Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы. 
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

ВОПРОС:

Святая Троица - различия православного и римско-католического направлений.

ОТВЕТ:

    Различия можно понять только на фоне их сходства. Оба вероисповедания свято придерживаются того, что Пресвятая и Живоначальная Троица есть Бог Единый и Всемогущий, в Коем все Три Ипостаси – Отец, Сын и Дух Святый суть единосущны, совечны и соравны друг другу, и что Бог Сын, оставаясь во всём соравен Отцу как Бог, вочеловечился нас ради и нашего ради спасения, имел человеческие тело и душу. У Иисуса Христа одно Лицо (Бог), две природы (Бог и человек) и две воли (божеская и человеческая). Пребыв бессмертным по Божеству, Он как человек умер и воскрес, и вознесся на небеса, где сидит одесную Отца. Отец не исходит и не рождается, Сын превечно от Отца рождается, Дух Святый от Отца исходит, но не рождается.     В Католической Церкви есть догмат, отвергаемый большинством православных богословов, об исхождении Духа Святаго от Отца И СЫНА (Filioque). Следует сделать два уточнения: а) этот догмат НЕ утверждает, будто Дух Святый исходит от двух первоначал (это заблуждение Петра Абеляра, посрамленное св. Бернардом Клервосским); б) этот догмат НЕ отвергает формулу ряда древних Восточных Отцов «от Отца через Сына», он толкует эту формулу в смысле превечного посылания, относящегося к внутренним отношениям в Пресв. Троице. По католическому вероучению Дух Святый исходит о Отца и Сына как от единого Первоначала, от Обоих (ab utroque).     Что же касается православной теологии, то в ней сложно обнаружить единомысленную оценку Filioque. Большинство позднесредневековых византийских богословов считали эту формулировку ересью. В XIX–XX вв. ряд православных богословов смягчили свое отношение к Filioque. Проблема заключается в том, что в православном богословии нет единодушия относительно того, а как всё-таки исходит Дух Святый. От некоторых людей доводилось слышать (чего никто по понятным причинам не скажет официально), что они разделяют учение о Filioque и они только против внесения этих слов в Символ Веры, другие категорически заявляют, что Дух Святый исходит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от Отца, а Сын вообще не имеет к этому никакого отношения, игнорируя тем самым древнюю святоотеческую формулировку «от Отца через Сына», третьи говорят, что означенная формула и католическое учение об исхождении Духа Святаго имеют разные смыслы (что вызывает протесты западных христиан, считающих, что этими богословами или их учение неправильно понято, или древние Отцы неверно истолкованы).     Во всяком случае, древняя формулировка «от Отца исходит» (Второй Вселенский Собор – Первый Константинопольский) не дает никакого ответа на данный вопрос. Не сказано ни «от Отца И СЫНА», ни «ТОЛЬКО от Отца». Умолчание отрицанием не является. Тут мы разобрали только различие между традиционными для данных конфессий концепциями. Построения некоторых богословов обоих вероисповеданий, измышленные в ХХ столетии нами не рассматриваются.

Д.
16.6.06

 ОТ АВТОРА СТР.:

Я с большим удовольствием размещу ответ и от Православного специалиста

16.6.06

ОТВЕТ:

    Не претендуя на статус "Православного специалиста", я всё же не удержусь от реплики на ответ Д. от 16.6.06. Он пишет: "древняя формулировка «от Отца исходит» (Второй Вселенский Собор – Первый Константинопольский) ... Не сказано ни «от Отца И СЫНА», ни «ТОЛЬКО от Отца». Умолчание отрицанием не является." Логика - безукоризненная! Вот только автор ответа "забыл" упомянуть о том, что одно из Правил Третьего Вселенского Собора запрещает любым образом изменять Никео-Цареградский Символ веры. А потому любые "измышления" и "оправдания" католических богословов могут быть сколь угодно понятными и вызывать любой степени сочувствие, но никогда не могут быть приняты православными. Впрочем, католики, к сожалению, не только к этому относятся либерально. Можно было бы поговорить и о календаре, и ещё много о чём... Но это уже, выражаясь языком Интернета, офф-топ.
А. В., псаломщик
28.6.06

ОТВЕТ:

 Как вводную прочитайте сначала вот это: http://www.spasi.ru/answer/1227.htm К Троице тоже применимы понятия природа и ипостась. Свойства божественной природы - всеблагость, вселюбовь, вездеприсутствие. Свойства испостасей выразимы очень ограниченно: Сын предвечно раждается от Отца, Святой Дух предвечно исходит от Отца. Чем отличается рождение от исхождения незнает никто. В отношениях Троицы церковь опирается на слова Христа "Когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, <b>Который от Отца исходит </b>, Он будет свидетельствоватьо Мне." Ин. 15:26. Это описание Троицы было выражено и введено в Символ веры на 2 вселенском соборе (381 г.)
"И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки"
Католическая церковь после 5 века дополнила Символ веры переформулировав учение о Троице таким образом "И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, иже от Отца <i> и Сына </i>исходящаго,..." Это было мотивировано тем, что они хотели подчеркнуть значимость Сына в полемике с арианами. Подробнее читайте здесь: http://www.pagez.ru/olb/dv1/index.php
Но сделав подобную вставку здесь происходит искажение учения о Троице. Православие утверждает, что рождение Сына и исхождение Святаго Духа это <i>личное</i> свойство Бога Отца, свойство его ипостаси, но если Дух Святой исходит и от Сына, то исхождение Святого Духа уже не ипостасное свойство, а свойство божественной природы. И от сюда три умозаключения.
1. Дух Святой как обладатель той же природы исходит сам от себя, что абсурдно.
2. Дух Святой обладает иной природой, чем Отец и Сын, он что-то низшее, служебное, по сравнению с ними, и мы приходим к учению о Святом Духе в формулировке секты Свидетелей Иеговы.
3. Божественная природа тоже обладает личносными свойствами, одно их которых - исхождение Святого Духа, что в своем развитии приводит к пантеизму. Т.е. основа мира не Троица а некая природа, которая ее произвела.
Все три вывода, являющиеся логическим развитием католической формулировки учения о Троице, ужасны, и разрушают христианство. Множество сект появившихся из католицизма тому подтверждение. По этому фактически учение о исхождении Святого Духа от Отца и Сына ересьположившая начало конца христианству на западе.

Михаил Я.
16.8.6

Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail


Православная страница Николая Ардабьевского

SpyLOG

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора
сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.