Я хочу пойти на исповедь. Скажите,
пожалуйста, как к ней готовиться, что нужно
сделать?
ОТВЕТ:
Сначала
надо знать, что это такое, а как к ней
готовится и что нужно сделать ты почерпнешь
из информации, которую я взяла из
православного сайта, сейчас уже не вспомню,
какого. Заключается информация в вопросах и
ответах священнику(ка). Правда читать
придется много. Наберись терпения. Бог в
помощь!
Вопросы, касающиеся исповеди.
Человек приходит на исповедь, чтобы снять с
себя гнетущую его душевную тяжесть. Он ищет
возможности излить кому-то душу, получить
совет и обрести, наконец, спокойствие. Но
скажите, чем в этом смысле исповедь
отличается от задушевной беседы с близким
другом или от консультации с
психоаналитиком?
Откровенный разговор о своих проблемах,
действительно, чисто психологически
помогает человеку разобраться в себе и
получить чисто внешнее успокоение. Но
исповедь - это не просто разговор о
проблемах, а покаяние в своих согрешениях, в
нарушениях Божественного закона, заповедей
евангельских. Цель исповеди - прощение
грехов. Это Таинство, одно из семи Таинств
Русской Православной Церкви, исповедь
часто называют вторым крещением. Ведь
крещение смывает с человека все грехи: ты
становишься чист, как младенец, как ангел.
Но ты ступаешь дальше по земле и опять
начинаешь грешить. Поэтому даже были в
древности такие случаи, когда люди
оттягивали сознательно крещение прямо чуть
ли не до смертного часа, чтобы не согрешить
ни в коем случае. Например, император
Константин Великий, которого
равноапостольная церковь почитает
защитником православия - он дал христианам
возможность строить храмы, исповедовать
веру, сам, тем не менее, крестился на
смертном одре. Исповедание своих
согрешений пред священником есть второе
крещение, которое с тебя смывает все. И ты
опять делаешься младенцем своего рода.
А не слишком ли легко тогда
получается: исповедался - и снова чист?
Это такой же старый вопрос,
как теорема Пифагора. Говорят: не согрешишь
- не покаешься. На самом деле это лукавая
фраза. Тот, кто действительно исповедуется,
он старается потом измениться. Бывает
конечно, что после исповеди люди опять
впадают в те же самые согрешения, будучи не
силах преодолеть себя. Приведу вам такое
сравнение: меня допустим, один раз вылечили
от язвы желудка, а я опять начал кушать не то,
что надо, и язва снова открылась. Но я еще не
встречал людей, которые приходят на
исповедь без желания измениться... Святой
отец Исаак Сирин говорил: "Видеть свои
грехи - талант больший, чем видеть ангелов".
А существуют такие грехи, которые нельзя
искупить, даже раскаявшись на исповеди?
Нет такого греха, который может быть не
прощен за покаяние.
Значит, достаточно
покаяться...
Вы так говорите -
достаточно покаяться, как будто это как
кофе выпить. Из своего даже убогого опыта
знаю, что покаяться очень сложно. И чем
страшнее грех, тем труднее. Ведь некоторые
грехи приводят человека к тому, что у него
отнимается возможность покаяния. Он не
может покаяться! Один не может признать
своей вины, другой не видит своих грехов, а
третьего что-то не пускает. Вот в чем дело. А
если бы он покаялся, ему все простилось бы!
А если я покаюсь, не
приходя в церковь к священнику, мне тоже все
простится?
Нет, в этом случае Таинства не
произойдет. Таинство исповеди в том и
состоит, что при устном исповедании грехов
священник выступает свидетелем и
совершителем этого Таинства. Он выслушал
мои грехи и, если увидел мое сокрушение и
раскаяние, и желание измениться, он
накрывает меня епитрахилью и говорит: "Прощаю
и разрешаю!" А может сказать: нет, пока
невозможно тебя ни простить, ни разрешить,
иди-ка, подумай над своей жизнью. Вот так!
То есть прощение после
исповеди ты необязательно получишь?
Необязательно. Но это
редко происходит. Чаще всего люди идут на
исповедь все-таки с сокрушением. Как вы
думаете, простил бы Христос Иуду, если бы
предатель упал в ноги Учителю и покаялся? Да
уж наверняка бы простил, если он и апостола
Петра простил, хотя тот трижды от него
отрекся! Но Иуда презрел эту возможность,
пошел и удавился. Так и многие люди идут тем
же путем: натворят в своей жизни и умирают
без покаяния. Существует понятие смертного
греха: если человек, совершив его, не
покается, он обречет себя на погибель. Сюда
относят, например, умышленное
смертоубийство, содомский грех, отречение
от веры, притеснения людей, которые не могут
тебе ответить, - сирот, вдов, убогих.
Смертным грехом, заметьте, считается
удержание заработанной платы наемным
рабочим...
Супружеская измена более
греховна для женщины или для мужчины?
Одинаково. В евангельской заповеди "не
прелюбодействуй" пол не указан.
Человек может в своих мыслях
предаваться самому утонченному разврату, в
жизни никогда не совершая ничего подобного.
Он все равно грешен?
Да. И дело, и
помышления, по словам Христа, судятся
одинаково. Помните, в Нагорной проповеди
говорится: "Тот, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействует с ней в
сердце своем". Это касается не только
прелюбодейства. Вот вы кого-то ударили или
помыслили об этом - духовную
ответственность одинаковую будете нести.
Дайте чисто
практический совет: как бороться с
искушениями?
Абстрактного совета
не дашь. С разными искушениями можно по-разному
бороться. Гнев усмиряется безгневием,
чревоугодие - воздержанием и т.д., каждой
болезни - свое лекарство. Верующий человек в
трудные минуты жизни укрепляется верой.
Козни лукавого изгоняются не
интеллектуальными упражнениями, не
медитацией, а постом и молитвами. Пост - это
не просто мяса не есть, а молитва - это не
просто лбом биться об пол, это - труд, работа
над своей душой.
А тот, кто ни разу в
жизни не исповедовался, тянет за собой весь
груз своих грехов?
Если упрощенно говорить, то да,
это как камни, которые человек себе во все
карманы насовал, да еще и в мешке за спиной
несет и думает: "Почему мне так тяжело
идти?".
О чем говорить на исповеди священнику?
Исповедь - это не беседа о своих недостатках,
сомнениях, это не простое осведомление
духовника о себе.
Исповедь - это таинство, а не просто
благочестивый обычай. Исповедь - это
горячее покаяние сердца, жажда очищения,
которая происходит от ощущения святыни, это
второе Крещение, и, следовательно, в
покаянии мы умираем для греха и воскресаем
для святости. Раскаяние - первая степень
святости, а бесчувственность - это
пребывание вне святости, вне Бога. Часто
вместо исповеди своих грехов происходит
самовосхваление, обличение близких и
жалобы на трудности жизни.
Некоторые исповедующиеся стремятся
безболезненно для себя пройти через
исповедь - говорят общие фразы: "во всем
грешна" или распространяются о мелочах,
умалчивая о том, что действительно должно
тяготить совесть. Причиной тому является и
ложный стыд перед духовником, и
нерешительность, но особенно - малодушный
страх всерьез начать разбираться в своей
жизни, полней мелких, ставших привычными
слабостей и грехов. Грех - это нарушение
христианского нравственного закона.
Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн
Богослов и дает такое определение греха:
"Всякий, делающий грех, делает и
беззаконие" (1 Ин. 3, 4). На исповеди надо
рассказать, не питаем ли мы злобы на
ближнего и примирились ли с тем, с кем
ссорились, а если кого не можем увидеть
лично, то примирились ли с ним в сердце
своем? На Афоне духовники не только не
разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего,
служить в церкви и приобщаться Святых Тайн,
но, читая молитвенное правило, они должны в
молитве Господней опускать слова: "и
остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим", дабы не быть лжецами
перед Богом. Этим запрещением инок как бы на
время, до примирения с братом, отлучается от
молитвенного и евхаристического общения с
Церковью. Существенную помощь получает
молящийся о тех, кто часто вводит его в
искушение гнева. Благодаря такой молитве в
сердце вселяется чувство кротости и любви к
людям, которых еще недавно ненавидели. Но на
первом месте должна быть молитва о
даровании кротости и отгнании духа гнева,
мести, обиды, злопамятства.
Как происходит исповедь в храме?
Господь наш Иисус Христос
сказал, обращаясь к ученикам Своим: "Истинно
говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет
связано на небе; и что разрешите на земле, то
будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). Он же,
явившись апостолам по Воскресении Своем,
сказал: "Мир вам! как послал Меня Отец, так
и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит
им: примите Духа Святаго. Кому простите
грехи, тому простятся; на ком оставите, на
том останутся" (Ин. 20, 21-23). Апостолы,
исполняя волю Совершителя спасения и
Начальника веры нашей, передали эту власть
преемникам своего служения - пастырям
Церкви Христовой.
Именно они, священники, и принимают нашу
исповедь в храме. Первая часть последования,
которая обычно совершается одновременно
для всех исповедников, начинается
возгласом: "Благословен Бог наш...",
затем следуют молитвы, которые служат
вступлением и подготовкой к личному
покаянию, помогают исповеднику
почувствовать свою ответственность
непосредственно перед Богом, свою личную
связь с Ним. Уже в этих молитвах
начинается раскрытие души перед Богом, в
них выражается надежда кающегося на
прощение и очищение души от скверны грехов.
По окончании первой части последования
священник, обратившись лицом к собравшимся,
произносит предписанное Требником
обращение: "Се, чадо, Христос невидимо
стоит...". Глубокое содержание этого
обращения, раскрывающего смысл исповеди,
должно быть понятно каждому исповеднику.
Оно может заставить холодного и
равнодушного осознать в этот последний
момент всю высочайшую ответственность дела,
ради которого он подходит сейчас к аналою,
где лежит икона Спасителя (Распятие) и где
священник не простой собеседник, а лишь
свидетель таинственной беседы кающегося с
Богом. Особенно важно постичь смысл
этого обращения, разъясняющего сущность
таинства, тем, кто впервые подходит к аналою.
Поэтому мы приводим это обращение по-русски:
"Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред
тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись,
не бойся и не скрывай что-либо от меня, но
скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и
примешь оставление грехов от Господа
нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед
нами: я же только свидетель, и все, что
скажешь мне, засвидетельствую пред Ним.
Если же скроешь что-нибудь от меня, грех
твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты
пришел в лечебницу, так не уйди же из нее
неисцеленным!"
На этом кончается первая
часть последования и начинается
собеседование священника с каждым
исповедником отдельно. Во время
собеседования священник и исповедник стоят
у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову
перед лежащим на аналое святым Крестом и
Евангелием. Важнейший момент исповеди -
словесное исповедание грехов. Не нужно
ждать вопросов, надо самому сделать усилия;
ведь исповедь - это подвиг и
самопринуждение. Говорить надо точно, не
затемняя неприглядности греха общими
выражениями (например, "грешен против
седьмой заповеди"). Очень трудно,
исповедуясь, избегнуть соблазна
самооправдания, трудно отказаться от
попыток объяснить духовнику "смягчающие
обстоятельства", от ссылок на третьих лиц,
якобы введших нас в грех. Все это признаки
самолюбия, отсутствия глубокого покаяния,
продолжающегося коснения в грехе. Иногда на
исповеди ссылаются на слабую память, не
дающую, будто бы, вспомнить все грехи.
Действительно, часто бывает, что мы легко и
быстро забываем наши грехопа
дения. Но происходит ли это только от
слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда
особенно больно было задето наше самолюбие,
когда нас незаслуженно обидели или,
наоборот, все то, что льстит нашему
тщеславию: наши удачи, наши добрые дела,
похвалы и благодарности нам - мы помним
долгие годы. Все то в нашей мирской жизни,
что производит на нас сильное впечатление,
мы долго и отчетливо помним. Не значит ли
это, что мы забываем наши грехи потому, что
не придаем им серьезного значения?
Знак совершенного покаяния - чувство
легкости, чистоты, неизъяснимой радости,
когда грех кажется так же труден и
невозможен, как только что далека была эта
радость. По окончании исповедания своих
грехов, выслушивает заключительную молитву
и священник, покрыв ему голову епитрахилью
и возложив поверх нее руки, читает
разрешительную молитву - она содержит
тайносовершительную формулу таинства
Покаяния:
"Господь и Бог наш Иисус Христос,
благодатию и щедротами Своего
человеколюбия, да простит ти, чадо (имя рек),
вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей,
властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя
от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и
Святаго Духа. Аминь". Произнося последние
слова разрешения, священник осеняет голову
исповедника крестным знамением. После
этого исповедник встает и целует святой
Крест и Евангелие в знак любви и
благоговения перед Господом и верности
данных Ему в присутствии духовника о
бетов. Преподание разрешения означает
полное отпущение всех исповеданных грехов
кающегося, и тем самым ему дается
разрешение приступить к Причастию Святых
Тайн. Если духовник считает невозможным
немедленно отпустить грехи данного
исповедника вследствие их тяжести или
нераскаянности, то разрешительная молитва
не читается, и исповедник не допускается к
Причастию.
Как относится к священникам и к исповеди?
Согласно правилам
Православной Церкви ее члены должны
прибегать к исповеди, начиная с семилетнего
возраста. Иными словами, уже с семилетнего
возраста Церковь считает человека
способным отвечать перед Богом за свои
поступки, бороться со злом в себе и получать
благодатное прощение в таинстве Покаяния.
Дети и подростки, воспитанные своими
родителями в христианской вере, по
Православной традиции после семи лет
приходят на исповедь, чинопоследование
которой ничем не отличается от обычного.
Как часто надо
исповедоваться? Надо исповедоваться
возможно чаще, по крайней мере, в каждый из
четырех постов. Нам, неискусным в покаянии,
необходимо вновь и вновь учиться каяться.
Необходимо стремиться к тому, чтобы
промежутки между исповедями были наполнены
духовной борьбой, усилиями, питаемыми
плодами последнего говения и возбуждаемыми
ожиданием приближающейся новой исповеди.
Хотя и желательно иметь своего духовника,
но это вовсе не обязательное условие для
истинного покаяния. Для человека,
действительно страдающего от своего греха,
безразлично, у кого он исповедует его; лишь
бы как можно скорее покаяться в нем и
получить отпущение. Покаяние должно быть
совершенно свободным, никак не вынужденным
лицом исповедующим. Но те духовные связи,
которые образуются между исповедующимся и
исповедником, хотя и не являются каким-либо
формальными, не могут ставиться ни во что.
Подлинная церковная жизнь требу
ет постоянства и крепости таких связей -
"пастыря" со своими, ибо только на
такой основе и возможна жизнь духовная.
Общение со священником на исповеди - это
неторопливое перечисление своих грехов и
выслушивание молитв. К священникам,
пастырям, нельзя относиться лишь как к
требоисполнителям.
К сожалению, потребительское отношение к
Церкви остается одним из самых
распространенных пороков нашей церковной
жизни. "Потребительство" многолико,
оно вырастает не только из лености и
равнодушия к Церкви, но порой из "ревности
не по разуму", отсюда и злоупотребление
пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли,
разыгрываемые перед священником, отсюда
"паломничество" из монастыря в
монастырь, от духовника к духовнику,
сопровождающееся всякого рода
околоцерковными пересудами, подменяющими,
по сути, духовную жизнь. Всякий
приступающий к исповеди должен
знать: исповедь - не индульгенция, при
которой чувство смущения, стыда и даже
покаяния служит как бы платой, вносимой за
грех и позволяющей жить дальше как ни в чем
не бывало. Исповедь - это глубоко личностный
акт, а вместе с подготовкой к исповеди и
процесс, в котором человек раскрывается не
только для Бога, но и для самого себя.
Исповедь без преувеличения можно назвать
процессом рождения личности, процессом
иногда мучительным, ибо человеку
приходится что-то от себя отсекать, что-то
вырвать из себя с корнем, но и процессом
спасительным и в итоге всегда радостным.
Есть еще один момент, на который надо
обратить внимание, - уважение к исповеди.
Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть
ли не вплотную к священнику и
исповедующемуся, так что даже могут слышать
их. Никакая толчея не может здесь служить
оправданием, и никто не должен подходить к
священнику и исповедующему так близко.
Тайна исповеди должна быть ограждена от
всего, в том числе и от давки.
Как готовиться к исповеди?
Многие считают себя
верующими, ходят в церковь, молятся, а
каяться не умеют, не видят своих грехов.
Как научиться каяться? Для этого надо
постоянно контролировать себя, свои
поступки, слова и мысли. Только заметишь что-либо
недоброе, сразу обращайся с сокрушением к
Богу: "Прости, Господи, меня, окаянного(ую)
и помилуй!". А затем исповедуй свой грех
перед священником. "Утром испытай себя,
как провел ночь, а вечером так же, как провел
день, советует святой преподобный
авва Дорофей, И среди дня, когда
отяготишься помыслами, рассмотри себя". И
преподобный Симеон Новый Богослов говорит:
"Совершай каждый вечер суд над собой, как
день провел: Не осудил ли кого? Не досадил ли
кому словом? Не посмотрел ли страстно на чье-либо
лицо?"
К исповеди надо готовиться заранее: все
продумать, вспомнить все грехи, пройти по
извилинам своей
души, и обязательно все записать, а то
пойдем к батюшке на исповедь, а враг может
помрачить разум все забудем. А еще
лучше выработать привычку
записывать, чем согрешил. Перед тем, как
лечь спать, можно мысленно представить
прошедший день, как мы его провели: как
утром молились, не рассеянно ли, где были
наши мысли в словах молитвы, или на
кухне, в магазине; не обидели ли кого в этот
день, не ругались ли, не обижались ли, если
кто нас поругал, не завидывали ли, не
тщеславились ли? А как сидели за столом?
Наверняка лишнее съели. Читали ли молитву
Иисусову, молились ли перед каждым делом,
думали ли хоть немного о своей душе? Или
только о плоти? А как ночь прошла? Может были
нечистые сны, потому, что день провели в
нечистоте... И вот, если научимся так
контролировать себя, будем знать, что
говорить на исповеди. "Кто привыкает
давать отчет о своей жизни на исповеди
здесь, тому не будет страшно давать ответ на
Страшном Суде Христовом", говорит
святой праведный Иоанн Кронш
тадтский. Кто никогда не каялся или
каялся нечисто, должен сделать генеральную
исповедь вспомнить и записать все
грехи, совершенные с детства. Иные
записывают только те грехи, в которых не
каялись прежде, но если грехи повторялись, в
них снова нужно каяться. Затем надо
примириться с ближними: и с теми, кого мы
обидели, и с теми, кто нас обидел. Попросить
у них прощения. Когда придем на исповедь,
должны не оправдывать себя, а обличать,
осознать свои грехи, осудить их, открыть
духовнику, и верить, что Господь их простил
в таинстве покаяния. Грех в нашей душе
как змея под камнем. Поднимешь камень
змея уползает, откроешь грех и душа
освободится от него. Нужно только подробно
рассказать все духовнику, получить у него
от Господа разрешение, мало того
прине
сти достойные плоды покаяния, т.е.
сотворить добрые дела. "Покаянием,
говорит святой Иоанн Златоуст, я
называю не только отвращение от прежных
худых дел, но еще более намерение
делать добрые дела". И первое наше доброе
дело исповедь, потому, что исповедь
истребляет неправду, примиряет нас с Богом,
возвращает душе мир и покой, а значит
радость и надежду нашим ближним.
Когда таинство исповеди не совершается:
Если священник находится под запретом
архиерея и он совершает таинство исповеди,
оно не действительно.
Если мы пришли на исповедь, ни одного греха
не назвали, а сказали только свое имя, даже
если над нами прочитана разрешительная
молитва, таинство исповеди не совершается
Если мы пришли на исповедь, все грехи
сказали, но один грех сознательно утаили,
таинство исповеди не совершается.
Если мы все грехи сказали, но над нами не
была прочитана священником молитва "Господь
и Бог наш Иисус Христос, благодатию и
щедротами Своего человеколюбия, да простит
ти, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз,
недостойный иерей, властию Его мне данною,
прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих,
во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь",
таинство исповеди не совершилось. Если
мы все грехи сказали, но не дали Богу
обещание исправиться, таинство исповеди не
совершилось. Если мы все грехи
сказали, но не примирились с ближними,
находимся с ними во вражде, таинство
исповеди не совершилось. Когда грехов
много, бывает тяжело их высказать одному
священнику, а то и стыдно, и если мы часть
грехов скажем одному священнику, часть
другому, третьему, т.е. сознательно свои
грехи утаим на исповеди, разнесем свои
грехи по разным духовникам, таинство
исповеди не совершается. Но если мы
покаялись во всем и священник прочитал над
нами разрешительную молитву, мы уехали, и
вдруг вспомнили еще грехи, и нет у нас
возможности к этому священнику опять
поехать, тогда мы можем обратиться к любому
священнику.
Если мы стали каяться, а в это время
священник по каким-то причинам отвлекся,
или по стар
ости слабо слышит, а мы в это время
стараемся побыстрее свои грехи сказать, так,
чтобы он не расслышал, таинство исповеди не
совершается.
Если мы грехи написали, а народа много и
священник их не прочитал при нас, таинство
исповеди не совершилось.Сначала надо знать,
что это такое, а как к ней готовится и что
нужно сделать ты почерпнешь из информации,
которую я взяла из православного сайта,
сейчас уже не вспомню, какого. Заключается
информация в вопросах и ответах священнику(ка).
Правда читать придется много. Наберись
терпения. Бог в помощь!
Вопросы, касающиеся исповеди.
Человек приходит на исповедь, чтобы снять с
себя гнетущую его душевную тяжесть. Он ищет
возможности излить кому-то душу, получить
совет и обрести, наконец, спокойствие. Но
скажите, чем в этом смысле исповедь
отличается от задушевной беседы с близким
другом или от консультации с
психоаналитиком?
Откровенный разговор о своих проблемах,
действительно, чисто психологически
помогает человеку разобраться в себе и
получить чисто внешнее успокоение. Но
исповедь - это не просто разговор о
проблемах, а покаяние в своих согрешениях, в
нарушениях Божественного закона, заповедей
евангельских. Цель исповеди - прощение
грехов. Это Таинство, одно из семи Таинств
Русской Православной Церкви, исповедь
часто называют вторым крещением. Ведь
крещение смывает с человека все грехи: ты
становишься чист, как младенец, как ангел.
Но ты ступаешь дальше по земле и опять
начинаешь грешить. Поэтому даже были в
древности такие случаи, когда люди
оттягивали сознательно крещение прямо чуть
ли не до смертного часа, чтобы не согрешить
ни в коем случае. Например, император
Константин Великий, которого
равноапостольная церковь почитает
защитником православия - он дал христианам
возможность строить храмы, исповедовать
веру, сам, тем не менее, крестился на
смертном одре. Исповедание своих
согрешений пред священником есть второе
крещение, которое с тебя смывает все. И ты
опять делаешься младенцем своего рода.
А не слишком ли легко тогда
получается: исповедался - и снова чист?
Это такой же старый вопрос,
как теорема Пифагора. Говорят: не согрешишь
- не покаешься. На самом деле это лукавая
фраза. Тот, кто действительно исповедуется,
он старается потом измениться. Бывает
конечно, что после исповеди люди опять
впадают в те же самые согрешения, будучи не
силах преодолеть себя. Приведу вам такое
сравнение: меня допустим, один раз вылечили
от язвы желудка, а я опять начал кушать не то,
что надо, и язва снова открылась. Но я еще не
встречал людей, которые приходят на
исповедь без желания измениться... Святой
отец Исаак Сирин говорил: "Видеть свои
грехи - талант больший, чем видеть ангелов".
А существуют такие грехи, которые нельзя
искупить, даже раскаявшись на исповеди?
Нет такого греха, который может быть не
прощен за покаяние.
Значит, достаточно
покаяться...
Вы так говорите -
достаточно покаяться, как будто это как
кофе выпить. Из своего даже убогого опыта
знаю, что покаяться очень сложно. И чем
страшнее грех, тем труднее. Ведь некоторые
грехи приводят человека к тому, что у него
отнимается возможность покаяния. Он не
может покаяться! Один не может признать
своей вины, другой не видит своих грехов, а
третьего что-то не пускает. Вот в чем дело. А
если бы он покаялся, ему все простилось бы!
А если я покаюсь, не
приходя в церковь к священнику, мне тоже все
простится?
Нет, в этом случае Таинства не
произойдет. Таинство исповеди в том и
состоит, что при устном исповедании грехов
священник выступает свидетелем и
совершителем этого Таинства. Он выслушал
мои грехи и, если увидел мое сокрушение и
раскаяние, и желание измениться, он
накрывает меня епитрахилью и говорит: "Прощаю
и разрешаю!" А может сказать: нет, пока
невозможно тебя ни простить, ни разрешить,
иди-ка, подумай над своей жизнью. Вот так!
То есть прощение после
исповеди ты необязательно получишь?
Необязательно. Но это
редко происходит. Чаще всего люди идут на
исповедь все-таки с сокрушением. Как вы
думаете, простил бы Христос Иуду, если бы
предатель упал в ноги Учителю и покаялся? Да
уж наверняка бы простил, если он и апостола
Петра простил, хотя тот трижды от него
отрекся! Но Иуда презрел эту возможность,
пошел и удавился. Так и многие люди идут тем
же путем: натворят в своей жизни и умирают
без покаяния. Существует понятие смертного
греха: если человек, совершив его, не
покается, он обречет себя на погибель. Сюда
относят, например, умышленное
смертоубийство, содомский грех, отречение
от веры, притеснения людей, которые не могут
тебе ответить, - сирот, вдов, убогих.
Смертным грехом, заметьте, считается
удержание заработанной платы наемным
рабочим...
Супружеская измена более
греховна для женщины или для мужчины?
Одинаково. В евангельской заповеди "не
прелюбодействуй" пол не указан.
Человек может в своих мыслях
предаваться самому утонченному разврату, в
жизни никогда не совершая ничего подобного.
Он все равно грешен?
Да. И дело, и
помышления, по словам Христа, судятся
одинаково. Помните, в Нагорной проповеди
говорится: "Тот, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействует с ней в
сердце своем". Это касается не только
прелюбодейства. Вот вы кого-то ударили или
помыслили об этом - духовную
ответственность одинаковую будете нести.
Дайте чисто
практический совет: как бороться с
искушениями?
Абстрактного совета
не дашь. С разными искушениями можно по-разному
бороться. Гнев усмиряется безгневием,
чревоугодие - воздержанием и т.д., каждой
болезни - свое лекарство. Верующий человек в
трудные минуты жизни укрепляется верой.
Козни лукавого изгоняются не
интеллектуальными упражнениями, не
медитацией, а постом и молитвами. Пост - это
не просто мяса не есть, а молитва - это не
просто лбом биться об пол, это - труд, работа
над своей душой.
А тот, кто ни разу в
жизни не исповедовался, тянет за собой весь
груз своих грехов?
Если упрощенно говорить, то да,
это как камни, которые человек себе во все
карманы насовал, да еще и в мешке за спиной
несет и думает: "Почему мне так тяжело
идти?".
О чем говорить на исповеди священнику?
Исповедь - это не беседа о своих
недостатках, сомнениях, это не простое
осведомление духовника о себе.
Исповедь - это таинство, а не просто
благочестивый обычай. Исповедь - это
горячее покаяние сердца, жажда очищения,
которая происходит от ощущения святыни, это
второе Крещение, и, следовательно, в
покаянии мы умираем для греха и воскресаем
для святости. Раскаяние - первая степень
святости, а бесчувственность - это
пребывание вне святости, вне Бога. Часто
вместо исповеди своих грехов происходит
самовосхваление, обличение близких и
жалобы на трудности жизни.
Некоторые исповедующиеся стремятся
безболезненно для себя пройти через
исповедь - говорят общие фразы: "во всем
грешна" или распространяются о мелочах,
умалчивая о том, что действительно должно
тяготить совесть. Причиной тому является и
ложный стыд перед духовником, и
нерешительность, но особенно - малодушный
страх всерьез начать разбираться в своей
жизни, полней мелких, ставших привычными
слабостей и грехов.
Грех - это нарушение христианского
нравственного закона. Поэтому святой
апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает
такое определение греха: "Всякий,
делающий грех, делает и беззаконие" (1 Ин.
3, 4).
На исповеди надо рассказать, не питаем
ли мы злобы на ближнего и примирились ли с
тем, с кем ссорились, а если кого не можем
увидеть лично, то примирились ли с ним в
сердце своем? На Афоне духовники не только
не разрешают инокам, имеющим злобу на
ближнего, служить в церкви и приобщаться
Святых Тайн, но, читая молитвенное правило,
они должны в молитве Господней опускать
слова: "и остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим", дабы не быть
лжецами перед Богом. Этим запрещением инок
как бы на время, до примирения с братом,
отлучается от молитвенного и
евхаристического общения с Церковью.
Существенную помощь получает молящийся
о тех, кто часто вводит его в искушение
гнева. Благодаря такой молитве в сердце
вселяется чувство кротости и любви к людям,
которых еще недавно ненавидели. Но на
первом месте должна быть молитва о
даровании кротости и отгнании духа гнева,
мести, обиды, злопамятства.
Как происходит исповедь в храме?
Господь наш Иисус Христос
сказал, обращаясь к ученикам Своим: "Истинно
говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет
связано на небе; и что разрешите на земле, то
будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). Он же,
явившись апостолам по Воскресении Своем,
сказал: "Мир вам! как послал Меня Отец, так
и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит
им: примите Духа Святаго. Кому простите
грехи, тому простятся; на ком оставите, на
том останутся" (Ин. 20, 21-23). Апостолы,
исполняя волю Совершителя спасения и
Начальника веры нашей, передали эту власть
преемникам своего служения - пастырям
Церкви Христовой. Именно они, священники, и
принимают нашу исповедь в храме. Первая
часть последования, которая обычно
совершается одновременно для всех
исповедников, начинается возгласом: "Благословен
Бог наш...", затем следуют молитвы, которые
служат вступлением и подготовкой к личному
покаянию, помогают исповеднику
почувствовать свою ответственность
непосредственно перед Богом, свою личную
связь с Ним. Уже в этих молитвах
начинается раскрытие души перед Богом, в
них выражается надежда кающегося на
прощение и очищение души от скверны грехов. По
окончании первой части последования
священник, обратившись лицом к собравшимся,
произносит предписанное Требником
обращение: "Се, чадо, Христос невидимо
стоит...". Глубокое содержание этого
обращения, раскрывающего смысл исповеди,
должно быть понятно каждому исповеднику.
Оно может заставить холодного и
равнодушного осознать в этот последний
момент всю высочайшую ответственность дела,
ради которого он подходит сейчас к аналою,
где лежит икона Спасителя (Распятие) и где
священник не простой собеседник, а лишь
свидетель таинственной беседы кающегося с
Богом. Особенно важно постичь смысл
этого обращения, разъясняющего сущность
таинства, тем, кто впервые подходит к аналою.
Поэтому мы приводим это обращение по-русски:
"Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред
тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись,
не бойся и не скрывай что-либо от меня, но
скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и
примешь оставление грехов от Господа
нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед
нами: я же только свидетель, и все, что
скажешь мне, засвидетельствую пред Ним.
Если же скроешь что-нибудь от меня, грех
твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты
пришел в лечебницу, так не уйди же из нее
неисцеленным!"
На этом кончается первая
часть последования и начинается
собеседование священника с каждым
исповедником отдельно. Во время
собеседования священник и исповедник стоят
у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову
перед лежащим на аналое святым Крестом и
Евангелием. Важнейший момент исповеди -
словесное исповедание грехов. Не нужно
ждать вопросов, надо самому сделать усилия;
ведь исповедь - это подвиг и
самопринуждение. Говорить надо точно, не
затемняя неприглядности греха общими
выражениями (например, "грешен против
седьмой заповеди"). Очень трудно,
исповедуясь, избегнуть соблазна
самооправдания, трудно отказаться от
попыток объяснить духовнику "смягчающие
обстоятельства", от ссылок на третьих лиц,
якобы введших нас в грех. Все это признаки
самолюбия, отсутствия глубокого покаяния,
продолжающегося коснения в грехе. Иногда на
исповеди ссылаются на слабую память, не
дающую, будто бы, вспомнить все грехи.
Действительно, часто бывает, что мы легко и
быстро забываем наши грехопа дения. Но
происходит ли это только от слабой памяти?
Ведь, например, случаи, когда особенно
больно было задето наше самолюбие, когда
нас незаслуженно обидели или, наоборот, все
то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи,
наши добрые дела, похвалы и благодарности
нам - мы помним долгие годы. Все то в нашей
мирской жизни, что производит на нас
сильное впечатление, мы долго и отчетливо
помним. Не значит ли это, что мы забываем
наши грехи потому, что не придаем им
серьезного значения? Знак совершенного
покаяния - чувство легкости, чистоты,
неизъяснимой радости, когда грех кажется
так же труден и невозможен, как только что
далека была эта радость. По окончании
исповедания своих грехов, выслушивает
заключительную молитву и священник, покрыв
ему голову епитрахилью и возложив поверх
нее руки, читает разрешительную молитву -
она содержит тайносовершительную формулу
таинства Покаяния: "Господь и Бог наш
Иисус Христос, благодатию и щедротами
Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя
рек), вся согрешения твоя: и аз, недостойный
иерей, властию Его мне данною, прощаю и
разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя
Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".
Произнося последние слова разрешения,
священник осеняет голову исповедника
крестным знамением. После этого исповедник
встает и целует святой Крест и Евангелие в
знак любви и благоговения перед Господом и
верности данных Ему в присутствии
духовника о бетов. Преподание разрешения
означает полное отпущение всех
исповеданных грехов кающегося, и тем самым
ему дается разрешение приступить к
Причастию Святых Тайн. Если духовник
считает невозможным немедленно отпустить
грехи данного исповедника вследствие их
тяжести или нераскаянности, то
разрешительная молитва не читается, и
исповедник не допускается к Причастию.
Как относится к священникам и к исповеди?
Согласно правилам
Православной Церкви ее члены должны
прибегать к исповеди, начиная с семилетнего
возраста. Иными словами, уже с семилетнего
возраста Церковь считает человека
способным отвечать перед Богом за свои
поступки, бороться со злом в себе и получать
благодатное прощение в таинстве Покаяния.
Дети и подростки, воспитанные своими
родителями в христианской вере, по
Православной традиции после семи лет
приходят на исповедь, чинопоследование
которой ничем не отличается от обычного.
Как часто надо
исповедоваться? Надо исповедоваться
возможно чаще, по крайней мере, в каждый из
четырех постов. Нам, неискусным в покаянии,
необходимо вновь и вновь учиться каяться.
Необходимо стремиться к тому, чтобы
промежутки между исповедями были наполнены
духовной борьбой, усилиями, питаемыми
плодами последнего говения и возбуждаемыми
ожиданием приближающейся новой исповеди.
Хотя и желательно иметь своего духовника,
но это вовсе не обязательное условие для
истинного покаяния. Для человека,
действительно страдающего от своего греха,
безразлично, у кого он исповедует его; лишь
бы как можно скорее покаяться в нем и
получить отпущение. Покаяние должно быть
совершенно свободным, никак не вынужденным
лицом исповедующим. Но те духовные связи,
которые образуются между исповедующимся и
исповедником, хотя и не являются каким-либо
формальными, не могут ставиться ни во что.
Подлинная церковная жизнь требует
постоянства и крепости таких связей - "пастыря"
со своими, ибо только на такой основе и
возможна жизнь духовная. Общение со
священником на исповеди - это неторопливое
перечисление своих грехов и выслушивание
молитв. К священникам, пастырям, нельзя
относиться лишь как к требоисполнителям. К
сожалению, потребительское отношение к
Церкви остается одним из самых
распространенных пороков нашей церковной
жизни. "Потребительство" многолико,
оно вырастает не только из лености и
равнодушия к Церкви, но порой из "ревности
не по разуму", отсюда и злоупотребление
пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли,
разыгрываемые перед священником, отсюда
"паломничество" из монастыря в
монастырь, от духовника к духовнику,
сопровождающееся всякого рода
околоцерковными пересудами, подменяющими,
по сути, духовную жизнь. Всякий
приступающий к исповеди должен знать:
исповедь - не индульгенция, при которой
чувство смущения, стыда и даже покаяния
служит как бы платой, вносимой за грех и
позволяющей жить дальше как ни в чем не
бывало. Исповедь - это глубоко личностный
акт, а вместе с подготовкой к исповеди и
процесс, в котором человек раскрывается не
только для Бога, но и для самого себя.
Исповедь без преувеличения можно назвать
процессом рождения личности, процессом
иногда мучительным, ибо человеку
приходится что-то от себя отсекать, что-то
вырвать из себя с корнем, но и процессом
спасительным и в итоге всегда радостным.
Есть еще один момент, на который надо
обратить внимание, - уважение к исповеди.
Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть
ли не вплотную к священнику и
исповедующемуся, так что даже могут слышать
их. Никакая толчея не может здесь служить
оправданием, и никто не должен подходить к
священнику и исповедующему так близко.
Тайна исповеди должна быть ограждена от
всего, в том числе и от давки.
Как готовиться к исповеди?
Многие считают себя
верующими, ходят в церковь, молятся, а
каяться не умеют, не видят своих грехов.
Как научиться каяться? Для этого надо
постоянно контролировать себя, свои
поступки, слова и мысли. Только заметишь что-либо
недоброе, сразу обращайся с сокрушением к
Богу: "Прости, Господи, меня, окаянного(ую)
и помилуй!". А затем исповедуй свой грех
перед священником. "Утром испытай себя,
как провел ночь, а вечером так же, как провел
день, советует святой преподобный
авва Дорофей, И среди дня, когда
отяготишься помыслами, рассмотри себя". И
преподобный Симеон Новый Богослов говорит:
"Совершай каждый вечер суд над собой, как
день провел: Не осудил ли кого? Не досадил ли
кому словом? Не посмотрел ли страстно на чье-либо
лицо?"
К исповеди надо готовиться заранее: все
продумать, вспомнить все грехи, пройти по
извилинам своей души, и обязательно все
записать, а то пойдем к батюшке на исповедь,
а враг может помрачить разум все
забудем. А еще лучше выработать
привычку записывать, чем согрешил. Перед
тем, как лечь спать, можно мысленно
представить прошедший день, как мы его
провели: как утром молились, не рассеянно ли,
где были наши мысли в словах молитвы,
или на кухне, в магазине; не обидели ли кого
в этот день, не ругались ли, не обижались ли,
если кто нас поругал, не завидывали ли, не
тщеславились ли? А как сидели за столом?
Наверняка лишнее съели. Читали ли молитву
Иисусову, молились ли перед каждым делом,
думали ли хоть немного о своей душе? Или
только о плоти? А как ночь прошла? Может были
нечистые сны, потому, что день провели в
нечистоте... И вот, если научимся так
контролировать себя, будем знать, что
говорить на исповеди. "Кто привыкает
давать отчет о своей жизни на исповеди
здесь, тому не будет страшно давать ответ на
Страшном Суде Христовом", говорит
святой праведный Иоанн Кронш
тадтский. Кто никогда не каялся или
каялся нечисто, должен сделать генеральную
исповедь вспомнить и записать все
грехи, совершенные с детства. Иные
записывают только те грехи, в которых не
каялись прежде, но если грехи повторялись, в
них снова нужно каяться. Затем надо
примириться с ближними: и с теми, кого мы
обидели, и с теми, кто нас обидел. Попросить
у них прощения. Когда придем на исповедь,
должны не оправдывать себя, а обличать,
осознать свои грехи, осудить их, открыть
духовнику, и верить, что Господь их простил
в таинстве покаяния. Грех в нашей душе
как змея под камнем. Поднимешь камень
змея уползает, откроешь грех и душа
освободится от него. Нужно только подробно
рассказать все духовнику, получить у него
от Господа разрешение, мало того
прине
сти достойные плоды покаяния, т.е.
сотворить добрые дела. "Покаянием,
говорит святой Иоанн Златоуст, я
называю не только отвращение от прежных
худых дел, но еще более намерение
делать добрые дела". И первое наше доброе
дело исповедь, потому, что исповедь
истребляет неправду, примиряет нас с Богом,
возвращает душе мир и покой, а значит
радость и надежду нашим ближним.
Когда таинство исповеди не совершается:
Если священник находится
под запретом архиерея и он совершает
таинство исповеди, оно не действительно.
Если мы пришли на исповедь, ни одного греха
не назвали, а сказали только свое имя, даже
если над нами прочитана разрешительная
молитва, таинство исповеди не совершается
Если мы пришли на исповедь, все грехи
сказали, но один грех сознательно утаили,
таинство исповеди не совершается. Если мы
все грехи сказали, но над нами не была
прочитана священником молитва "Господь и
Бог наш Иисус Христос, благодатию и
щедротами Своего человеколюбия, да простит
ти, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз,
недостойный иерей, властию Его мне данною,
прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих,
во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь",
таинство исповеди не совершилось. Если
мы все грехи сказали, но не дали Богу
обещание исправиться, таинство исповеди не
совершилось. Если мы все грехи сказали, но
не примирились с ближними, находимся с ними
во вражде, таинство исповеди не совершилось.
Когда грехов много, бывает тяжело их
высказать одному священнику, а то и стыдно,
и если мы часть грехов скажем одному
священнику, часть другому, третьему, т.е.
сознательно свои грехи утаим на исповеди,
разнесем свои грехи по разным духовникам,
таинство исповеди не совершается. Но если
мы покаялись во всем и священник прочитал
над нами разрешительную молитву, мы уехали,
и вдруг вспомнили еще грехи, и нет у нас
возможности к этому священнику опять
поехать, тогда мы можем обратиться к любому
священнику. Если мы стали каяться, а в это
время священник по каким-то причинам
отвлекся, или по стар ости слабо слышит, а мы в это время
стараемся побыстрее свои грехи сказать, так,
чтобы он не расслышал, таинство исповеди не
совершается. Если мы грехи написали, а народа много и
священник их не прочитал при нас, таинство
исповеди не совершилось.