ВОПРОС: |
|
|
Можете ли Вы объяснить,
почему в двух евангелиях - Матфея и Луки -
даются разные родословные Иисуса? Они
совпадают, начиная от Авраама до Давида,
а далее у Матфея говорится - Соломон, а у
Луки - другой сын Давида, Нафан, и начиная
с этого места и до Иисуса евангелия
расходятся. Может быть, речь идёт о двух
разных Иисусах? |
ОТВЕТ: |
|
|
На самом деле ни
какого противоречия между Матфеем и
Лукой нет. Если обратить внимание на
стих 23 третьей главы Евангелия от Луки,
то можно увидеть, что автор и не
претендует на истину в последней
инстанции, а скромно излагает
общераспространённое мнение "...и был
КАК ДУМАЛИ, СЫН ИОСИФОВ...". Таким
образом не наносится ущерба и
богодуновенности
Дорофеев Ф.А |
ОТВЕТ: |
|
|
Родословие
Христа в эти двух Евангелиях
действительно различны. Но объясняется
это достаточно просто - ошибкой
Евангелиста, или переписчиков, благодаря
которым сам текст дошел до Вселенского
Собора 363 года, когда и был утвержден
канон Нового Завета. Дело в том, что мы
верим в то, что Евангелисты были
вдохновлены на написание Евангелий Духом
Святым, но это не стоит понимать как
буквальную диктовку Св. Духа
Евангелистам текста. По вдохновению
Божию все вероучительные стихи в Писании
истины, но данный стих не относится к их
числу. Поэтому мы и имеем данное
противоречие, во соблазн маловерным и
испытание верующим.
|
ОТВЕТ: |
|
|
Существует новая версия,
основанная на большем доверии к
истинности Писания. Она говорит, что это
различие не является ошибкой
евангелистов или переписчиков (трудно
представить, что можно было ошибиться в 40
поколений), в противном случае возникло
бы искушение и другие стихи Нового Завета,
не поддающиеся пониманию, подвергнуть
сомнению. Новая версия говорит, что оба
родословия действительно истинны, однако
говорят о разных младенцах Иисусах. Это
утверждение основано на анализе различий
самих евангелий от Матфея и Луки: у Матфея
описывается рождение царя (рождение
происходит в доме, об этом мудрецам
возвещает звезда, и они едут поклониться
царю), а у Луки рождается "простой
человек" (в хлеву, и об этом пастухам
возвещают ангелы). У Матфея говорится об
избиении младенцев и бегстве в Египет, а у
Луки об этом даже не упоминается, вся
атмосфера рождения там пронизана
добротой и спокойствием.
Отсюда делается вывод, что примерно в
одно и то же время были рождены два
мальчика Иисуса от разных родителей -
один по Соломоновой царской ветви, а
другой по Нафановой священнической, и эти
рождения описаны в двух разных
евангелиях. На 12-м году жизни (эпизод,
когда Иисус был найден в иерусалимском
храме) один из мальчиков (по царской линии
Соломона) умирает, а другой чудесным
образом наследует его мудрость (прежние
его родители очень удивлены этой
неожиданно появившейся мудрости). Это
утверждение основано, в частности, на
анализе некоторых средневековых картин (например,
"Мадонна Террануова" Рафаэля или "История
о 12-летнем Иисусе во храме" Боргоньоне
из росписи церкви св.Амвросия в Милане). У
Рафаэля изображена Мария и ТРОЕ
младенцев, один из которых Иоанн. Один из
мальчиков имеет взрослые пропорции тела -
считается, что это "царский" сын. У
Боргоньоне изображён мальчик, сидящий на
троне в храме и поучающий мудрецов, а
рядом - другой точно такой же мальчик,
окутанный в тень и печально уходящий из
зала.
Сергей К.
|
ОТВЕТ: |
|
|
По поводу различия родословий
Иисуса у двух Евангелистов. Мне известны
еще две версии:
- расхождения объясняются обычаев "восстановления
семени", один евангелист указал "юридическую"
родословную, второй - фактическую.
Версия классическая.
- Матфей дает "официальную" -
отцовскую родословную, Лука - "по крови",
т.е., родословие Марии.
Кстати, Иоанн Златоуст подробно
рассматривает эту и другие неясности
родословия Иисуса в своих толкованиях на
Евангелие от Матфея.
С уважением,
Владимир Г.
|