет? Так
смешно было это слышать, там за батюшкой
толпа ходит серьезных людей, а он мне
говорит - у кого их нет.
Дмитрий Ермаков
6.03.05
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.