ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Если Вам известен другой ответ
ВОПРОС:
Почему отпели в церкви М. Цветаеву? Ведь она сама ушла из жизни.
ОТВЕТ:
В мае 1922 с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу. В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
Отпевают самоубийц в церкви в двух случях:: человек сходит с ума или вынужден закончить жизнь так. Я думаю, что с Цветаевой - второй случай.
МП приняла решение об отпевании Цветаевой в 1991 году благодаря запросу ее сестры Анастасии
В случае с обращением Анастасии Цветаевой получилось, во-первых, что с подобной просьбой обратился человек, достаточно известный в обществе, а во-вторых, действительно знающий ситуацию из первых рук. И на ее запрос было дано разрешение отпеть Марину. Возможно НКВД поставило ее в такие условия, что ей было предложено выбирать: либо вы сами с собой разберетесь, либо с вами разберутся. И все эти обстоятельства и привели к такой трагической гибели.
Еще в 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в московском храме Вознесения Господня ("Большое Вознесение"), что у Никитских ворот была совершена панихида по рабе Божией Марине.
По каноническим правилам Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Таковых хоронят без церковного отпевания, по ним не служат панихиды, в христианских странах самоубийц даже не хоронили на кладбищах, разрешалось совершать их погребение только за кладбищенской оградой, поскольку кладбища освящались, на них часто сооружали храмы и поминальные часовни. Канонический запрет связан с богоборным характером самоубийства как такового. Человек, которому жизнь дана не им самим, а от Бога, бросает вызов Творцу, намереваясь распорядиться Его даром по собственному усмотрению. В этом смысле очень похожи два типа убийств: самоубийство и аборт. Как в том, так и в другом случае налицо грубое превышение человеком тех экзистенциальных "полномочий", которые даны ему по Закону Божию.
Существуют, однако, ситуации, в которых строгость церковного правила смягчается снисхождением к немощи человеческого естества. Так, например, если бы церковные правила об епитимиях (церковных наказаниях), принятые Вселенскими и Поместными Соборами Православной Церкви, исполнялись с буквальной точностью, мало бы нашлось православных христиан, которые могли бы причащаться или участвовать в других церковных таинствах. За самые, как может показаться, обыденные и повседневные грехи канонические правила предусматривают очень серьезные наказания: отлучение от Причащения на несколько лет (семь, пятнадцать, двадцать), недопущение к участию в богослужениях (кающиеся стояли на паперти храма или в притворе, но не могли приблизиться к алтарю либо имели право находиться в храме только до определенного момента богослужения). За убийство ребенка во чреве мать, повинную в этом злодеянии, отлучали от Причащения на всю жизнь, позволяя ей причаститься только на смертном одре.
Общее же снижение уровня духовной жизни и церковной дисциплины христиан привело к тому, что по отношению к своим членам Церковь стала придерживаться не принципа акривии - буквального и точного исполнения всех дисциплинарных правил, а принципа икономии - снисхождения к немощам. Среди тех, кого принцип икономии коснулся в первую очередь, были второбрачные и третьебрачные христиане, покаявшиеся еретики и вероотступники, обратившиеся к покаянию раскольники. Постепенно в их число стали попадать и самоубийцы, хотя отношение к ним оставалось более строгим, чем ко всем прочим.
Тем не менее как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.
В случае Марины Цветаевой основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева. По внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.
автор страницы
11.7.08
Ждем Ваших вопросов и ответов !
Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.