ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Если Вам известен другой ответ
ВОПРОС:
Темой для своей диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонах Алексий (Никоноров) выбрал историю христианства в Кавказской Албании, государства, которое находилась на территории Закавказья, занимая часть территории нынешнего Азербайджана и территорию Южного Дагестана. http://baku.eparhia.ru/history/albania/ Насколько мне известно, диссертация иеромонаха Алексия стало учебным пособием для семинаристов Ставропольской духовной семинарии. Я не знаю, изучают ли историю христианства в Кавказской Албании в других семинариях. Думаю, что на этой страничке естьлюди, которые интересовались этой частью истории христианства. Мне хотелось бы узнать мнение такого человека. Согласен ли он с выводом иеромонах Алексия, который утверждает: 'С распространением ислама в Албании сужается сфера деятельности Албанской Церкви. Однако особую роль в ущемлении прав и самостоятельности Албанской Церкви сыграла Армянская Церковь'? Как утверждает автор диссертации армяне начали вытеснение албанского духовенства с занимаемых им позиций и начали 'григорианизацию' албанов+ http://baku.eparhia.ru/history/albania/after_viii_centure/ Лично мне трудно понять, как истолковывает термин 'григоризация' иеромонах. Ведь св. Григорий является одним из вселенских святых, а в Москве, самом сердце столицы России, на Красной площади, стоит Храм, один из приделов которого освящен во имя Григория Армянского... Затрагивая, вопрос об упразднении несуществующей Албанской Церкви по указу российского царя иеромонах Алексий в своей диссертации оставил без ответа на вопрос: 'Почему же царь Николай I принял весьма странное решение, подчинив албанские церкви Эчмиадзину?' Не потому ли, что еще указом 1768 года императрица Екатерина II распространила власть Эчмиадзинского монастыря, который находился еще в пределах Персии, на все армянские церкви, которые находились в России? Итак, хотелось бы понять: зачем? Зачем иеромонаху Алексию потребовалось в своей диссертации искажать историю христианства в Закавказье и бросать в адрес ближайшей сестры РПЦ абсурдные обвинения+ Предвижу вопрос: почему бы не обратиться к автору диссертации? Прочитав историю Албанской Церкви в изложении иеромонаха Алексия, я, будучи не согласен с некоторыми его выводами отправил на сайт Бакинской Епархии письмо со своими замечаниями. Казалось бы, что иеромонах должен был, прежде всего, поблагодарить автора письма за внимание к его работе и постараться ответить на поставленные вопросы. Но события стали развиваться совершенно в ином русле. Получив ответ иеромонаха Алексия, я, признаюсь, несколько растерялся. Ответ иеромонаха замечателен, на мой взгляд, прежде всего, своим замечательным вступлением. 'Ваши амбициозные замечания по поводу моей работы лишены всякого основания. Вероятно, они вызваны недовольством по поводу того факта, что не все историки считают Армению единственным государством, простирающимся на протяжении всей своей истории 'от моря до моря', а Армянскую Церковь влиятельнейшим церковно-административным институтом, распространяющим свое исключительное влияние на все окружающие ее области'. http://baku.eparhia.ru/answer/?ID=570 В. Х.
ОТВЕТ:
Конечно же, на ваш вопрос лучше бы
ответил отец Алексий Никоноров, тот, кто
скурпулезно и без предвзятости занимался
изучением данной темы. Оговаривать и
искажать исторические факты ему совершенно
незачем, он православный христианин, монах,
давший определенные обеты Богу и здесь не
присутствует даже национальный фактор, т.к.
он русский и не имеет ничего против армян,
азербайджанцев и т.д. Вы пишете, что
отправили письмо со своими замечаниями, но
какие это замечания - не указываете. Как был
поставлен вопрос - тоже не указываете. Зачем
же тогда было священнику отвечать вам в
подобном тоне: 'ваши амбициозные
замечания'? Видимо вы задали вопрос в
соответствующем тоне. Насчет
григорианизации. Речь идет не о святом
Григории, а вероятно о последующей армяно-григорианской
ереси. Православная армянская церковь и все
православные церкви - русские, грузинские,
болгарские и прочие, состоят в едином
родстве - теле Христовом. Все мы братья по
Христу. А вот еретическая армяно-григорианская
группировка ли , церковь ли, называть можно
как хотите, не имеет евхаристического
общения со Вселенской Соборной Церковью,
она отделилась от нее при печальных
обстоятельствах и отпала тем самым от
благодати.
Вот ответы священников насчет армяно-григорианской
ереси, (взято с других сайтов):
ВОПРОС: Разъясните, пожалуйста, разницу
в 'мировоззрениях' Армянской Церкви и
Русской Православной Церкви.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА: Армянская Церковь,
которая принадлежит к группе Древних
Церквей Востока, по своему вероучению
достаточно далеко отстоит от Русской
Православной Церкви. В силу различных
исторических обстоятельств армянские
епископы не были в числе участников
Четвертого Вселенского Собора,
состоявшегося в Халкидоне в 451 году.
Вследствие этого Армянская Церковь не
приняла Христологического догмата,
принятого на этом Соборе, который стал
важнейшим вероучительным принципом
Православной Церкви. Суть Халкидонского
догмата состоит в том, что в Лице Господа
Иисуса Христа нераздельно, неслиянно,
неизменно и неразлучно соединены вся
полнота человеческой и вся полнота
Божественной природы и Господь Иисус
Христос в подлинном смысле является
Богочеловеком. Армянская Церковь вместе с
некоторыми другими древними церквами
исповедует в лице Иисуса Христа
единственность только Божественной
Природы, считая, что человеческая природа
была полностью в ней растворена.
Православная Церковь определяет это богословское мнение как ересь, и не имеет ни
с одной из таких церквей евхаристического
общения.
ВОПРОС: В своем ответе Вы обвинили
Армянскую церковь в ереси монофизитства.
Позволю себе заметить, что Ваше обвинение
явно ошибочное. Армянская церковь, хотя и не
признала решения собора Халкиндоского,
однако решительно осудила ересь Евтихия.
Лучшим опровержением Вашего обвинения
могут служить слова видного отца Армянской
церкви 11 века Нерсеса Благодатного: 'Нечестивый
Евтихий ложно учил, - писал он, - что Христос
не в действительности принял плоть Девы, а
только кажущимся образом прошел через нее,
как бы через желоб'.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА: Зря вы начали с
обвинения меня в 'ошибочном обвинении Армянской
церкви в ереси монофизитства'. Не я начал
это утверждать, но многие святые отцы и
духоносные мужи. Я только придерживаюсь их
мнения, ибо оно от Бога и истинно. К
сожалению, это представители Армянской
церкви поставили ее вне Церкви Христовой
отвержением решений Халкидонского
Вселенского Собора и принятием ереси
монофизитства и других нарушений
православной Традиции. От этого она
превратилась в самоизолированную и
отделенную от Вселенской Церкви
однонациональную церковь. Приведенная вами
цитата о.Нерсеса ничего не доказывает и
никак не может служить оправданию
разновидности монофизитской ереси,
исповедуемой Армянской церковью по сей
день. Эта ересь дала и другие печальные
всходы и плоды, такие как: своеобразное
иконоборчество, ненависть к принявшим
Халкидонский Собор и последующие Соборы
Вселенской Церкви. И без цитаты о.Нерсеса
мне и многим другим хорошо известно, что
Армянская церковь не отрицает факт принятия плоти родившимся от Духа
Святого и Приснодевы Марии Христом. Полное
отрицание Боговоплощения - это грубое
монофизитство, которое разделяли далеко не
все монофизиты. Монофизитством же является
не только полное отрицание реальной
человеческой плоти Иисуса Христа Сына
Божия, но любой малейший перенос, сдвиг или
перекос от человеческой природы Христа в
сторону Его Божества. Православие в этом
вопросе заключается в РАВЕНСТВЕ между
Божественным и человеческим во Христе.
Заявление же о любом неравенстве между
Богом и Человеком во Христе есть ересь.
Армянская церковь после многих колебаний (а
были неоднократные попытки вернуться к
православному исповеданию Христа, и даже на
некоторое время возвращались, но не
удержались) осталась исповедницей ереси
монофизитства, которая у них заключается не
в отрицании Боговоплощения, а в последующем
ПОГЛОЩЕНИИ БОЖЕСТВОМ ХРИСТА ЕГО
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Все дело в этой конкретной
расстановке акцентов в христологии
Богочеловека Иисуса Христа. После этого ни
символ Армянской веры, в котором
православно исповедуется Боговоплощение
Христа, ни утверждения отдельных отцов о
наличии плоти Христа никакого значения не
имеют. Вот почему крайне нелепо
приписывать вину обвинения Армянской
церкви в монофизитстве мне, а не самой
Армянской церкви. Она пребывала в нем за
много сотен лет до моего рождения. А вы
вдруг стали утверждать, будто бы
существовала все это время православная
Церковь Армении, входившая в семью
поместных православных церквей, и я, ни с
того ни с чего стал несправедливо обвинять
ее в монофизитской ереси. Если бы вы сказали
нечто вроде такого: 'Уважаемый отец, к
сожалению, по недостаточному знанию
вопроса вы приняли на веру сотни лет
существующее в церковных кругах
заблуждение о том, будто бы Армянская
Церковь придерживается монофизитской
ереси. Мои изыскания по данному вопросу
привели меня к другим выводам. Я убедился,
что на самом деле Армянская церковь никак
не исповедует монофизитскую ересь и
является чисто православной. Я также
убедился, что святитель Игнатий
Брянчанинов, святитель Феофан Затворник,
преп. Серафим Саровский, св. праведный Иоанн
Кронштадтский и многие другие святые отцы
ошибались в этом вопросе и напрасно
почитали Армянскую церковь за еретическую.
Я также убедился, что Сам Господь Бог ошибся
в этом вопросе, когда не дал армянскому
епископу и прочим с ним армянам
благодатного огня на гробе Господнем в
Иерусалимском храме Воскресения Христова в
1580г., но единственный раз в истории позволил
Благодатному огню выйти через каменную
колонну за пределы храма на православных.
Предлагаю щель в колонне замазать, а
историю исправить. В подтверждение своей
правоты привожу цитату армянского отца
Нерсеса, жившего в 11 веке, т.е. за 5 веков до
этого печального для армян события. Готов
предоставить вам и другие доказательства,
кроме этой цитаты'. Святитель Игнатий
Брянчанинов, который был на Кавказской
кафедре, прекрасно знал положение дел в
Армянской церкви и мнения многих армян,
тяготевших к православной вере. Он со
скорбью говорил, что Армянская церковь
очень близка православной вере во многом,
но не хочет отказаться от разделяющей нас
ереси монофизитства. Причина этому одна -
гордость, которая от многих веков
неправильного исповедания и от
однонациональности Армянской церкви (что
привнесло чувство национальной гордости и
исключительности) лишь окрепла, выросла и
возрастила гордыню Армянского
вероисповедания. Как известно, Бог гордым
противится и не дает им благодати. Гордость
сказалась в самом начале образования
Армянской церкви после отделения ее от
Вселенской непринятием Халкидонского
Собора. Дело обстояло так, что посланные
представители Армянской (еще православной)
церкви на Халкидонский Собор разделились
на две группы: тех, кто принял решения этого
Собора, и тех, кто не принял. Те, которые
приняли, остались праздновать победу
Церкви над монофизитской ересью.
Сочувствующие же монофизитству, обидевшись,
уехали домой в Армению раньше оставшихся.
Вернувшись, они слукавили,
воспользовавшись отсутствием православных
посланников, и сообщили собору Армянской
церкви, что якобы Халкидонский Собор
утвердил монофизитство как истину.
Армянский Собор поверил этому и принял
соборное решение от лица всей своей церкви
о новом исповедании - монофизитстве. Когда
вернулись православные участники собора,
то ложь и обман открылись. Но тогдашнему
епископату Армянской церкви не захотелось (по
гордости, тщеславию и честолюбию) признать
себя дураками, и они отказались от истины,
чтобы выглядеть 'умными' и 'приличными',
поставив этим армянский народ вне Церкви
Христовой. Конечно, были несогласные, была
борьба, были попытки фразеологического
украшательства и оправдательства
исповедуемой ереси, но результат остался
печальным - победила ересь.
А по большому счету, разве это суть важно? Нам надо думать конкретно о своем спасении, неразжигании межнациональной розни и постараться любить друг друга независимо от нации, вероисповедания, а также приобщать по возможности людей к православной вере для их спасения. Спаситесь сами и вокруг вас спасутся тысячи.
V. M.
7.8.9
ОТВЕТ:
Прочла ваш опус и посмеялась от дущи. Да-а, неправ иеромонах. Не поблагодарил вас за интерес к его работе. Не вдаваясь в тонкости истории, благодарим вас мы, простые обыватели. Как он пишет? 'От моря до моря'?, да нет же, от гор до гор, от лесов до лесов простирается Великая Армения и весь земной шар - это она же, только люди об этом не знают. Надо ориентироваться по глобусу Армении. Зачем было искажать иеромонаху искажать факты по поводу ближайшей сестры РПЦ? Насколько мне известно, РПЦ не признает армянскую церковь ближайшей сестрой, а скорее троюродной, родной все же будет православная армянская церковь, а не разросшаяся еретическая армяно-григорианская ветвь во главе с католикосом всех армян. 'Казалось бы, что иеромонах должен был, прежде всего, поблагодарить автора письма за внимание к его работе'? Прикольно. Все, чьи опусы вы читаете, должны быть благодарны вашему величеству, что вы снизошли до чтения их работ? А чем вызван ваш интерес к данной работе? Те помыслы, что двигали вами при заинтересованности его работой и те помыслы, которые двигали монахом при написании сей работы, ведомы одному Богу. Люди могут не разделять ваших убеждений, располагать другими источниками информации, затем существует разница во мнениях и сочинениях. В общем, спасибо вам, Валерий, что подняли нам настроение. Желаем вам успехов. Кланяемся в ножки за интерес к трудам монахов. А гордыньку-то надо изживать....
Р.Пер.
7.8.9
ОТВЕТ:
Здравствуй, Х. Валера! Извини, что буду обращаться с тобою на 'ты', думаю мой возраст это позволяет. Судя по горячности твоего изложения ты человек молодой, я же уже пенсионер. Прочитал твой вопрос и ответ иеромонаха Алексия. Когда посмотрел на дату твоего письма, честно говоря, пришел в недоумение. Со времени послания тобою письма, сынок, прошло без немногого около пяти лет. И столько лет будоражить людей своими вопросами? В течении этого времени, ты послал не одно письмо на разные сайты, как я полагаю. Ответ иеромонаха ты получил, а людям, которым ты в течении нескольких лет шлешь свои вопросы, поверь, очень мало дела до григоризации и албанизации. Пора сынок, угомониться. Это какая-то маниакальная зацикленность на этой теме. Сколько воды утекло с тех пор, столько всего изменилось! В мире сейчас кризис, люди думают, как прожить на зарплаты и пенсии. Думают, как объяснить молодежи - парням, а что ужаснее, и девицам, что нельзя курить, пить, сквернословить, блудовать с разными партнерами, считая это за норму. А тебя волнует столько лет эта тема. Все это сынок, суета сует. Жизнь так коротка! Вот у меня соседи: украинец, армян, башкир, азербажанец, лак (дагестанец). У всех разные характеры, иная вера, национальность, окружение. Но невзирая на это, сынок, живем душа в душу. Держимся друг за друга, помогаем, кто чем может. Бывает и поругаемся, что ж - жизнь! Но не держим зла друг на друга. За столько лет я не видел, чтобы у кого то из них были ссоры из-за веры, истории завоевания той или иной земли. Если судить по историческим завоеваниям и претендовании на ту или иную землю и религию, то все должны были бы перебить друг друга. Это если взращивать в себе зло, негодование. Нельзя так поступать, сынок. У людей своя правда, у Господа - своя. Обидел тебя иеромонах своим ответом, не можешь ты его воспринять, так прости его, поступи по христиански. Ведь ты наверное, христианин? Я не дока в вопросах богословия и истории как ты, и иеромонах Алексий. Вы умнее меня в этих вопросах. Но жизнь я прожил немалую, думаю жизненный опыт позволяет дать тебе совет. Живи проще, не зацикливайся на проблемах, которые не могут тебя привести к вечному блаженству после смерти. Главное, что завещал нам Христос - это любовь к людям. 'По тому узнают, что вы мои, если будете любить друг друга', вот слова самого Бога. Перестань, сынок баламутить народ своим негодованием. Прошло столько лет, это уже глупо и грустно. Желаю тебе, сынок найти силу воли в борьбе со страстями, и войти в Царство Небесное с чистой душой и чистыми помыслами. Извини, старика, если что не так.
Николай.П.
7.8.9
ОТВЕТ:
Прочла ваш опус и посмеялась от дущи. Да-а, неправ иеромонах. Не поблагодарил вас за интерес к его работе. Не вдаваясь в тонкости истории, благодарим вас мы, простые обыватели. Как он пишет? 'От моря до моря'?, да нет же, от гор до гор, от лесов до лесов простирается Великая Армения и весь земной шар - это она же, только люди об этом не знают. Надо ориентироваться по глобусу Армении. Зачем было искажать иеромонаху искажать факты по поводу ближайшей сестры РПЦ? Насколько мне известно, РПЦ не признает армянскую церковь ближайшей сестрой, а скорее троюродной, родной все же будет православная армянская церковь, а не разросшаяся еретическая армяно-григорианская ветвь во главе с католикосом всех армян. 'Казалось бы, что иеромонах должен был, прежде всего, поблагодарить автора письма за внимание к его работе'? Прикольно. Все, чьи опусы вы читаете, должны быть благодарны вашему величеству, что вы снизошли до чтения их работ? А чем вызван ваш интерес к данной работе? Те помыслы, что двигали вами при заинтересованности его работой и те помыслы, которые двигали монахом при написании сей работы, ведомы одному Богу. Люди могут не разделять ваших убеждений, располагать другими источниками информации, затем существует разница во мнениях и сочинениях. В общем, спасибо вам, Валерий, что подняли нам настроение. Желаем вам успехов. Кланяемся в ножки за интерес к трудам монахов. А гордыньку-то надо изживать....
Р.Пер.
7.8.9
ОТВЕТ:
Не зная броду, не суйся в воду - гласит старая русская пословица. Мой оппонент V.M. полез в тему, о сути которой понятия не имеет, но говорит, говорит и говорит, чтобы не выглядеть немым. Но самое удивительное в позиции V.M. тот факт, что борец с «арменской» ересью ссылается на мнение «отца» Олега Моленко. (http://www.omolenko.com/main.html) А кто такой Олег Моленко ? Олег Моленко (наст. фамилия Урюпин) не является тем, за кого выдает себя. Он— бывший священник Русской Зарубежной Православной Церкви, в настоящее время возглавляет созданную им секту, именуемую 'Вселенской Церковью Иоанна Богослова'. Апостол Иоанн, по мнению Урюпина-Моленко, 'воскрес вторым всеобщим воскресением сразу по своей смерти, и помимо небесных обителей, он имеет на земле Богом дарованную резиденцию в горах Гималаях'. Также бывший священник возводит многочисленные хулы на Пресвятую Богородицу и святых Православной церкви, на существующую церковную иерархию (перечислять все его кощунства мы не решимся). В целом, даже приведенных слов достаточно, чтобы заметить: за псевдоправославной маской 'Вселенской Церкви Иоанна Богослова' скрывается ересь. О том же можно судить и по названиям разделов книги: 'Апостасия— вселенское отступление. Апокалипсис, число 666, Антихрист. Третья мировая война. Вселенская Церковь Иоанна Богослова. Православная церковь и святые отцы о призвании Иоанна Богослова на вторичное дело благовестия и руководство церковью в последние времена'. Однако недостаточно знакомые с Православным вероучением люди, покупающие книги Олега Моленко и диски с его проповедями, сначала могут и не сообразить, с кем и чем они имеют дело, и увлечься словами Урюпина-Моленко. Особенно если учесть, что автор сделал себе широкую рекламу и активно продает свои издания через интернет-магазины и розничные книжные сети. Так что противник «арменской» ереси стал жертвой другой ереси. Остается вспомнить: не судите и не судимы будете.
В.Х.
18.8.9
ОТВЕТ:
Уважаемый Николай П.! Спасибо за добрые пожелания. Я хотел бы быть правильно понятым. Проблема не в том, что иеромонах Алексий написал какую-то вздорную диссертацию. Проблема не в том, что иеромонах Алексий более чем некорректно ответил на мое письмо. Проблема заключается в том, что труд иеромонаха с многочисленными ошибками и нелепыми обвинениями в адрес Армянской церкви стал учебным пособием для семинаристов РПЦ. Около пяти лет семинаристы РПЦ получают искаженные знания по истории христианства на Кавказе. Со школьных лет нам известно, что вещий Олег мстил неразумным хазарам на набеги на русские земли. А ведь неразумные хазары нападали на Кавказскую Албанию. Видимо про эти нападения иеромонаху не известно. Между прочим, хазары – это один из тех, далеко не единственных, народов, которые исчезли в глубине веков, не оставив о себе никаких литературных памятников. Но ни один историк не обвинил русских в уничтожении памятников. Что же позволяет Бакинскому богослову объявлять Армянскую церковь главным виновником гибели памятников Албании Кавказской? Желание угодить Бакинскому Кесарю? Более 4 веков в центре Москвы стоит Покровский собор, один из приделов которого посвящен св. Григорию, епископу Великия Армения. Почему же иеромонах, вспоминая св. Григория Армянского, не счел нужным вспомнить, что он был епископом Великой Армении?
С уважением, Валерий Х.
18.8.9
ОТВЕТ:
Смешанная комиссия
по богословскому диалогу
между Православной Церковью
и Ориентальными Православными Церквями
Православный центр Вселенского
Патриархата, Женева, 23-28 сентября 1990 г.
Вступление
Третье заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквами состоялось в Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, с 23 по 28 сентября 1990 г.
Официальные представители двух семей Православных Церквей и их консультанты встретились в атмосфере молитвенного служения Св. Духу и теплой, сердечной, христианской братской любви. Мы почувствовали благодатное и великодушное гостеприимство Святейшего Патриарха Димитрия I в лице Преосвященного Митрополита Дамаскина Швейцарского в Православном Центре Вселенского Патриархата. Мы также побывали на приемах в резиденции Митрополита Дамаскина и в резиденции Его Превосходительств г-на Керкиноса, посла Греции в ООН, и его супруги г-жи Керкинос.
34 участника (см. список) прибыли из Австрии, Болгарии, Кипра, Чехословакии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Греции, Индии, Ливана, Польши, Швейцарии, Сирии, Великобритании, США, СССР (Русская, Грузинская и Армянская Церкви), Югославии. Заседания этих шести дней возглавлялись Преосвященным Митрополитом Дамаскиным Швейцарским и Преосвященным Митрополитом Бишоем Дамиеттским. Его Преосвященство Митрополит Дамаскин в своей торжественной речи на открытии заседаний призвал участников встречи "работать в духе смирения, братской любви и взаимного признания" с тем, чтобы "Господь Веры и Глава Своей Церкви" направил нас Св. Духом по скорейшему пути объединения и общения.
Митрополит Дамаскин, Митрополит Бишой
На заседании были представлены два доклада: один от богословской подкомиссии, которая проводила свое заседание в Православном Центре, Шамбези, а другой - от подкомиссии по пастырским взаимоотношениям, которая работала в монастыре Анба Бишой, Египет (31 января-4 февраля 1990 г.). Участникам заседания были даны следующие документы, подготовленные богословской подкомиссией:
1. Догматические формулировки и анафемы поместных и Вселенских Соборов в их социальном контексте - профессор Иоанн Романидис, Элладская Церковь.
2. Анафемы и Соборные решения - две проблемы, которые необходимо решить для восстановления общения между Ориентальными Православными Церквами и Православными Церквами - доктор Павел Мар Григорий, Митрополит Дельфийский, Ориентальная Православная Сирийская Церковь.
3. Исторические факторы и Халкидонский Собор - О. Т. Малагия, Коптская Ориентальная Православная Церковь.
4. Исторические факторы и терминология Халкидонского собора (451 г.) - профессор, доктор Власий Фидас, Православная Александрийская Патриархия.
5. Объяснения Христологических догматов сегодня - Митрополит Георгий Ходр, Православная Антиохийская Патриархия.
6. Объяснение Христологических догматов сегодня - Епископ Месроп Крикорян, Армянская Апостольская Эчмиадзинская Церковь
Эти шесть документов, два сообщения подкомиссий и "Итоговые заключения" Четвертых неофициальных переговоров в Адисс-Абебе (1971 г.), которые были приложены к сообщению богословской подкомиссии, составили основу нашей интенсивной и дружественной дискуссии по этим пред-метам и по поводу тех действий, которые должны быть предприняты. Проектная комиссия, состоящая из Митрополита Георгия Ходра, Митрополита Павла Мар Григория, Архиепископа Кашишьяна, Архиепископа Гарима, профессора Ивана Димитрова (Болгария), а также профессора Власия Фидаса и епископа Крикоряна, исполнявших обязанности секретарей, составила проект Второго согласованного Заявления и Рекомендаций Церквям. Другая проектная комиссия - в составе: профессора Папавассилиоса (Кипр), Епископа Христофора (Чехословакия), Митрополита Павла Мар Григория, Ликва-Селтаната Хабта-Мариама (Эфиопия) и секретаря о. доктора Георгия Драгаса - составила проект Рекомендаций по пастырским вопросам.
Ниже приводится текст единогласно принятого Второго согласованного Заявления и Рекомендации.
Второе согласованное заявление и рекомендации церквам
Первое согласованное Заявление по Христологии, принятое Смешанной Комиссией по богословскому диалогу между Православными и Ориентальными Православными Церквами на нашей исторической встрече в монастыре Анба Бишой в Египте (20-24 июня 1989), явилось основой данного Второго согласованного Заявления по нижеследующим положениям нашей общей веры и понимания, а также -основой рекомендаций в отношении тех шагов, которые должны быть сделаны для достижения общения между нашими двумя семьями Церквей во Иисусе Христе, Который молился "да вси едино будут".
1. Обе семьи единодушны в осуждении ереси Евтихия. Также обе семьи исповедуют, что Логос, Второе Лицо Святой Троицы, от Отца рожденный прежде всех век и единосущный Отцу, воплотился и был рожден от Приснодевы Марии Богородицы, что Он единосущен нам, совершенный Человек душой, телом и умом (nous); что Он был распят, умер, был погребен и воскрес в третий день, взошел к Небесному Отцу, где восседает одесную Отца как Господь всего Творения. На Пятидесятницу Он через сошествие Св. Духа показал Церковь как Свое Тело. Мы ожидаем Его нового пришествия в полноте Его славы, как это сказано в Писаниях.
2. Обе семьи осуждают ересь Нестория и криптонесторианина Феодорита Кирского. Они согласны, что недостаточно сказать лишь, что Христос единосущен Отцу и нам, естеством Бог и естеством человек, но необходимо также утверждать, что Логос, Бог естеством, стал естеством Человеком через Свое воплощение по исполнении времен.
3. Обе стороны согласны, что Ипостась Логоса стала сложной посредством объединения Его Божественной нетварной природы с ее волей и энергией, которая у Него общая с Отцом и Святым Духом, и тварной природы человека, которую Он принял в Воплощении, сделав Своей, вместе с ее волей и энергией.
4. Обе семьи согласны, что оба естества (природы) с их энергиями и волями объединены ипостасно и естественно (природно) неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно и что они различаются лишь в умозрении (еn theoria mone).
5. Обе семьи согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда одна Ипостась воплощенного Логоса.
6. Обе семьи согласны в отклонении тех толкований Соборов, которые не согласуются полностью с Оросом [3] Третьего Вселенского Собора и посланием Кирилла Александрийского (433) Иоанну Антиохийскому.
7. Православные согласны, что Ориентальные Православные будут продолжать сохранять свою традиционную кирилловскую терминологию "одна природа воплощенного Логоса", поскольку они признают двойную сущность в Логосе, которую отрицал Евтихий. Православные также используют эту терминологию. Ориентальные Православные согласны также, что Православные оправданно используют формулу о двух природах (естествах), поскольку признают различие лишь в умозрении. Кирилл правильно разъясняет это употребление в своем послании Иоанну Антиохийскому и в послании к Акакию Мелитинскому (РG 77, 184-201), а также в посланиях к Евлогию (РG 77, 224-228) и Суккенсию (РG 77, 228-245) .
8. Обе семьи принимают три первых Вселенских Собора, которые составляют наше общее наследие. В отношении же четырех последних Соборов Православной Церкви Православные утверждают, что вышеприведенные пункты 1-7 являются учением четырех последних Соборов Православной Церкви, в то время как Ориентальные Православные считают это утверждение Православных их личным толкованием. С этой точки зрения Ориентальные Православные относятся к этому положительно.
В отношении учения Седьмого Вселенского Собора Православной Церкви Православные Ориентальные Церкви согласны, что богословие и практика почитания икон в основном согласуется с учением и практикой Православия Ориентального, которые существовали там с древнейших времен задолго до этого Собора; и что мы не имеем разногласий по данному вопросу.
9. В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную Православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения.
10. Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые ныне разделяют нас, должны быть сняты Церквами, чтобы последнее препятствие к нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются еретиками.
Поэтому мы РЕКОМЕНДУЕМ нашим Церквам следующие практические шаги:
А. Православные должны снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.
В. Ориентальные Православные должны в то же время снять все анафемы и осуждения всех Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.
С. Способ снятия анафем должен быть выбран каждой Церковью индивидуально.
Полагаясь на силу Св. Духа, Духа Истины, Единства и Любви, мы представляем это Согласованное Заявление и Рекомендации нашим святым Церквам на их рассмотрение и для дальнейших действий, молимся о том, чтобы этот же Дух привел нас к тому единству, о котором молился и молится наш Господь.
Шамбези, 28 сентября 1990 г.
Со стороны Православной Церкви:
Сопредседатель – Митрополит Дамаскин, Вселенский Патриархат.
Секретарь – Профессор Власий Фидас, Православная Александрийская Патриархия.
Со стороны Ориентальных Православных Церквей:
Сопредседатель - Митрополит Бишой, Коптская Православная Церковь.
Секретарь - Епископ доктор Месроп Крикорян, Армянская Эчмиадзинская Церковь.
Православные участники:
Профессор Афанасий Аранити, Митрополит Хризостом Перистерионский, Профессор о. Георгий Драгас - Вселенский Патриархат;
О. Тадрос Малатий, О. Георгий Кондорфа, Митрополит Георгий Ходр; Митрополит Евстафий - Антиохийская Патриархия;
Г-н Николай Заболотский; г-н Григорий Скобей – Московская Патриархия;
Профессор Стоян Госвеч - Сербская Патриархия;
Доктор Иван Желев Димитров - Болгарская Патриархия;
Митрополит Сухумский Давид, г-н Борис Гагуа – Грузинская Патриархия;
Митрополит Аксумийский Петр - Александрийская Патриархия;
Хорелископ Варнава Саламинский - Кипрская Церковь;
Профессор Андреас Папавасилиу, Митрополит Мелетий Никопольский, профессор о. Иоанн Романидис - Элладская Церковь;
Епископ Иеремия Вроцлавский, Епископ Христофор Оломоуцкий - Польская Православная Церковь;
О. Иосиф Хаусер - Православная Церковь Чехословакии;
О. Хекки Хеттунен - Финская Православная Церковь.
Ориентальные Православные участники:
Митрополит Павел Мар Григорий - Православная Ориентальная Сирийская Церковь;
Доктор Иосиф М. Фалтас, помощник секретаря - Коптская Православная [Ориентальная] Церковь; Епископ Серапион - Александрийская Патриархия; Матта Рум - Сирийская Ориентально-Православная Церковь; Архиепископ Месроп Кашешьян - Армянская Эчмиадзинская Церковь.
Архиепископ Абба Гарима, Хабта-Мариам Харкине - Эфиопская Православная Церковь.
[1] В оригинале документа Православные участники называются "Восточными Православными"; в данной публикации для удобства понимания слово "Восточные" далее везде опускается. Ориентальными православными в документе именуются монофизиты.
[2] монофизитская.
[3] Определением.
[4] РG - Раtrologial сurrus соmpletus/Ассurante J.-P. Migne. Series gracca. Т. 1-161. Раrislis 1857-1865.
http://www.krotov.info/acts/20/1980/19900928.html
Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, - сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) – Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви». А во время заключительного выступления на пленарном заседании Синодальной Богословской комиссии состоявшейся 2-го февраля 1998-го года Митр. Кирилл сказал: «Сегодня перед нами открывается уникальная возможность включить в процесс рецепции все здоровые богословские силы – духовные школы, монашество, иерархию, клир, богословов. Настало время начать серьезное обсуждение вопроса об участии Православной Церкви в экуменическом движении на страницах церковной прессы. Это должна быть именно серьезная и вдумчивая дискуссия, а не злобная перебранка. И вести дискуссию должны люди богословский образованные, ответственные, духовно опытные. Неофитский задор в такой дискуссии совершенно неуместен» (Митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и экуменизм: новые вызовы», МДА, «Церковь и время», N3 (6), 1998, стр. 65).
V.
18.8.9
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Валерий.
Здесь не форум, где бы мы с
вами постоянно пререкались по вопросам
истории и веры, и я не собираюсь вступать с
вами в продолжительные дебаты. Я напишу
вам ответ на ваше письмо и этим закончу
разговор на данную тему.
К
сожалению, мною вначале не сразу был
прочитан ваш вопрос, заданный иеромонаху,
как-то не обратили внимание на ссылку.
Вы пишете: "Ответ
иеромонаха замечателен, на мой взгляд,
прежде всего, своим замечательным
вступлением". Вы обвиняете отца Алексия в
жестком, некорректном ответе, а сами
отвечаете еще в более наглой форме,
недостойной взрослого мужчины. Ваше
вступление намного хуже его: ""но
говорит, говорит и говорит, чтобы не
выглядеть немым". С моей стороны никаких
оскорбительных выпадов в ваш адрес не было.
К вашему сведению, на сайт заходят люди
именно для того, чтобы поговорить, задать
вопрос и получить ответ. Кстати, мною
сказано было совсем немного, несколько
строчек, остальное - ответы священников.
Теперь же все-таки придется поговорить
подольше.
Прежде, чем обличать других,
понаблюдайте за собой. Так судите себя тем
же судом, каким судите других. Судя по
вашему письму-вопросу, вы хотели узнать "мнение
человека, согласен ли он с выводом
иеромонаха Алексия?" Я один из людей, и
я с эти мнением согласен. Так же, как
согласно и то многочисленное священство,
допустившее его работу до того, чтобы
она преподавалась в Ставропольской
семинарии. Неужели вы думаете, что стоит
монаху написать книгу и ее сразу же будут
использовать для обучения в семинарии?
Прежде чем допустить книгу в качестве
учебного пособия, она проходит через
множество рук, все печатается и делается
после чтения, проверок, благословения
архиереев, священства. Все это для вас факты,
видимо, незначительные. Для вас ошибками
является то, что не устраивает ваши амбиции.
Вы спросили - вам ответили, так могли бы
успокоиться, как говорил предыдущий
оппонент, если дело только в этом. Или вы
будете задавать вопросы несколько лет до
тех пор, пока не найдете
единомышленника?
Ваша последняя
фраза "не судите и не судимы будете"
также абсолютно не к месту.
Тогда не судите и сами иеромонаха Алексия
за якобы "многочисленные ошибки и
искажения истории". Вы говорите, что он
написал книгу, пытаясь "угодить"
епископу Бакинскому и Прикаспийскому. Вы же
можете угождать армянскому епископу,
исповедующему ересь, почему же тогда не
может отец Алексий угодить православному
епископу Александру, исповедующему
истинную веру? Почему же вы не видите
бревна в своем глазу?
Да, как вы меня
назвали, я борец с ересью, но борюсь с нею по
мере сил не ради того, чтобы потешить свои
амбиции, а из-за того, что жаль, искренне
жаль людей, губящих свою душу.
Вполне понятно ваше желание выдать
желаемое за действительное, желание
переписать исторические факты в угоду
вашим представлениям, желание выдать
армянскую, или как вы пишете "арменскую"
ересь за истинное вероисповедание.
Если большая часть вашей,
моей, или любой другой нации исповедует
ересь, можно за них скорбеть и молиться, но
действовать лучше не в угоду людям
ошибающимся или соблазняющимся, - а в
угоду Богу.
Я не имею ничего против
ни вас, ни армян, ни какой-либо другой
национальности, но желаю вам понять
истину и спастись.
Я сужу не вас, а ересь,
которую вы пытаетесь выдать за правду. Вы
имеете право ошибаться в своих суждениях.
Но не имеете права ни перед Богом, ни перед
людьми выдавать ересь за истину. Если бы
почитание истинной веры было не столь важно,
не собирались бы соборы, осуждающие ересь
Ария, Нестория, Евтихия и пр. Если бы эта и
прочие ереси не были бы так мерзки перед
очами Божиими, Николай Чудотворец,
угодник Божий не ударил бы по щеке еретика,
соблазняющего своей ересью огромное
количество людей.
Что касается ответов
священников:
Прекрасный тактический прием -
обрисовать какой раскольник Моленко, как
плохо он поступает и скрыть, задвинуть в
дальний угол, не обратить внимание людей
на СУТЬ им написанного. В упор не видеть
того, что он в данном случае говорит от
имени отцов Вселенской церкви. Видимо вам
ни о чем не говорят имена столпов
православия - Иоанна
Кронштадского, Феофана Затворника,
Серафима Саровского, почитающих армянскую
церковь за еретическую.
Нужно быть слепым и
глухим духовно, чтобы не разглядеть главную
Божью анафему - Бог, не давший
благодатного огня армянскому епископу, а
давшему через колонну православным -
вот и показывается, где истинная вера, где
ложная. Колонна с расщелиной в Иерусалиме у
гроба Господня на века является
свидетельством этого позора. Это ли не
обличение "арменской" ереси?
Вы принимаете тот факт, что
Моленко раскольник и не хотите понимать,
что вы сами - еретик, если почитаете
нынешнюю армянскую ересь за истину. Чем же
вы от него отличаетесь? Почему же вы не
обратили внимание на первый ответ
православного священника?
Вы прекрасно знаете,
что можете зайти на ЛЮБОЙ православный
сайт, задать вопрос об истинности ныне
существующей армянской церкви священнику
и все архиереи, священники ответят
вам то, что таковая не является истинной.
Могу дать вам десятки ссылок, но знаю, что вы
просто не захотите обращать на них внимания.
К ответу отца Моленко было
прибегнуто только потому, что он
наиболее полно, точно и ясно ответил на этот
вопрос. Другие священники, священники
православные, отвечали то же, но более сжато,
конкретно. Мне жаль, что Моленко
оказался в расколе, при его даре слова,
объяснении житейских проблем с точки
зрения Священного писания, было бы приятней
видеть его не в стане раскольников, а в
стане друзей. Но гордость, высокоумие,
непринятие никакой критики привели его к
расколу и могут сгубить его душу. Но -
надежда на раскаяние и спасение, пока
человек не умер - всегда остается.
Неискушенному человеку
конечно же лучше не заходить на его сайт.
Но много полезного узнать из его проповедей
все таки можно. Так же, как можно
почерпнуть полезную информацию и из
телевизионных передач (несмотря на то, что
телевидение сейчас настолько опошлилось,
что его не рекомендуют смотреть вовсе),
можно получить полезную информацию и из
Интернета (который тоже сейчас не особо
одобряют), просто надо уметь отличать зерна
от плевел, советоваться с духовником и
старцами хотя бы через изречения
Святых Отцов. Да и православной
литературы, дисков с документальными
фильмами о православии и пр. сейчас
более чем достаточно.
Вы пишете: "Армянская Церковь всегда
оставалась верной Православию, - сказал при
встрече с главой ААЦ-и США Митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев)
- Она воспринимается Русской Церковью как
Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет
общую веру и догматы отцов Церкви".
Армянская церковь
оставалась верной православию до
определенного времени. Никто же не спорит,
что со времен проповеди истинной веры в
Армении апостолом Фаддеем были истинно
православные армяне и истинная церковь в
Армении. Но то, что она и до сих пор остается
"верной православию" - абсолютнейшая
чушь. Верной православию на данный момент
являются армяне, крестившиеся в
православной церкви. Это наши братья и
сестры по вере. Может быть понятен
дипломатический ход митрополита с целью
создания мира между народами, но в угоду
политике и дипломатии не мешают
несмешиваемое. И ваш подхалимаж к РПЦ,
желание породниться и называть
православную церковь - сестрой, не делая
шагов навстречу в искоренении ереси, просто
смешон.
Если бы армянская,
католическая, протестантская христианские
церкви (мало называться христианскими, надо
еще и жить и действовать не по своему
ложному мудрствованию, но по вере святых
Отцов, идущей со времен Иисуса Христа и его
Апостолов), действительно признали и
отреклись бы от своих заблуждений, публично
покаялись и присоединились к
православной церкви и имели бы с ней
евхаристическое общение - тогда можно было
говорить об объединении христиан. Это
было бы чудо из чудес, радость радостей
Мы стали бы
братьями и сестрами по вере, единой
истинной православной. В последнее
время к нашей большой радости
присоединилась к нам зарубежная церковь.
К сожалению, в
представленном вами документе все
представлено иначе.
Еретики должны снять
анафемы с православных?? Да, но со стыдом и
признанием своей вины.
Православные должны снять анафемы с
тех, кого считали еретиками?? Пусть те
отрекутся от ереси и тогда уже
присоединяются к православию. Иначе
поступать - играть с огнем. С Богом в шутки
не шутят.
Страшный документ
представлен вами - указание на то, что
времена антихристовы не так уж и далеки.
Экуменическое движение,
соединение религий в одну общую, избрание
единой веры независимо от того,
отказываются ли таковые от своих прежних
заблуждений и ересей, а также
впоследствии и избрание единого
мирового лидера, о чем предупреждали многие
святые отцы - это подготовка к приходу
антихриста.
"Ибо в последние времена архиереи и
священство так онечестивятся, что
нечестием своим превзойдут таковых во
времена Феодосия+" - знакомо предсказание
святых отцов?
В.М..
15.9.9
Ждем Ваших вопросов и ответов !
Пользуйтесь любыми материалами без письменного разрешения автора сайт - православный, некоммерческий
© Николай Ардабьевский. Москва Россия
начало создания 5 августа 1997 г.