Православная страница Николая Ардабьевского

Вопросы с ответами Вопросы без ответа

ВОПРОС - ОТВЕТ !!!

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.   

Спрашивайте !  

Если Вам известен другой ответ  

направьте его нам !

ВОПРОС:

Крещён я в раннем детстве, но таинство Святого Причастия проходил лишь однажды... За свою, может быть пока не очень долгую жизнь, я успел сделать много того, о чём не только говорить, но и вспоминать трудно "не морщась"...Мерзкие страсти и по сей день не отступили далеко. На моём первом Причастии, а вернее на первой в моей жизни Исповеди, я столкнулся с тем, что и мучает меня теперь, а именно - с глубочайшим стыдом, сковывающим меня, и непозволяющим высказать всё то, в чём необходимо исповедаться. Я конечно понимаю, что этот стыд будет помощником в очищении - чрез него и истинное покаяние - и сгорание греха (По Милости Божией)...Но, как бы там ни было, исповедался я далеко не во всём... Однако принял Причастие... И вот я хочу (чувствую потребность) немедленно исповедаться и Причаститься снова, и рассказать так же о моей прошлой не полной исповеди - однако не смею и представить как я смогу исповедать всё множество грехов, о которых, по причине стыда, умолчал в прошлый раз... Я заранее прошу прощения за моё малодушие, прошу не осуждайте слабость моей воли (конечно не осудите!)... Но не существует ли какого-нибудь альтернативного метода исповеди ? Наверное всё это прозвучит глупо, но, может быть, можно, например, написать всё(ничего не утаив) на бумаге, и отдать Батюшке ? Хотя бы на первый раз ? Затем уже никогда не возвращаться к тем грехам (хотя бы попробовать)...Я уже долго ношу это всё в себе, и многое передумал в своей голове - понял только то, что очень слаб, а не как побороть себя (хотя это и не возможно человеку автономно, без Помощи Бога). В прочем я очень не осведомлён во внешних свойствах Церковной Жизни (чего уж говорить об уровне моей духовности)...
Как быть ? Надеюсь на понимание (конечно поймёте!)...

ОТВЕТ:

Можно все подробно написать на бумаге и не только в первый раз, но и в последующие. Такая практика очень даже приветствуется многими святыми Отцами Церкви. Только надо основательно подготовиться к исповеди. Исповедаться лучше в будние дни, когда меньше народу. Тогда у священника будет больше свободного времени, чтобы поговорить с вами, дать совет, наставление в борьбе со страстями духовными. И не надо стесняться священника, он такой же человек и ему, поверьте, знакомые многие из страстей, которым подвержены люди (и из собственного жизненного опыта и из огромного количества перечисляемых на исповеди грехов людских). Перед причащением надо поститься, выберите любые два или три дня в неделе (лучше в среду и пятницу), прочитать правило ко святому причащению (из молитвослова). Тогда причастие будет на пользу, а не во осуждение. И страсти поутихнут постепенно. Причащаться надо хотя бы раз в месяц.

    Руководство к исповеди:

                                                  Кратчайшая исповедь.

                                 Грехи против Господа Бога
     Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
                                           Грехи против ближнего
     Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев - вражда в семейной или домашней жизни.
                                         Грехи против самого себя
     Праздные или скверные мысли в душе. Желания зла ближнему. Лживость слова, речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть.  Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.  Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.
                                      Грехи хулы на Духа Святого
     Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.  Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
               Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
     Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).  Содомский грех.  Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
      Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь.
От кающегося требуется:
     Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление - новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь...

V.M.
31.5.9

ОТВЕТ:

Уверен, что в письменном виде подать исповедь христианину, который только еще встал на путь покаяния, вполне ДОПУСТИМО. В своей практике я это допускаю для начинающих, которые еще не смогли побороть ложный стыд. Священник прочитает и тактично задаст несколько вопросов. Опытный духовник даже в такой ситуации может направить человека к покаянию. Главное - начать. А Вы на правильном пути.

прот. А.
21.6.9

ОТВЕТ:

Сердце радуется, видя Ваше раскаяние и желание быть ближе к Богу! На этом пути не надо ничего бояться: ни того, что священник осудит Вас (ему особая благодать дана - не осуждать, а врачевать, хотя бы молитвой, и он делает это каждый день для множества кающихся), ни того, что Вы займете его время (Ваша вечная жизнь важнее, чем его полчаса, и он это тоже понимает). Перед исповедью священник читает молитвы, в которые есть, кроме всего прочего, и такая фраза: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое: не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене; но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Аще же что скрыеши от мене, сугуб грех имаши". Скрыв часть грехов, вы согрешили и причастились недостойно, то есть не в Жизнь Вечную, а в смерть. Вам нужно как можно скорее снова исповедаться, исповедав, в том числе и то, что на прошлой исповеди вы намеренно назвали не все грехи, и объяснить, почему. И причаститься снова, но уже с чистой совестью (но с осознанием своего недостоинства этого Дара - приобщения ко Христу! Ощущение своего недостоинства перед причастием - нормальное ощущение, оно происходит от трезвого взгляда на собственное состояние, и сопровождает христианина всю жизнь).Если Вам все-таки тяжело и стыдно исповедаться так долго, Вы можете отдать бумажку с написанной исповедью священнику, чтобы он прочитал. Но при этом надо помнить, что исповедуетесь Вы в этот момент не священнику, а Христу, священник - только свидетель, как бывают свидетели на свадьбе. И пока священник читает Вашу исповедь, вам нужно самому мысленно произносить её перед Христом. Но я бы все-же посоветовала исповедоваться вслух, это вызывает покаянные чувства и после исповеди не возникнет тяжкого ощущения, что исповедь была кокой-то "ненастоящей". Каждый христианин в наше время проходит этот этап, первая исповедь - очень длинная, приходилось видеть в храме прихожан, чья исповедь занимала 12-страничную тетрадку, исписанную мелким почерком. И в этом нет ничего страшного, если там - действительно исповедь, а не жалоба на жизнь, и не самооправдание, как бывает. И наградой Вам будет - непередаваемое чувство легкости и уверенности в том, что Господь Вас действительно очистил от всего, что Вы за свою жизнь совершили дурного. Радости Вам и возрастания во Христе! И скорейшего уврачевания раны, которую Вы сами так неосторожно себе нанесли.

Nevecher
5.7.9

ОТВЕТ:

Позвольте дать вам совет давно воцерковленного человека. Никаких альтернатив исповеди, как Таинства, в котором Бог отпускает грехи, нет. Исповедь для того и дана людям, чтобы мы могли очиститься, смыть грязь накопившихся грехов. То, что вы чувствуете большой стыд и ввиду этого не хотите говорить священнику о грехе - это обман, обольщение вас дьявола. Поймите. на исповеди священник - лишь посредник между Богом и вами. Когда священник читает над вам разрешительную молитву, Бог прощает вас. "Что свяжете на земле, то свяжется на небе. Что отпустите на земле, то отпуститься и на небе" - сказано в Евангелии. Грех, который вы не исповедали, остался в вас и будет жечь вас. Самое страшное, что вас ждет с нераскаянным грехом по разлучении души с телом - вас не пропустят бесы на небеса, а ввергнут во ад. С этим лучше не шутить. Это сейчас, пока мы в теле, нам кажется все это выдумками попов - ну там про мытарства посмертные. Советую почитать святых отцов, да хотя бы здесь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29780.htm   и вы увидите. что шуток никаких нет. Короче, выход есть. Вы можете написать все свои грехи на бумажке и дать священнику. А когда он будет читать, мысленно кайтесь Богу в содеянном. Лично я почти всегда записываю все грехи свои на бумаге. Во-первых, чтобы не забыть, а во-вторых... ну, тот же стыд бывает. Я исповедаюсь у одного и того же священника, и вам советую. Так постепенно будет налаживаться между вам духовная связь, батюшка сможет вас духовно помочь. Говорить грехи вслух - на это большое мужество надо, хотя и чувство очищения после такой исповеди больше. Главное - все, что помните, даже самые страшные грехи. смертные - убийство, грабеж, насилие и т.п - все рассказать. Вот увидите, самому легче станет. Ведь Бог к вас повернется, примет вас в свои объятья. 

Удачи и Божией помощи!
Артемий
6.7.9

 

 

Ждем Ваших вопросов и ответов !

E-mail

Православная страница Николая Ардабьевского

HotLog

Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора сайт - православный, некоммерческий

© Николай Ардабьевский. Москва Россия

начало создания 5 августа 1997 г.