ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
В О П Р О С:
Молодая пара состоит из католика и православной (или наоборот): 1. Возможно ли венчаться в католическом храме по католическому обряду? Останется ли такой обвенчанный православным с точки зрения Церкви? 2. Возможно ли венчаться в католическом храме по православному обряду? При каких обстоятельствах? Что для этого требуется? 3. Может ли католик венчаться с православной в православном храме? Или ему потребуется совершить православное крещение? 4. Возможно ли венчаться в православной церкви по католическому обряду, раз случается наоборот? 5. В чем основные различия православного и католического таинства венчания? 6. Бывает ли 'двойной' обряд венчания (православный и католический), например в один день и в одном храме, совершаемый разными священниками? Слышала, что такое случается за границей. Ваше отношение к этому? 7. Как бы вы посоветовали венчаться 'смешанной' паре? Или лучше принять веру одного из будущих супругов?
О Т В Е Т:
Некоторое подобие ответа написано
довольно подробно в статье на сайте http://8ya.elkito-sd.ru/religious_3.html#6
Вот отрывок из статьи:
"...Здесь еще следует сказать о смешанных
браках. Смешанным браком называется брак
между православным и католиком, между
православным и протестантом. Такие браки
допускались Священным Синодом. Было
специальное постановление Синода, которое
допускало такие браки в том случае, если
православная сторона получает согласие
неправославной воспитывать своих детей в
Православии. Только в том случае можно было
заключить такой церковный брак в России,
если протестантка-мать соглашалась, выходя
замуж за православного, что дети будут
крещены в Православие и будут ходить в
Православную Церковь. И наоборот, если
протестант - отец, то он все равно
соглашается детей своих крестить в
Православие. Есть замечательные примеры
спасительности такого брака. Например,
святая княгиня Елизавета Федоровна вышла
замуж за Великого князя Сергея
Александровича, будучи протестанткой, и их
повенчали по двум обрядам: по православному
и по протестантскому. Уже потом, прожив в
этом браке семь лет, Елизавета Федоровна
совершенно свободно, не испытывая давления
со стороны своего мужа, сама приняла
Православие и стала подвижницей
Православной Церкви. Но тем не менее,
несмотря на такие примеры, древняя Церковь
не знала здесь никаких компромиссов. Она
считала, что брак между православным и
инославным невозможен потому, что истинный
брак может быть только внутри Церкви. Если
невозможно приступить к святой чаше вместе,
значит, невозможно и таинство брака. И
разрешение смешанных браков являлось и
является в наше время существенным
компромиссом, существенной уступкой, и
такой брак тоже все равно не считается
полноценным, и напрасно настаивают и думают
некоторые, что это вполне хорошо и ничего
здесь нет сомнительного. Соборы -
Лаодикийский, Карфагенский, Халкидонский
определяют, что подобные браки, заключенные
по гражданскому закону, должны быть в
Церкви расторгнуты как условие для
принятия церковных таинств. Вступающий в
такой брак не может быть допущен к
евхаристии. Если православный человек
женится на неправославной или православная
девица выйдет замуж за неправославного, то
она, таким образом, теряет возможность
приступить к святой чаше. И если она хочет
вернуться к евхаристической жизни, то
должна расторгнуть свой брак как
православная сторона. Тем более, конечно,
это так в случае, когда православный
человек женится или выходит замуж вообще за
нехристианина. Такие браки запрещались еще
апостольским правилом и считались
предательством Церкви, предательством
Христа и влекли за собой пожизненное
отлучение от Церкви.
В наличной нашей жизни церковной
везде и всюду существуют всевозможные
попустительства и всевозможные
послабления, очень часто уже переходящие
всякую меру компромисса. Тем не менее
следует совершенно точно и твердо
утверждать, что и в наше время брак с
нехристианами во всяком случае совершенно
невозможен и недопустим для православного
человека. Это есть измена Церкви и выход из
нее, и лучше для священников не дерзать на
такие эксперименты и чрезмерные
послабления. Это совершенно естественно:
брак понимается Церковью как союз, как
единство во Христе, как вечное единство в
Царстве Божием. Какое же может быть
единство с человеком, не имеющим даже веры
во Христа? Каким может быть этот союз между
людьми, которые не могут вместе
причаститься, которые будут ходить в разные
храмы? О каком единстве может быть речь
между протестантом и православной,
например? Это единство, конечно, будет
сугубо временным, земным, и никакой полноты
христианского брака здесь быть не может..."
G..
25.03.05
О Т В Е Т:
Поскольку я сама нахожусь в такой
же ситуации, попробую ответить.
1. Венчаться-то возможно, из храма Вас
католики не выгонят. Но Православная
Церковь этот брак церковным не признает.
Кроме того, если православный у католиков
осознанно причастится, то он уже не
православный, - а во время католического
венчания, кажется, всегда дают облатку. Это
надо уточнить у католика.
2. Главное, что нужно запомнить: совершить
православное таинство может только
православный священник (а католическое -
только католический). И сослужить вместе
они не могут. Православные служат в храмах
других Церквей, если не имеют своего
помещения (бывает такое за границей) - или
если место представляет собой особенную
святыню (например, храм свт. Николая в Бари,
Италия). Но обычно все-таки католики служат
в своих храмах, а православные - в своих.
3. Католик может венчаться с православной в
православном храме. Креститься ему по-любому
не надо, Православная Церковь признает
католическое крещение и принимает
католиков только через покаянную молитву.
Но и это не нужно, если католик не хочет
переходить в православие. Будет совершен
обычный православный обряд венчания, но
только при условии, что католическая
сторона даст согласие на воспитание детей в
православной вере.
4. Нет. И про "наоборот" никогда не
слышала, но в православной церкви по
католическому обряду венчать не будут
точно. У нас же нет литургического общения,
мы и молиться-то, собственно, вместе не
можем. И потом, зачем такая мешанина? За
границей не будет проблемы найти
католический храм, а в России у католиков
есть свои храмы.
5. Ну... различий много, но непонятно, Вас
обрядовая сторона интересует или духовная?
Найдите видео венчаний католиков и
православных и посмотрите. Внешне они
проходят очень по-разному.
6-7. Никогда не слышала и сильно сомневаюсь (см.
пункт 4). Мое отношение - отрицательное.
Причащаться эта пара потом тоже по очереди
в двух Церквях будет? Церкви не винегрет,
зачем их смешивать?
Если Вам важно Таинство - совершайте его в
той Церкви, Таинства которой Вы признаете.
Если важен обряд - тогда, собственно,
венчание не имеет смысла. Это же не магия и
не панацея, не гарантия счастливого брака.
Это благословение Церковью Вашей семейной
жизни - и получать его надо у той Церкви, к
которой Вы принадлежите, а не "и у ваших и
у наших".
То есть если оба брачующиеся - люди
маловерующие, и венчаться собираются для
галочки, я не знаю, что советовать.
Если кто-то один верующий, а другому все
равно - наверное, надо уступить верующему.
Для него это имеет значение. А вот
переходить в другую веру нужно только тогда,
когда понимаешь, что тебе это нужно. Просто
в связи с браком менять веру не стоит. Даже
если Вы к своей Церкви принадлежите лишь
формально, переход в другую должен быть
глубоко осознанным.
Если будущие супруги - оба люди верующие, то
кто-то должен уступить. Считайте, что это
начало взаимных уступок, на которые вам
теперь придется идти всю жизнь.
У меня последний вариант: я - православная,
постоянно хожу в храм; он - глубоко верующий
католик. Брак в католической Церкви для
меня неприемлем, поэтому собираемся
венчаться в православной Церкви, у моего
духовника, а детей договорились
воспитывать православными. Бог даст, у нас
все получится! Но мы оба знаем, что будет
сложно.
Вот как-то так...
И еще G. писал про расторжение брака с
неправославным. Да, таковы правила древней
Церкви. Но сейчас _никто_ не будет
заставлять верующую разводиться с
неверующим. Да, невенчаными жить плохо. Но у
Церкви не то отношение к семье, чтобы рушить
ее, если один из супругов неверующий. Это
непредставимо. Может, если православная
сторона живет христианской жизнью, то и
неверующий супруг посмотрит-посмотрит - и
сам придет к вере. Может, еще и лучше будет,
чем тот, кто с самого начала был
православным. И такое бывает :)
Maria R.
31.5.9
В О П Р О С - О Т В Е Т:
Интересно, кто принял католичество или православие в браке Жоржа Дантеса(убийца А.С. Пушкина) и Екатерины Гончаровой(родной сестры жены А.С. Пушкина). А может и не принимали? Возможно ли это? Свадьба состоялась 10 января 1837 года(какой стиль мне не известно). Венчание проходило по двум обрядам: католическому (в церкви Св. Екатерины) и православному (в Исаакиевском соборе). В 1936 году Леонид Гроссман опубликовал письмо Дантеса, адресованное Ивану Гагарину. В нём Дантес пишет, что его покойная жена приняла католичество, но, чтобы не огорчать родных, скрывала это. Ободовская и Дементьев, опираясь на слова Геккерна из письма Дмитрию Гончарову о смерти Екатерины Николаевны(15 октября 1843, Сульц, Франция): «она получила необходимую помощь, которую наша церковь могла оказать её вероисповеданию», считают, что сообщение Дантеса ложно. Они также отмечают, что о принятии Екатериной Николаевной католической веры ничего не сообщает в своих воспоминаниях её внук Луи Метман, не имевший причин скрывать этот факт.
Олег Ч.
2.11.13
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.