ВОПРОС - ОТВЕТ !!!
На этой страничке мы отвечаем на Ваши
вопросы.
Спрашивайте
!
Если Вам известен другой ответ
направьте
его нам !
В О П Р О С:
Где в православных изданиях можно прочитать о символике игральных карт ?
О Т В Е Т:
газета "Одигитрия" (Украина, г.Винница)Почему нельзя играть в карты, раскладывать пасьянс, пользоваться карточной символикой и тем более гадать хоть на пиковую даму, хоть на червовую? Символы, изображения, иероглифы - отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Есть понятия, которые не должны присутствовать даже в мыслях. По тем же причинам нельзя рисовать нечестивые сюжеты ради самих сюжетов любым способом: натуралистическим, символическим или знаковым (табуированным), в том числе карточным.
Толковый словарь В.И. Даля дает следующее определение картам: "склеенные, небольшие бумажные листочки с изображением очков по четырем мастям и фигур". Карты имеют древнюю историю, происхождение их до сих пор точно не установлено. Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В словаре Чинг-цзе-Тунга говорится, что карты изобретены в 1120г. (по христианскому летоисчислению), а в 1132г. были в Китае уже в повсеместном употреблении. По другой версии карты были изобретены в Египте и предназначались для гадания. Карточные масти использовались в Византии для украшения тканей. В Западной Европе карты появились в
ХІV веке. В современном виде с королями, валетами и.д. они существуют с XV века.
По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли или, как его прозвали в народе - Чертелло, в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - чёрным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.
Началась в Третьем Риме картёжная эпидемия, "резались на деньги". Карты стали пользоваться спросом, и Черчелли задумал развить в Москве особый вид картёжного бизнеса, который к тому времени уже процветал на Западе, - печатание карт. Соблазнительное предложение его было встречено москвитянами довольно прохладно. Первопечатник Иван Фёдоров участвовать в таком деле наотрез отказался.
Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.
В XVIII веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось и вообще, при исследовании о запрещенных играх, повелено было "поступать с осторожностью, дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств". Страсть к игре возрастала, и уже никого не интересовало, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз?
ТРОЙКА, СЕМЁРКА, ТУЗ
Словарь Ушакова отвечает: "туз" - слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы.
Структура карточной колоды всем известна: король, дама, валет (от французского "слуга"), ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших. Иногда в колоду добавляется еще одна карта - Джокер. Легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики... А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. Карта "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. На вершине пирамиды, в любом раскладе, находится отнюдь не монарх, а тот самый
Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь господствующий в воздухе, символизирован не одним очком, а номером первым.
Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: "Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его" (Отеч. стр.549). Познакомившись со структурой карточной колоды, давайте посмотрим, что представляют собой загадочные символы - "трефы", "вини", "черви" и "бубны".
"МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ!"
В разных странах эти символы называют по-разному и по-разному трактуют их значение. Так "черви" представляются сердцем, чашей; "вини" - лопатой, жёлудем, мечом; "бубны" - бриллиантами, колоколами, монетами; "трефы" в большинстве стран несут на себе одно название - "дубинка". Но существуют и другие объяснения данной символики, по которым все четыре картёжные масти подразумевают священные предметы - орудия страдания и смерти Божественного Искупителя.
"Трефа" или "крести" - карта с изображением креста "трилистника", креста Христова, которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть". Задумываются ли увлёкшиеся картёжники, какой хулой на Господа оборачивается их "невинное" занятие!
Картежная масть "вини", или иначе, "пики" символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал в Своем провидении Господь, устами пророка Захарии, "что воззрят на Того, Которого пронзили" (Зах.12;10), так и произошло: "один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра" (Ин.19,34).
Картежная масть "черви" подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины "дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68;22). Так и сбылось "один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить" (Мф.27;48).
Картежная масть "бубны" - графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь, устами псалмопевца Давида, что "пронзили руки Мои и ноги Мои" (Пс.22;17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин.20;25).
"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картёжных игр заключается в унижении наших святынь, ведь покрывая крест "козырной шестёркой" игроки верят, что "шестёрка" эта выше и сильнее Животворящего Креста!
Итак, игральные карты - отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых "глубин сатанинских" (Откр.2,24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните: кто выше карточного короля.
Бывает часто с игроком:
Сел богачом -
встал бедняком.
Кто карты взял,
прельстясь наживой,
Тому не знать игры
счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!
Себастиан БРАНТ. 1494 г.
О Т В Е Т:
(История развития формы креста. гл. Крест "трилистник, копие, губка и гвоздь" Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Подготовлено редакцией альманаха "Жизнь вечная" на правах рукописи. Автор-составитель: К.В.П. Москва, март-апрель 1997 г. http://www.wco.ru/biblio/ (раздел справочники))
Мотивы возмутительного
осквернения и похуления святого Креста
сознательными крестоненавистниками и
крестоборцами вполне объяснимы. Но когда
видим христиан, втянутых в это гнусное
дело, тем более молчать нельзя, ибо - по
слову святителя Василия Великого - "молчанием
предается Бог"!
Так называемые "игральные
карты", имеющиеся, к несчастью, во
многих домах, есть орудие бесо-общения,
посредством которого человек непременно
входит в контакт с демонами - врагами Бога.
Все четыре картежные "масти"
подразумевают не что иное, как крест
Христов вместе с другими
равнопочитаемыми у христиан священными
предметами: копьем, губкой и гвоздями, то
есть все то, что было орудиями страданий и
смерти Божественного Искупителя.
И по невежеству многие
люди, перекидываясь "в дурака",
позволяют себе хулить Господа, беря, к
примеру, карту с изображением креста "трилистника",
то есть креста Христова, коему
поклоняется полмира, и, швыряя ее
небрежно со словами (прости, Господи!) "трефа",
что в переводе с идиш означает "скверный"
или "нечисть"! Да мало того, эти
смельчаки, заигравшиеся в самоубийство,
по существу, верят в то, что крест этот "бьется"
какой-нибудь паршивой "козырной
шестеркой", вовсе не ведая, что "козырь"
и "кошер" пишется, например по-латыни,
одинаково.
Давно пора было бы
прояснить подлинные правила всех
картежных игр, при которых "в дураках"
остаются все играющие: они состоят в том,
что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски
называемые талмудистами "кошерными"
(то есть "чистыми"), якобы имеют силу
над Животворящим Крестом!
Если знать о том, что
игральные карты невозможно использовать
в других целях, кроме сквернения
христианских святынь на радость бесам, то
станет предельно понятна роль карт и в
"гаданиях" - этих гадких исканиях
бесовских откровений. Надо ли в связи с
этим доказывать, что всякий
прикасавшийся к колоде карт и не
принесший искреннего покаяния на
исповеди в грехах богохульства и
кощунства имеет гарантированную
прописку в аду?
Итак, если "трефы"
- это хула беснующихся картежников на
специально для этого изображаемые кресты,
называемые еще ими "крести", то что
же тогда означают - "вини", "черви"
и "бубны"? Не станем утруждать себя
переводом и этих ругательств на русский
язык, так как у нас не учебник идиша; уж
лучше откроем Новый Завет для пролития на
бесово племя невыносимого для них Света
Божиего.
Святитель Игнатий
Брянчанинов в повелительном наклонении
назидает: "ознакомься с духом времени,
изучи его, чтоб по возможности избегнуть
влияния его" .
Картежная
масть "вини", или иначе "пики",
хулит евангельскую пику, то Как
предсказывал о Своем прободении Господь,
устами пророка Захарии, что "воззрят
на Того, Которого пронзили" (12:10), так
и произошло: "один из воинов (Лонгин)
копьем пронзил Ему ребра" (Ин. 19:34).
Картежная
масть "черви" хулит евангельскую
губку на трости. Как предупреждал о Своем
отравлении Христос, устами царепророка
Давида, что воины "дали Мне в пищу
желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом"
(Пс. 68:22), так и сбылось: "один из них
взял губку, напоил уксусом и, наложив на
трость, давал Ему пить" (Мф. 27:48).
Картежная
масть "бубны" хулит евангельские
кованые четырехгранные зазубренные
гвозди, коими были прибиты руки и ноги
Спасителя ко древу Креста. Как
пророчествовал Господь о своем
гвоздичном пропятии, устами псалмопевца
Давида, что "пронзили руки Мои и ноги
Мои" (Пс. 22:17), так и исполнилось:
Апостол Фома, сказавший "если не у
вижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего враны от гвоздей, и не
вложу руки моей в ребра Его, не поверю"
(Ин. 20:25), "поверил, потому что увидел"
(Ин. 20:29); и Апостол Петр, обращаясь к
соплеменникам, свидетельствовал: "мужи
Израильские! - говорил он, - Иисуса
Назорея (...) вы взяли и, пригвоздив (ко
кресту) руками (римлян) беззаконных,
убили; но Бог воскресил Его" (Деян. 2:22,
24).
Распятый со Христом
нераскаянный разбойник, подобно нынешним
картежникам, хулил крестные страдания
Сына Божия и, по завзятости, по
нераскаянности, навсегда отправился в
преисполню; а разбойник благоразумный,
подавая всем пример, покаялся на кресте и
тем наследовал вечную жизнь с Богом.
Поэтому будем помнить твердо, что для нас,
христиан, не может быть никакого другого
предмета упований и надежд, никакой
другой опоры в жизни, никакого другого
объединяющего и вдохновляющего нас
знамени, кроме единственно спасительного
знамения непобедимого Креста Господня!