Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами
Вопросы без ответа

 

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ 
направьте его нам !

ВОПРОС:
Человек сотворен по образу и подобию Божию. В чем заключается этот образ и подобие? 
ОТВЕТ:
Человек сотворен по образу Божию. Это значит, прежде всего, по духовному образу – с бессмертной душой, с любовью к людям, стремлением творить добрые дела. Человек наделен умом, совершенствуя который, уподобляется Богу в доброделании.

игумен Максим (http://trinity.defender.ru)

ОТВЕТ:
Думаю, что ответ на этот вопрос должен так или иначе проявляться внутри каждой личности особо. Однако, есть нечто, что действительно определяет даже в плане рационализации богоподобие человека -  свобода, предоставленная человеку от момента сотворения, от рождения. Свобода воли и выбора и сопутствующая ей сущностная ответственность за результат этого выбора. Только Господь и подобное Ему творение - человек, не подвержены никаким вето. Однако оба - разумеется, в несоизмеримых между собой степенях, абсолютно самостоятельны.
По-моему, рассматривать в данном контексте такие категории, как "ум", "бкссмертная душа" или категорию-акт - "любовь" - не столько неверно, сколько ... как бы, несколько не из той оперы.  Соразмерять "коэффициенты" ума - в высшей степени несерьезно хотя бы потому, что, к примеру, "наука" и "вера" - суть методы приобретения Знания. Но методы - абсолютно различные. А знание - все же остается качественно самим собой, независимо от его уровня:)
Бессмертная душа - всего лишь прибежище личности и тварь Божья. То есть - форма...
В то время, как любовь - можно назвать качеством, приобретенным благодаря осуществлению свободного выбора богоподобного человека. То есть - целью, как собственно, и называется она в Евангелии.
Однако, вернемся: возможно или не возможно все это - лишь в результате "возможности осуществления предоставленного свободного выбора", что и есть - признак богоподобия.

С уважением, sn

ОТВЕТ:
Человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ есть нечто более нежели след. Все твари показывают следы Творца, но образ лица Божия находятся только в человеке.
Образ Божий следует искать:
- в существе человеческой души духовном и бессмертном;
- в силах или способностях души. Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Иоанн Дамаскин находят образ Святой Троицы в памяти, разуме и воле или любви;
- в действительном совершенстве духовных сил, устремленных к Богу;
- в соединении души с телом. Душа в теле, подобно как Бог в природе, будучи невидима, вся во всем присутствует, действует в нем, оживляет его, правит им и сохраняет его;
- в теле, сообразным телу славы Богочеловека. Эти черты не относятся к первоначальному образу Божию, а когда понятие образа Божия употребляют как доказательство бестелесности Божества;
- в отношении человека к миру. Бог есть владыка всего, и человек поставлен Владыкой всего видимого мира.
Человек украшается образом Божиим для того, что видимые твари созданы для него, а он для Бога; ибо ничто не может быть так любезно Высочайшему Существу, как образ высочайшего совершенства Его; и не может быть большего полномочия для обладания тварями, как образ Творца.
Еврейское слово "целем" (образ) подразумевает духовный облик человека, присущий ему по его человеческой природе.
Основания образа Божия глубоко положены в душе для того, чтобы, если живые его черты и затмятся уклонением от первоначальной правоты, то хотя бы некоторые останки его удерживали человека в любви и попечении Божием и не допускали бы до конечного отвержения, чтобы даже отпадший человек помнил, каким он был и каким должен был быть.
Самый растленный человек может находить в себе остатки образа Божия. Он любит жизнь, хотя, по невежеству, не бессмертную. Любит истину, хотя только умозрительную. Ненавидит неправду, хотя в других. Любит похвалу, хотя без заслуги. Завидует добродетелям и славе других. Боится и уважает мудрейших и доброделающих.
Наконец, внешние преимущества человека поставлены в зависимость от образа Божия, так что с утратой его благословение Божие превратиться в наказание, тварь не узнает своего Владыку, и восстает против Его.
Слово "дмут" (подобие) употребляется в Торе тогда, когда требуется определить явление, не имеющее на земле никаких аналогий. В данном случае, по толкованию раввинов, имеется ввиду разум, "искра Божия", которой одарен человек в отличие от всех других живых существ на земле.
Раввин Овадья Сфорно пишет: "В то время как действия Всевышнего - это всегда добро, человек может делать также и зло. В этом отношении человеческая свобода несопоставима со свободой Божественной. Поэтому в Торе и сказано здесь "кидмутейну", что означает лишь относительное подобие, а не "бидмутейну" (в нашем подобии). 

священник Вадим Маркин
(Коломенская Духовная Семинария
Россия, Московская область
(Из материалов лекций 
по Священному Писанию Ветхого Завета
 (2 класс) КДС)

прислал А.С.  

SpyLOG

02.01.02