ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
ВОПРОС:
Можно ли православному человеку следовать учениям психиатра Луизы Хей? Хотела бы прочитать ее книги, может быть применить на себя, и решила посоветоваться. Как к этому относится православная церковь?ОТВЕТ:
За всю церковь ответить не
берусь. Поделюсь своим опытом. Давно
увлекаюсь психологией, потому как проблемы
в семье, с детьми… Лет семь назад попались
на прилавках киосков книги Луизы Хей, Дейла
Карнеги и других. Тогда было интересно.
Семь лет чтения православных
книг, причастия, покаяния. Изменился взгляд
на многие вещи. И на психологию Луизы Хей.
Она по вероисповеданию католичка.
Ее понимание Бога сводится к принятию Его
существования. В своей книге Луиза Хей
пытается рассказать, каким должен быть
человек, чтобы не болеть. Все грехи
отражаются на нашем здоровье по принципу 'Болит
голова – не так думаешь, ноги – не туда
идешь'. В ее книге все было расписано –
какой грех к какой болезни приводит. Даже
таблица составлена. Лечение – уговорами
больного органа. Ты посылаешь добрую
энергию в больной орган, и он вылечивается.
Понимаете, то, что я не заметила
тогда и осознала сейчас – она не ведет
человека к Богу, она утверждает, что человек
может вылечить себя САМ. Психология Дейла
Карнеги сводится к простому правилу –
улыбайся во что бы то ни стало и покоряй
всех своей улыбкой. Такое понимание не
приводит человека к гармонии с Богом –
скорее к гармонии со своим эгоизмом.
Вершина такой самости (не только по учению
этих авторов, но и некоторых других)
заключается в том, что человек может сам
себе прощать грехи. В этом важное отличие
мирской психологии от православной. Это
отличие помог мне понять священник
Анатолий Гармаев в книге 'Обрести себя'.
С уважением Галина Васильевна.
15.5.07
ОТВЕТ:
Про Гармаева читать здесь http://iriney.ru/polemic/g005.htm.
Автор страницы приводит текст без любых своих замечаний и правок с данной стр. (Центр священномученика Иринея Лионского)
18.02.04
Письмо о жизни в училище свящ.
Анатолия Гармаева.
Постинг Евгения Мавродиева,
написанный им в канун Рождественских
чтений:
В программе последних Рождественских чтений, если я все верно понял, значится доклад о. Гармаева о принципах организации воскресной школы для детей. Создается такое впечатление, что о. Гармаеву нипочем те серьезные обвинения, которые выставлены против него Александром Дворкиным, и еще рядом уважаемых священников. "Как с гуся вода", как говорят в таких случаях.
Ни что же, наверное, пришла пора начать гласную полемику по поводу училища Гармаева - дабы прекратить, наконец, поток поступающих в это заведение. Пишущий эти строки несколько лет проработал в Волгоградской епархии, и хотел бы рассказать здесь о том, о чем о. Анатолий смиренно умалчивает на страницах своих писаний. Сказанное ниже заимствовано мною из рассказов бывших студентов гармаевского училища. Я не хотел бы ни на кого возводить здесь клевету - но тревожные факты требуют самой тщательной проверки - ибо речь идет о детях, идущих ко Христу - точнее, о том, в каких условиях они оказываются с легкой руки христианского педагога.
Начнем с того, что в его "духовной школе" Гармаевым были введены жесточайшие дисциплинарные меры, введено особое деление учащихся на разряды (ученики, трудники - и подобные), подчас находящиеся в иерархическом подчинении - введена система телесных наказаний, а также - наказаний постом. За провинности, или неуспехи в учебе, человека могли лишить еды на несколько дней, или вообще посадить на стакан чая в день, а также - лишать сна.
После подробных бесед со вновь
поступающими, Гармаев консультировал
верных ему людей (обычно учащихся старших
курсов), и давал рекомендации, как следует
вести себя со вновь прибывшими. В чем здесь
был смысл? В том, чтобы поставить нового
человека в тяжелейшие
для него условия жизни, всячески усугубить
те моменты его жизни, которые особенно
сильно его мучили. Скажем, если человек
склонен к уединению, то ЕГО СЛЕДУЕТ
ВСЯЧЕСКИ ЛИШАТь УЕДИНЕНИЯ. Если человек
вспыльчив, то его следует всячески
провоцировать на драки, скандалы,
оскорблять и унижать – и делать это до тех
пор, пока Гармаев на даст "отбой" - видя,
очевидно, надлежащую меру смирения
истязаемого.
Многие просто сбегали из данного училища, не выдерживая этих многомесячных пыток. Системы телесных наказаний отличались разнообразием - кроме классических телесных наказаний, практиковалась, например, "уточка" (термин гармаевцев) - учеников (и женщин в том числе) заставляли "для смирения" ходит гусиным шагом вверх-вниз по лестнице. Особенно часто "уточка" практиковалась в случае проблем с учебой - получил "тройку" - пройди гусиным шагом по лестнице 3 раза - и т. д.
Грамаев разрушил масу будущих
супружеских пар – разлучать влюбленных, «переблагословлять»
браки - было для него любимым занятием.
Смиренный Гармаев далее придумал теорию,
согласно которой зачатие ребенка должно
происходить в какое-то определенное время
после вступления супругов в брак -
разумеется, по благословению о. Анатолия.
Таким образом, супруги брали у "аскета"
Гармаева (сам он - бездетный) благословения
на зачатия (!) детей. И все это мне
рассказывали те, кто сбежал от Гармаева, не
выдержал этой системы нравственных и
физических издевательств, стилизованной
под православную педагогику. Хорошо было бы
поинтересоваться у г-на Гармаева, сколько
человек ежегодно попадают от него в
психиатрические клиники, нет ли среди них
тех,
кто заболел "на голову" особенно
тяжело... Я пока умолчу об этом.
Несколько раз все гармаевское училище переезжало за город в какие-то лагеря - в ожидании скорого Конца Света, который предсказывал о. Анатолий - последняя подобная поездка состоялась в июле - августе позапрошлого года... Гармаевцев в епархии можно узнать сразу - все как одинаковые. Первый признак - характерный тихий голос - и особенный, вкрадчивый взгляд, чем-то они напоминают кришнаитов ... Я видел многих гармаевцев, в своем большинстве - зрелище тяжелое - люди до самозабвения преданные "вождю", совершенно несамостоятельные при этом...
Поскольку вся эта аскетическая практика завязана на постоянных, подробных исповедях о. Анатолию - его чада от него зависят абсолютно, не могут, простите, в туалет часто сходить без благословения о. Анатолия.
Изменников, которые даже и раскаялись, он
жестоко карает - просто так Вы не попадете к
нему "на прием", вообще, не подойдете, и
человек, в котором убиты последние следы
человеческой самостоятельности,
испытывает невероятные мучения, лишившись
"хозяина". Его училище, кстати, не имеет
никаких лицензий (насколько мне известно) -
и люди, убившие здесь по 5-6 лет
жизни, выходят, по-сути, "со справкой об
окончании", не принимаемой но одной
организацией в России.
О многих вещах сами гармаевцы умалчивают - как, впрочем, и сам смиренный православный п едагог: в его многотомных сочинениях. Например, Вы нигде не найдете в них конкретных описаний того, по каким признакам людей следует благословлять на брак – а также - на зачатие ребенка. Видимо, Гармаев смиренно считает себя духовным, и следует здесь зову своего сердца или внутреннего голоса...
Один из сотрудников волгоградской епархии - мужчина 40 - 45 лет, сбежавший из училища Гармаева, в ответ на мои расспросы подтвердил и истязания постом, и "уточки", и телесные наказания, и систему нравственных издевательств, и абсолютную зависимость от "гуру"... "Все это так, Евгений Владимирович". Я тогда спросил его - "...существует ли какая-то тайная доктрина у Гараева". Он испугался, и промолчал. Я переспросил, сказал - "ну чего Вы боитесь - то". "Я не могу этого Вам сказать, Евгений Владимирович - в том числе и потому, что если я что-то разглашу - слова о. Анатолия могут настигнуть меня".
Насколько смиренен сам о. Анатолий, прекрасно видно из его реакции на резолюции Иринеевских чтений - как, очевидно, и положено христианину, Гармаев написал многостраничные оправдания.
http://detovoditel.narod.ru/otvet.htm
http://www.light.orthodoxy.ru/alm/pr_sov/irinei.htm
Давайте посмотрим на оправдательные тексты о. Анатолия, который, очевидно, не собирается прекращать своей плодотворной педагогической деятельности
Гармаев заявляет:
"За последние четыре года вышло семь
моих книг. Четыре из них – лекции,
прочитанные двадцать лет назад на занятиях
с родителями в бытность моей работы
заместителем директора по воспитательной
работе в школе и педагогом-организатором
микрорайона в Москве. Это – “Этапы
нравственного развития ребенка”, “Тихий
разговор с совестью”, “Обрести себя” и
“Психопатический круг в семье”.
и в конце:
"первого дня Крещения все двадцать пять лет своей церковной жизни, я был и остаюсь православным"
Итак, четыре из семи педагогических книг Гармаева – это "лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве", а воцерковился Гармаев всего 25 лет назад. Таким образом, за первые 4 - 5 лет после крещения он набрал педагогического материла ... аж на 4 книги... И при этом его стаж ХРИСТИАНСКОГО педагога не составил и 5 лет! В советское время педагогов с пятилетним стажем, называли «молодыми специалистами», которые традиционно встают, когда профессор входит в кабинет.
Из сказанного Гармаевым следует, что наш
педагог не удосужился закончить
аспирантуру и получить степень кандидата
наук перед началом писания своих
многостраничных педагогических сочинений.
Конечно, Гармаев во многом не согласен со
светской педагогикой - но ведь именно
светская степень сделала бы его
аргументацию существенно более весомой -
было бы ясно – человек знает предмет,
который -прямо или косвенно - критикует.
Конечно, многие педагоги прошлого не имели
никаких ученых степеней, но ведь и «система
подготовки кадров» в их время была
совершенно иной. Человек, получивший
советское образование, и дерзнувший
фактически создать некую новую отрасль
педагогического знания, просто обязан
показать, подтвердить, если хотите,
собственную высокую квалификацию в сфере
педагогики светской - для этого и нужна
степень. Ссылки на каике-то «хорошие
отношения» с сотрудником
Московского университета выглядят здесь
абсурдом - разумеется, ничего не говорящим о
высокой педагогической квалификации о.
Гармаева.
На иринеевских чтениях было справедливо
указано, что христианский педагог Гармаев
почти не ссылается на Евангелие. Факт,
конечно же, отвратительный, никак, кстати,
не освещенный в высокомерном ответе о.
Гармаева. Но зачем брать так далеко -
посмотрите на чисто научную сторону его
трудов. Например, в «Обрести себя», речь
идет о сложнейших вопросах - например, об
эмоциональных циклах в жизни человека -
дневном, недельном, месячном, годовом,
десятилетнем... Но в соответствующих местах
книги ее текст, простите, «идет слоном» - то
есть без единой ссылки на какие-либо
печатные научные труды. Возникает вопрос -
откуда Гармаев все это знает? Кто ему это
открыл, рассказал? Откуда он взял эти данные,
эти детальные классификации, которые он
приводит без каких-либо ссылок?! Почему,
например, такой-то «цикл» заканчивается
именно в 40 - 45 лет (а, скажем, не в 37 - 38) - и
тогда же начинается другой? Где положенная
здесь статистика? Решительно то же самое
следует сказать фактически о каждом из
параграфов этого объемистого труда - и не
только о
нем, но и обо всех остальных педагогических
сочинениях нашего педагога с десятилетнем
стажем работы.
Любой научный (или «научно - практический»)
труд содержит в своей конце обязательное
приложение, именуемое «Списком литературы».
Такой список,помимо всего прочего, является
очень хорошим показателем смирения автора
научного труда - ведь именно «Список
литературы» показывает степень проработки
вопроса другими исследователями. Конечно,
тематика Гармаева относительно нова для
современной России, хотя и здесь, в России -
помимо
о. Гармаева - есть хорошие и действительно
смиренные христианские педагоги, на опыт и
труды которых следовало бы ссылаться, - но
ведь по самым скромным подсчетам число
западных источников (например, источников
католических), на которые полагалось бы
сослаться Гармаеву, составило бы не одну
сотню. Факт «решительного несогласия» с
Западом, равно как и неприятие католической
духовности, не имеют никакого отношения к
делу - покажи, с чем именно ты не согласен, с
кем именно ты споришь, покажи, наконец,
степень научной новизны своего
исследования. Почему оно, например, - не
плагиат? Скажем, Гармаев фактически не
ссылается не только на современных ему
коллег, не только на западных авторов, но и
на дореволюционных православных педагогов
России - а почему, спрашивается, он не умеет
читать по-русски? Или его учение о «смирении»
мешает дать подобные ссылки? Вообще, из
чтения трудов смиренного педагога Гармаева
создается такое впечатление, что во всей
вселенной - и во все века и времена -
существует и существовал только один
христианский педагог - смиренный отец
Гармаев - а все остальные не заслуживают и
самого упоминания о своей педагогической
деятельности.
Конечно, отвлеченно говоря, вполне можно допустить, что речь идет о гениальном исследователе - самородке, который за эти 10 лет до всего дошел своим умом, написал при этом 7 монографий со множеством открытий, вообще, «отыскал всему начало» и «многое понял». Но по меньшей мере с той же степенью вероятности можно допустить и более простое и естественное объяснение - речь идет о высокомерном графомане и научном проходимце, не владеющим самыми основами научно-педагогического исследования, ни имеющего даже положенного здесь стажа светской педагогической деятельности, который, уж не знаю, с чего именно, смиренно решил, что он может вести детей в Царство Небесное, а также - устраивать их земные судьбы, душевную, и личную жизнь.
Гармаев пишет, что им за эти годы подготовлены 30 священников, несколько монахов и монахинь. Опять же, неясно включают ли в себя эти 30 священников тех, кто был рукоположен из числа слушателей катехизаторских курсов, а также - из числа студентов волгоградского епархиального училища, от которого к середине 90х отделилось сергиевское училища самого о. Гармаева.
Далее, а о чем, собственно, говорит эта
цифра? Училище для того и создается, чтобы
готовить кандидатов к рукоположению,
решение о котором принимается, естественно,
не о. Гармаевым, а правящим архиереем. Ну да
– за 10 лет работы 30 человек рукоположили. Но
втрое больше рукоположили из студентов
волгоградского епархиального духовного
училища - сотрудники
которого совсем не объясняют всему миру про
«Психопатический круг в семье», про то, как
же именно следует «обретать себя».
Гармаев говорит, что духовник Свято - Пантелимонова монастыря на Афоне "не нашел в нем ничего неправославного". Но из этого следует только то, что наш духовный и педагогический писатель не умеет исповедоваться - или же исповедуется лицемерно - неужели смиренный монах мог одобрить практику "благословений на браки", часто - помимо воли самих брачуюшихся, благословения времени зачатия - и подобные вещи, творимые о. Гармаевым? Он что - старец духовный? Живет в Боге? Скорее всего, Гармаев все это нагло скрыл на исповеди у духовника Свято – Пантелимонова монастыря, которым теперь прикрывается.
Гармаев заявляет, что "Начертания христианского нравоучения" св. Феофана Затворника - это настольная книга в его духовной школе. Но неужели из нее он вычитал про "уточку" - и другие подобные гадости, включая жестокий нравственный террор по отношению к ученикам? Неужели Владыка Феофан учил этим издевательствам постами, учил за какие-то "провинности" сажать учащегося - молодого светского человека - на стакан чая в день, лишать его сна и покоя? Учил привязывать к себе духовных чад как собачонок? Учил тому, что " в городах нет спасения"?
Я считаю, что долг всех православных христиан поддержать инициативу Александра Дворкина - и вывести на чистую воду ту возглавляемую о. Гармаевым организацию, которая именует себя православным училищем.
Я не уверен в том, что Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман - человек в высшей степени терпеливый и не склонный к резким решениям - в курсе всего этого, но мне доподлинно известно, что Владыка не раз благословлял уважаемых представителей духовенства епархии проводить с о. Гармаевым профилактические беседы на предмет его возможно нетрадиционной практики.
Евгений Мавродиев
С уважением, Сергей Г.
22.5.07
Ждем Ваших вопросов
и ответов !
E-mail
Пользуйтесь любыми
материалами без письменного разрешения
автора
сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.