ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
ВОПРОС: | |
Человек сотворен по образу и подобию Божию. В чем заключается этот образ и подобие? | |
ОТВЕТ: | |
Человек сотворен по
образу Божию. Это значит, прежде всего, по
духовному образу – с бессмертной душой, с
любовью к людям, стремлением творить
добрые дела. Человек наделен умом,
совершенствуя который, уподобляется Богу
в доброделании.
игумен Максим (http://trinity.defender.ru) |
|
ОТВЕТ: | |
Думаю, что ответ на этот вопрос должен
так или иначе проявляться внутри каждой
личности особо. Однако, есть нечто, что
действительно определяет даже в плане
рационализации богоподобие человека -
свобода, предоставленная человеку от
момента сотворения, от рождения. Свобода
воли и выбора и сопутствующая ей
сущностная ответственность за
результат этого выбора. Только Господь и
подобное Ему творение - человек, не
подвержены никаким вето. Однако оба -
разумеется, в несоизмеримых между собой
степенях, абсолютно самостоятельны.
По-моему, рассматривать в данном
контексте такие категории, как "ум",
"бкссмертная душа" или категорию-акт
- "любовь" - не столько неверно,
сколько ... как бы, несколько не из той
оперы. Соразмерять "коэффициенты"
ума - в высшей степени несерьезно хотя бы
потому, что, к примеру, "наука" и "вера"
- суть методы приобретения Знания. Но
методы - абсолютно различные. А знание -
все же остается качественно самим собой,
независимо от его уровня:)
Бессмертная душа - всего лишь прибежище
личности и тварь Божья. То есть - форма...
В то время, как любовь - можно назвать
качеством, приобретенным благодаря
осуществлению свободного выбора
богоподобного человека. То есть - целью,
как собственно, и называется она в
Евангелии.
Однако, вернемся: возможно или не
возможно все это - лишь в результате "возможности
осуществления предоставленного
свободного выбора", что и есть -
признак богоподобия.
С уважением, sn |
|
ОТВЕТ: | |
Человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ есть нечто более нежели след. Все
твари показывают следы Творца, но образ лица Божия находятся только в человеке. Образ Божий следует искать: - в существе человеческой души духовном и бессмертном; - в силах или способностях души. Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Иоанн Дамаскин находят образ Святой Троицы в памяти, разуме и воле или любви; - в действительном совершенстве духовных сил, устремленных к Богу; - в соединении души с телом. Душа в теле, подобно как Бог в природе, будучи невидима, вся во всем присутствует, действует в нем, оживляет его, правит им и сохраняет его; - в теле, сообразным телу славы Богочеловека. Эти черты не относятся к первоначальному образу Божию, а когда понятие образа Божия употребляют как доказательство бестелесности Божества; - в отношении человека к миру. Бог есть владыка всего, и человек поставлен Владыкой всего видимого мира. Человек украшается образом Божиим для того, что видимые твари созданы для него, а он для Бога; ибо ничто не может быть так любезно Высочайшему Существу, как образ высочайшего совершенства Его; и не может быть большего полномочия для обладания тварями, как образ Творца. Еврейское слово "целем" (образ) подразумевает духовный облик человека, присущий ему по его человеческой природе. Основания образа Божия глубоко положены в душе для того, чтобы, если живые его черты и затмятся уклонением от первоначальной правоты, то хотя бы некоторые останки его удерживали человека в любви и попечении Божием и не допускали бы до конечного отвержения, чтобы даже отпадший человек помнил, каким он был и каким должен был быть. Самый растленный человек может находить в себе остатки образа Божия. Он любит жизнь, хотя, по невежеству, не бессмертную. Любит истину, хотя только умозрительную. Ненавидит неправду, хотя в других. Любит похвалу, хотя без заслуги. Завидует добродетелям и славе других. Боится и уважает мудрейших и доброделающих. Наконец, внешние преимущества человека поставлены в зависимость от образа Божия, так что с утратой его благословение Божие превратиться в наказание, тварь не узнает своего Владыку, и восстает против Его. Слово "дмут" (подобие) употребляется в Торе тогда, когда требуется определить явление, не имеющее на земле никаких аналогий. В данном случае, по толкованию раввинов, имеется ввиду разум, "искра Божия", которой одарен человек в отличие от всех других живых существ на земле. Раввин Овадья Сфорно пишет: "В то время как действия Всевышнего - это всегда добро, человек может делать также и зло. В этом отношении человеческая свобода несопоставима со свободой Божественной. Поэтому в Торе и сказано здесь "кидмутейну", что означает лишь относительное подобие, а не "бидмутейну" (в нашем подобии). священник Вадим Маркин прислал А.С. |
02.01.02